СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 50

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение"»

Урок 50. Развитие речи с элементами культуры речи.
Описание, повествование и рассуждение

Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с логикой и структурой рассуждения; способствовать формированию умений находить в тексте повествование, описание и рассуждение; содействовать развитию навыков подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с логикой и структурой рассуждения; научатся находить в тексте повествование, описание и рассуждение; подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста

Метапредметные:

•• познавательные – обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; устанавливать аналогии;

•• регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•• коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Демонстрировать выполнение пробного учебного действия

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 10

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Познакомьтесь с текстом Василия Пескова «Плёс».

– Какой текст этого автора вы уже читали?

– Уточните в толковом словаре, что такое плес.

Догадываетесь, почему городок получил такое
название?

– Каким увидел волжский городок Плес художник Исаак Левитан? Приведите нужную цитату
из текста.




– Как рассказывает о своих впечатлениях о Плесе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает городок, стоя на одном месте? Или видит его с разных сторон?

– Зачитайте цитаты, из которых ясно, что сначала автор смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу. Затем – постепенно поднимаясь на гору. Какой вид открывается с горы?




– Откуда открывается самый впечатляющий вид на город? Какое выразительное сравнение использует автор, чтобы дать читателю представление о Плесе? Подтвердите свои ответы цитатами из текста.











– Какие строчки передают уютную и спокойную атмосферу городка?






– Что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плеса? Процитируйте ту часть текста, из которой это можно понять.






– Какие свои впечатления, кроме зрительных, описывает автор? Приведите цитаты, подтверждающие ваш ответ


Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.



– Мы уже читали произведение этого автора – «Речка моего детства».



Учащиеся читают цитату из текста о взгляде И. Левитана: «…взгляд живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

– Автор текста – Василий Песков говорит о своих впечатлениях от Плеса. Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез. Отсюда Волга – как на ладони».

– Самый эффектный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый берег: «Через реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

– Автору Плес напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживленная…».

– Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка, такие: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы.
Наличники. Двери с коваными запорами.
В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

– По мнению автора, особенно ценна в облике Плеса его многолетняя история: «Сто лет почти

минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

– Кроме зрительных впечатлений автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов: «…тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином». А также запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком»

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать
осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативных задач

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Найдите в тексте описание, рассуждение и повествование.

– Какая часть текста в большей мере содержит повествование? А какая – описание? Где же автор рассуждает?

– Знакомы ли вам картины Исаака Левитана?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование.

– Далее автор рассуждает о том, почему городок Плес сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

– Затем в тексте идет подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение Плеса с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите признаки текста-рассуждения.

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют типы текстов. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

исследовал…

умею…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Составить текст-рассуждение на тему «Чем я занимаюсь в свободное время»

Записывают домашнее задание

Формировать
навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!