СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов". Урок 26

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 26

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов". Урок 26»

Урок 26. Учимся правильно писать
безударные личные окончания глаголов

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания безударных личных окончаний глаголов; способствовать формированию умений видеть различие между суффиксами -а- (-) и -; содействовать развитию навыков словообразовательного анализа

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с правилом написания безударных личных окончаний глаголов; научатся писать безударные личные окончания глаголов; делать словообразовательный анализ; определять тип орфограммы

Метапредметные:

•• познавательные – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

•• регулятивные – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

•• коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Демонстрировать выполнение пробного учебного действия. Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 36

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.

– Спишите текст, вставляя нужные буквы.

– Над глаголами укажите цифру спряжения. Используйте инструкцию.

– Обратите внимание на то, что состав разных форм одного и того же глагола (начальной и формы настоящего времени) – разный: дел/ит –
дел/и/ть; чин/ит – чин/и/ть.

– В упражнении даны четыре глагола (штука-
тур_т, крас_т, крахмал_т, глад_т), в которых не только безударные личные окончания, но и безударный глагольный суффикс -и-. Как быть?

– Назовите начальную форму этих слов. Какой же глагольный суффикс у этих глаголов? Правда ли, что это суффикс -и-?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.


Учащиеся ставят глаголы в начальную форму: прибавл/я/ть, отним/а/ть, умнож/а/ть,
дел/и/ть, пришив/а/ть, чин/и/ть и т. д.

– В форме настоящего времени и входит в окончание, а в начальной форме -и- – является глагольным суффиксом

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Упражнение 37

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Читайте текст по цепочке. Объясняйте написание орфограмм.

Примечание. Устное объяснение орфограмм в некоторых случаях затруднено – когда необходимо определить суффикс у глагола в начальной форме. Поэтому написание существительных и прилагательных дети объясняют устно по цепочке. А написание некоторых глаголов обсуждается коллективно, причем дети выходят к доске и записывают начальную форму глаголов, а учитель помогает определить глагольный суффикс. Например, в таких
глаголах, как мы/ть (где нулевой суффикс) или
совет/ова/ть (где суффикс -ова-, который дети еще не могут выделить сами).
















– В слове советует учителю необходимо подчеркнуть, что это суффикс -ова-, а не -ыва-, потому что некоторые дети записывают и на доске, и в тетрадях советывать, поскольку слышат звук [ы]. Сам учитель должен различать написание этих суффиксов. Если в глаголе есть суффикс -ыва-, то он сохраняется во всех его формах, то есть пишется и в начальных формах этих глаголов, и в личных: разыгрывать разыгрываю, перебрасыватьперебрасываю. Если же в глаголе используется суффикс
-ова-, то он есть только в начальной форме и не сохраняется в личных формах: беседоватьбеседую, советовать – советую.)














– Запишите текст правильно.

– Покажите, как образовано слово разноцветный

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся объясняют орфограммы по цепочке:

1) разноцветный – пишу букву о, потому что это буква соединительного гласного в сложном слове: разн/ые цвет/а;

2) жираф – пишу букву и, потому что есть правило написания: «жи-ши пиши с буквой и»;

3) боится – пишу в корне букву о, потому что это «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: бо́йся; пишу т, а не ть, потому что глагол отвечает на вопрос «что делает?», а не на вопрос «что делать?»;

4) дождика – пишу букву и, потому что при изменении формы слова (дожд_к – дожд_ка) гласный слышится, он не исчез и «не сбежал», значит, это не е;

5) думает – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: дум/а/ть;

6) смоет – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: с/мы/ть;

7) цветные – пишу в корне букву е, потому что это безударный гласный в корне, проверяемый ударением: цвет;

8) друг – пишу в корне букву г, потому что это «парный по звонкости/глухости согласный в корне», который можно проверить: друга;

9) советует – в безударном личном окончании пишу букву е, потому что это глагол I спряжения. Спряжение определял по глагольному суффиксу в начальной форме: совет/ова/ть;

10) прогулка – пишу о в приставке, проверяю словом пропуск;

11) зонтик – ход рассуждений такой же, как и в случае со словом дождик;

12) ходит – устанавливаю спряжение (II) по ударному глагольному суффиксу: ходить;

13) с тучкой – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: со звездо́й;

14) на ленточке – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: на звезде́.

15) на прогулке – проверяю безударное окончание существительного 1-го склонения по ударному: на звезде́.

16) станови(т/ть)ся – проверяю букву гласного в безударном личном окончании, определив спряжение глагола по ударному глагольному суффиксу в начальной форме: станов/и/(т/ть)ся. Пишу т, а не ть, так как это личная форма глагола
(на прогулке что делает? станов/ит/ся), а не начальная форма (что делать? станов/и/ться).

Учащиеся показывают образование слова разноцветный: разноцветный = разн/ + цвет/;

разн/ + о + цвет/ + н + ... = разн/о/цвет/н/ый

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов
(предметы, схемы, знаки и т. д.). Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 31

Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания.

Цель: учить писать безударные личные окончания глаголов; учить делать словообразовательный анализ.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Найдите сложное слово.

– Подчеркните существительные со значением действия.

– Укажите спряжение глаголов

Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы.

Рассуждение ученика:

1. Вставляю пропущенные буквы: обдаёт (дать), каскадом (столо́м), хрустальных (каки́х?), хохот
(хохо́чет), грохот (грохо́чет).

2. Сложное слово: водопад (вода, падать).

3. Подчеркиваю существительные со значением действия: брызг (брызги), хохот, грохот, писк, визг.

4. Брызгать – бры́згаешь, бры́згают (I спр.) (синим), хохотать – хохо́чешь, хохо́чут (I спр.)
(синим), грохотать – грохо́чешь, грохо́чут
(I спр.) (синим), пищать – пищи́шь, пища́т
(II спр.) (жёлтым), визжать – визжи́шь, визжа́т (II спр.) (жёлтым)

Анализировать объекты с целью выделения признаков. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

сравнил…

умею…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 30

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Новое словарное слово: богатство.

2. (Плакать) пла́чет (I спр.), (скакать) ска́чет
(I спр.)

Формировать навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!