УРОК ИСТОРИИ В 7 «В» КЛАССЕ
Тема урока: «ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ»
Цели урока:
• Образовательные:
1. Организовать деятельность учащихся по восприятию темы «Война за независимость. Образование Соединенных штатов Америки» и первичному закреплению: познакомить с причинами, движущими силами и характером войны за независимость
2. Создавать условия для создания в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность
• Развивающие:
1. Работать над развитием умений делать обобщения, давать характеристику историческим явлениям, событиям, воспроизводить полученный на уроке материал, участвовать в дискуссии.
2. Развивать абстрактное мышление (развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них).
3. Побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю.
• Воспитательные:
Прививать ученикам уважение к истории других народов и стран, воспитывать чувство патриотизма и чувство солидарности с борцами за свободу, демократию
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения:
• словесные;
• практические;
• наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
• проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
• методы контроля и самоконтроля.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку:
Компьютер. Мультимедийный проектор.
Презентация Microsoft Power Point.
Учебник Истории Нового времени (А. Я. Юдовская, П. А, Баринов, А. М. Ванюшкина) под редакцией А. А. Искандерова. Москва. Издательство «Просвещение», 2016.
Листы с печатной основой для групповой работы.
Предметные результаты данного урока:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий по данной теме;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий;
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Личностные результаты
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Время (мин.) | Дидактическая структура урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
1 мин | Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы познакомимся с событиями, изменившими карту мира, нам с вами предстоит вспомнить об Английских колониях в Северной Америке. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
5 мин | Актуализация знаний. | Но прежде чем переходить к новой теме мы проверим знание вами фактов по теме предыдущего параграфа. Лист «Проверка знаний по параграфу «Английские колонии в Северной Америке»: 1. Кто были первые поселенцы-колонисты в Северной Америке? Какие мотивы (причины) лежали в основе их переселения? 2. Кого прозвали «отцами-пилигримами»? 3. Поясните значение слов «колония» и «митрополия». 4. Какие племена проживали на территории Северной Америки? Что с ними происходило в результате заселения их земель? 5. Расскажите о хозяйственной жизни в колониях Новой Англии? 6. Как управляли колониями? 7. Почему возник конфликт с метрополией? (лист «Причины конфликта колоний и метрополии) После проверки знаний, вопрос: «Как вы считаете, к чему приведут напряженные отношения колоний и метрополии в лице Англии?» и после ответа учеников, следовательно «Какая главная задача стоит перед колониями в Северной Америки?» | Работа с текстом листа «Проверка знаний по параграфу «Английские колонии в Северной Америке», ответ на вопросы. Работают все обучающиеся. 1. Пуритане. Бежали из Англии из-за религиозного преследования. 2. Переселенцы-пуритане (количество – 102), прибывшие к берегам мыса Код, и положившие начало колониям Новой Англии 3. Колонии – страны и территории, находящиеся под властью иностранного государства (метрополии); Метрополия – страна, владеющая колониями. 4. Ирокезы и Алгонкины. Колонисты забирали у них земли, вытесняли на Запад. 5. Широкое распространение получило фермерское хозяйство, росло число домашней промышленности, появление мануфактур. В южных колониях занимались плантаторством. 6. Управляли колониями генерал-губернаторы, назначаемый королем Англии. В колониям было местное самоуправление – колониальные ассамблеи. 7. Запрет на строительство мануфактур и переселение на Запад; гербовой сбор; расквартирование английских солдат; введение новые торговых пошлин; «Бостонское чаепитие» |
2 мин | Подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и его целей. | После проверки знаний, вопрос: «Как вы считаете, к чему приведут напряженные отношения колоний и метрополии в лице Англии?» и после ответа учеников, следовательно «Какая главная задача стоит перед колониями в Северной Америки?» Тема урока: «Война за независимость. Образование США» | Ответ учеников («Война» или «Вооруженный конфликт») Ответ учеников («Отделение колоний от Англии» или «Создание независимого государства»). Записывают тему урока в тетради: «Война за независимость. Образование США» |
