II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Формировать представление о понятии «информация». Принимать и сохранять учебную задачу. Проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 9 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – В первой части учебника «Окружающий мир» прочитайте два параграфа: «Зона лесов России. Растения зоны лесов» и «Животные зоны лесов». – Познакомьтесь с планом, который составили Маша и Миша. – Соответствует ли их план содержанию разделов учебника? Расширьте каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Для этого перечитайте текст учебника и выберите из него самое главное. – Запишите свои тезисы в тетрадь. Посмотрите, как начал выполнять это задание Костя Погодин. – Подготовьте научное сообщение, опираясь на свои тезисы, и расскажите его своим соседям по парте | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся внимательно перечитывают параграфы, коротко формулируют главное, записывают тезисы. Тезисы ко второму и к третьему пунктам плана могут выглядеть примерно так: 2. Основные деревья тайги, смешанного леса и широколиственного леса. Где расположена тайга и какие деревья для нее характерны. С чем связана выносливость хвойных растений. Другие растения тайги. Что такое смешанный лес и в каких районах он находится. Мелколиственные и широколиственные деревья. Где расположены широколиственные леса. Какие деревья в них преобладают. Многоярусность широколиственного леса: кустарники, травянистые растения и мхи. 3. Животные зоны лесов. Животные тайги и их умения приспособиться к жизни в суровых условиях. Богатство животного мира смешанных и широколиственных лесов: звери; птицы; животные, обитающие в лесной подстилке и в почве. Необходимость природоохранительных мер для сохранения животного мира наших лесов. Учащиеся работают в парах: составляют сообщение и оценивают друг друга, исходя из правил вежливости. Это могут сделать несколько учеников по очереди перед всем классом | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело |
IV. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Сформулируйте правила подготовки научного сообщения. – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | сравнил… | научился… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |