II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 8 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте текст по цепочке. – Можно ли назвать этот текст сказкой? Сумеете доказать, что автор использует прием олицетворения? – Какие природные явления он одухотворяет? Зачитайте нужные цитаты. – История, рассказанная в этой сказке, напоминает Самые Древние, Просто Древние или Менее Древние сказочные истории? Почему? Процитируйте строчки, которые привели вас к этому выводу | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. – В этом тексте природные явления (зима, весна, почки деревьев) ведут себя, как живые существа: обижаются, прячутся, разговаривают друг с другом. – В подтверждение того, что автор пользуется олицетворением, можно процитировать такие фрагменты текста: «…пока однажды зима не обиделась», «Испугалось лето, опечалилось», «Тут позвали лето почки на деревьях и сказали, что они его от зимы спрячут». – История, рассказанная в этой сказке, напоминает «самые древние сказочные истории», так как в ней объясняется причина возникновения природного явления: приход зимы и наступление весны, а также говорится о возникновении природной закономерности, того, что весенние листочки прячутся в почках. Можно процитировать слова из текста: «С тех пор лето от зимы в почки деревьев и прячется» | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Сколько частей в тексте? Почему именно столько? – Составьте план теста. – Сколько частей в плане? – Еще раз прочитайте его. Обратите внимание на знаки препинания. – Закройте учебник и письменно перескажите сказку, пользуясь планом | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся составляют план: 1. Как зима на лето обиделась. 2. Некуда лету от зимы скрыться. 3. Как лето в почки деревьев спряталось. 4. Наступление весны. 5. Куда с тех пор лето от зимы прячется. – В плане пять частей – по количеству абзацев в тексте. Учащиеся читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Приведите примеры приема олицетворения. – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | сравнил… | научился… | | Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выполнять само- оценку на основе критерия успешности. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |