II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Демонстрировать выполнение пробного учебного действия. Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 36 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Спишите текст, вставляя нужные буквы. – Над глаголами укажите цифру спряжения. Используйте инструкцию. – Обратите внимание на то, что состав разных форм одного и того же глагола (начальной и формы настоящего времени) – разный: дел/ит – дел/и/ть; чин/ит – чин/и/ть. – В упражнении даны четыре глагола (штука- тур_т, крас_т, крахмал_т, глад_т), в которых не только безударные личные окончания, но и безударный глагольный суффикс -и-. Как быть? – Назовите начальную форму этих слов. Какой же глагольный суффикс у этих глаголов? Правда ли, что это суффикс -и-? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся ставят глаголы в начальную форму: прибавл/я/ть, отним/а/ть, умнож/а/ть, дел/и/ть, пришив/а/ть, чин/и/ть и т. д. – В форме настоящего времени и входит в окончание, а в начальной форме -и- – является глагольным суффиксом | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 37 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Читайте текст по цепочке. Объясняйте написание орфограмм. Примечание. Устное объяснение орфограмм в некоторых случаях затруднено – когда необходимо определить суффикс у глагола в начальной форме. Поэтому написание существительных и прилагательных дети объясняют устно по цепочке. А написание некоторых глаголов обсуждается коллективно, причем дети выходят к доске и записывают начальную форму глаголов, а учитель помогает определить глагольный суффикс. Например, в таких глаголах, как мы/ть (где нулевой суффикс) или совет/ова/ть (где суффикс -ова-, который дети еще не могут выделить сами). – В слове советует учителю необходимо подчеркнуть, что это суффикс -ова-, а не -ыва-, потому что некоторые дети записывают и на доске, и в тетрадях советывать, поскольку слышат звук [ы]. Сам учитель должен различать написание этих суффиксов. Если в глаголе есть суффикс -ыва-, то он сохраняется во всех его формах, то есть пишется и в начальных формах этих глаголов, и в личных: разыгрывать – разыгрываю, перебрасывать – перебрасываю. Если же в глаголе используется суффикс -ова-, то он есть только в начальной форме и не сохраняется в личных формах: беседовать – беседую, советовать – советую.) – Запишите текст правильно. – Покажите, как образовано слово разноцветный | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся объясняют орфограммы по цепочке: 1) разноцветный – пишу букву о, потому что это буква соединительного гласного в сложном слове: разн/ые цвет/а; 2) жираф – пишу букву и, потому что есть правило написания: «жи-ши пиши с буквой и»; 3) боится – пишу в корне букву о, потому что это «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: бо́йся; пишу т, а не ть, потому что глагол отвечает на вопрос «что делает?», а не на вопрос «что делать?»; 4) дождика – пишу букву и, потому что при изменении формы слова (дожд_к – дожд_ка) гласный слышится, он не исчез и «не сбежал», значит, это не е; 5) думает – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: дум/а/ть; 6) смоет – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: с/мы/ть; 7) цветные – пишу в корне букву е, потому что это безударный гласный в корне, проверяемый ударением: цвет; 8) друг – пишу в корне букву г, потому что это «парный по звонкости/глухости согласный в корне», который можно проверить: друга; 9) советует – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: совет/ова/ть; 10) прогулка – пишу о в приставке, проверяю словом пропуск; 11) зонтик – ход рассуждений такой же, как и в случае со словом дождик; 12) ходит – устанавливаю спряжение (II) по ударному глагольному суффиксу: ходить; 13) с тучкой – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: со звездо́й; 14) на ленточке – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: на звезде́. 15) на прогулке – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: на звезде́. 16) станови(т/ть)ся – проверяю букву гласного в безударном личном окончании, определив спряжение глагола по ударному глагольному суффиксу в начальной форме: станов/и/(т/ть)ся. Пишу т, а не ть, так как это личная форма глагола (на прогулке что делает? станов/ит/ся), а не начальная форма (что делать? станов/и/ться). Учащиеся показывают образование слова разноцветный: разноцветный = разн/ + цвет/; разн/ + о + цвет/ + н + ... = разн/о/цвет/н/ый | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 31 | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. Цель: учить писать безударные личные окончания глаголов; учить делать словообразовательный анализ. – Вставьте пропущенные буквы. – Найдите сложное слово. – Подчеркните существительные со значением действия. – Укажите спряжение глаголов | Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. Рассуждение ученика: 1. Вставляю пропущенные буквы: обдаёт (дать), каскадом (столо́м), хрустальных (каки́х?), хохот (хохо́чет), грохот (грохо́чет). 2. Сложное слово: водопад (вода, падать). 3. Подчеркиваю существительные со значением действия: брызг (брызги), хохот, грохот, писк, визг. 4. Брызгать – бры́згаешь, бры́згают (I спр.) (синим), хохотать – хохо́чешь, хохо́чут (I спр.) (синим), грохотать – грохо́чешь, грохо́чут (I спр.) (синим), пищать – пищи́шь, пища́т (II спр.) (жёлтым), визжать – визжи́шь, визжа́т (II спр.) (жёлтым) | Анализировать объекты с целью выделения признаков. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как правильно написать безударное личное окончание глагола? – Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | сравнил… | умею… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения |