II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Демонстрировать выполнение пробного учебного действия |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 10 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Познакомьтесь с текстом Василия Пескова «Плёс». – Какой текст этого автора вы уже читали? – Уточните в толковом словаре, что такое плес. Догадываетесь, почему городок получил такое название? – Каким увидел волжский городок Плес художник Исаак Левитан? Приведите нужную цитату из текста. – Как рассказывает о своих впечатлениях о Плесе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает городок, стоя на одном месте? Или видит его с разных сторон? – Зачитайте цитаты, из которых ясно, что сначала автор смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу. Затем – постепенно поднимаясь на гору. Какой вид открывается с горы? – Откуда открывается самый впечатляющий вид на город? Какое выразительное сравнение использует автор, чтобы дать читателю представление о Плесе? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. – Какие строчки передают уютную и спокойную атмосферу городка? – Что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плеса? Процитируйте ту часть текста, из которой это можно понять. – Какие свои впечатления, кроме зрительных, описывает автор? Приведите цитаты, подтверждающие ваш ответ | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. – Мы уже читали произведение этого автора – «Речка моего детства». Учащиеся читают цитату из текста о взгляде И. Левитана: «…взгляд живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес». – Автор текста – Василий Песков говорит о своих впечатлениях от Плеса. Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез. Отсюда Волга – как на ладони». – Самый эффектный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый берег: «Через реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги». – Автору Плес напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживленная…». – Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка, такие: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!» – По мнению автора, особенно ценна в облике Плеса его многолетняя история: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». – Кроме зрительных впечатлений автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов: «…тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином». А также запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком» | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Найдите в тексте описание, рассуждение и повествование. – Какая часть текста в большей мере содержит повествование? А какая – описание? Где же автор рассуждает? – Знакомы ли вам картины Исаака Левитана? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование. – Далее автор рассуждает о том, почему городок Плес сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». – Затем в тексте идет подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение Плеса с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Назовите признаки текста-рассуждения. – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют типы текстов. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | умею… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения |