Технологическая карта по теме «Кислоты», 8 класс.
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности;
Цели урока: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствие обучающихся | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
Актуализация знаний | Какую темы мы изучали на протяжении нескольких уроков? Какие классы соединений мы изучили? Создание проблемной ситуацию путем предложения задания (слайд 1,2): 1 задание (слайд 3) H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Учащиеся в устной форме отвечают на вопросы. Отгадывают загадки: Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид) Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, Ведь эти вещества…(основания) Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения и названия оксидов, оснований |
Постановка учебной задачи | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся разгадать ребус (слайд 4) Учитель предлагает подумать и ответить на вопросы, связанные с кислотами на слайде 4 Учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Учащиеся разгадывают ребус Учащиеся выдвигают предположения о кислотах Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 5) |
Построение проекта выхода из затруднения | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ФЦИОР «Состав и классификация кислот» (http://fcior.edu.ru/card/9472/sostav-i-klassifikaciya-kislot.html) изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5a6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_01.swf) | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 6) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» |
Первичное закрепление | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна): 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот (слайд 7); 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида (слайд 8). |
Самостоятельная работа | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. | Индивидуальная работа обучающихся с учебником Химия О.С. Габриеляна (стр.126 упр.1,2): 1. Соотнесение формул и названий кислот; 2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. |
Домашнее задание | Составить кроссворд по теме «Кислоты» | |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме устного анкетирования (слайд 8): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным | Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают устную качественную и количественную оценку урока |