Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Работа над ошибками. Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Формировать представление о понятии «информация». Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять подведение под понятие |
III. Анализ диктанта, работа над ошибками, допущенными в диктанте | Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности. Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ. Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок. Организует работу в парах по типам допущенных ошибок | Объясняют выбор написания орфограммы в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов). Обнаруживают и исправляют орфографические ошибки в словах на данную орфограмму. Группируют ошибки по видам орфограмм, работают над каждым видом орфограмм | Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя |
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 69. Упражнение 70 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте предложения. – В каком времени стоят все глаголы в предложе- ниях? – Надо ли определять спряжение глагола прошедшего времени, чтобы правильно написать его безударный суффикс? Посмотрите объяснение на плакате Летучей Мыши. – Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. – Спишите текст. Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени. – Выделите у них глагольный суффикс и суффикс глагола прошедшего времени | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. – Все глаголы в предложениях стоят в форме прошедшего времени. – Спряжение у глаголов в форме прошедшего времени определять не нужно, а безударный гласный перед суффиксом -л- – это не что иное, как глагольный суффикс, который можно узнать, поставив глагол в начальную форму. Объясняют написание глаголов в прошедшем времени: трог/а/л – трог/а/ть, прикас/а/лся – прикас/а/ться, смотр/е/л – смотр/е/ть, вид/е/л – вид/е/ть | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
V. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 71. Упражнение 72 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте отрывок из стихотворения. – Выделите глагольные суффиксы у глаголов в скобках. – Спишите, вставляя нужные буквы. Глаголы в скобках ставьте в форму прошедшего времени. – Выделите в каждом из них оба суффикса. – Спишите, вставляя нужные буквы. Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени. – Разберите их по составу | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выполняют запись: Было тихо, очень тихо – Тихий час теней. Лишь будильник робко тик/а/л, Мышь скреблась, Сверчок пилик/а/л, Козлик мек/а/л, Кот мяук/а/л, Поросенок дерзко хрюк/а/л, Бык рев/е/л, И две собаки Дружно вторили во мраке Ржанию коней. Учащиеся выполняют запись: Медвежонок сонный вышел И застыл на задних лапах. И у/вид/е/л, И у/слыш/а/л, И у/чу/я/л теплый запах. Запах радостный и свежий Ветра, Что листву колышет | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 47 | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. Цель: обратить внимание школьников на то, что у глагола в прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется глагольный суффикс, который есть в неопределенной форме. – Глаголы в скобках поставьте в форму прошедшего времени, ед. ч., м. р. – Найдите сложное слово | Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. Рассуждение ученика: 1. Глаголы в скобках ставлю в форму прошедшего времени, ед. ч., м. р. и выделяю глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени: горел, гудел, шипел, кипел, свистел, сверкал, пыхтел, пускал, урчал, бурчал, угощал. 2. Сложное слово самовар: самовар – сам варит: сам/ + о + вар/ = самовар | Анализировать объекты с целью выделения признаков. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
VI. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Как правильно написать безударный глагольный суффикс глаголов прошедшего времени? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | узнал… | выполнил… | научился… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 46 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Новое словарное слово: солдаты. 2. Вставляю пропущенные буквы: строем (конём), выглядел (гляде́ть), героем (сл. слово). 3. Шли (прош. вр., мн. ч.), выглядел (прош. вр., ед. ч.) | Формировать навыки самоорганизации |