8 мин. | Изучение нового материала. (Первый Филадельфийский конгресс, повод к войне) | В 1774 году в Филадельфии собрался первый континентальный конгресс, принявший декларацию, который осудил политику Англии, призвал к бойкоту английских товаров, принял ряд других документов, но еще не решился на открытый разрыв с метрополией. Что послужило «последней каплей» для колоний в Северной Америке?» | Записывают новые термины и поясняют: «Конгресс» и «Декларация» (указаны пояснения на слайде). Работа с учебником: Один из учеников зачитывает текст из учебника: «Вооруженная борьба началась весной 1775 года, когда английские солдаты нашли подпольный склад оружия в городе Конкорд. Отряд колонистов, применяя рассыпной строй и пользуясь своим превосходством перед королевскими войсками и умении метко стрелять, нанес тяжелые потери английскому отряду и заставил его отступить. Для продолжения борьбы необходимо было создать постоянную армию на основах регулярного обучения, что и было поручено богатому виргинскому плантатору Джорджу Вашингтону» |
|
9 мин. | Изучение нового материала. (Два враждующих лагеря, Декларация Независимости) | Все ли население колоний поддерживало Войну за независимость? Отнюдь не все были охвачены патриотическим порывом. Лист «Два враждующих лагеря». Два враждующих лагеря ______________ ______________ (сторонники _______________ _) (сторонники ________________) Республиканские настроения охватили самые разные слои населения. Распространялась литература, призывающая к разрыву с метрополией. Лист «Декларация независимости» 1. Назовите дату принятия декларации. 2. Каково другое название данного документа? 3. Кто был автором декларации? 4. Назовите основные принципы декларации? 5. Какой пункт декларации не вошел в итоговую часть? Почему? | Работа с листом и текстом параграфа «Два враждующих лагеря»: 1. Патриоты (сторонники независимости) 2. Лоялисты (сторонники Англии) Работы с листом и текстом параграфа «Декларация независимости» 1. 4 июля 1776 г. 2. Декларация об отделение от Англии 3. Томас Джефферсон 4. Принципы: народного верховенства, народного суверенитета, естественного равенства людей 5. Проблема рабства. Плантаторы воспрепятствовали. |
| | |
5 мин. | Изучение нового материала (Военные действия, формирование армий, окончание войны) | Класс делится на 3 группы: 1 ряд – должен найти информацию о военных действиях 1776-1777 г.; 2 ряд – как формировалась армия двух стран; 3 ряд – информация об окончании войны. Вопрос всему классу: «Почему колонисты смогли одержать вверх над Англией?» | Групповая работа с учебником: 1 ряд – английские солдаты победоносной поступью завоевывают новые города; НО: победа патриотов у Саратоги в 1777 г. 2 ряд – США: не было достаточного числа оружия, обмундирования, провизии, страдала дисциплина (Вашингтон смог ее наладить); Англия: армия профессиональная, но воевали без мотивации 3 ряд – победа под Йорктауном в 1781 г., мирный договор 1783 г., по которому Англия признала независимость США Ответ класса: «У них была цель и мотивация – создать независимое государство» |
9 мин. | Изучение нового материала (Конституция США, Принцип разделения властей) | Необходимость создания сильной центральной власти стала очевидна еще в ходе Войны за независимость. После войны хозяйственная жизнь находилась в состоянии упадка. Было очевидно, что без центральной власти, без единых законов молодая республика не сможет нормально развиваться. Поэтому важной задачей для молодого государства стало написание Конституции. Вопрос классу: «Что значит слово Конституция?» Конституция была выработана в 1787 г. в Филадельфийском конгрессе. Авторами стали – Джон Мэдисон, Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин. Давайте найдем основные принципы данного документа. Вспомним, а что значат понятия «Республика» и «Федерация» из курса истории и обществознания. Теперь перейдем к листу «Разделение властей» Разделение властей 1. _______________________ ( _____________ ) – делится на 2 палаты (___________), (___________) 2. _______________________ ( ______________) 3. _______________________ ( ______________) | Ответ: Конституция – основной закон любой страны. Работа с учебником. Ответ учеников – республиканский строй; федеративное устройство; разделение властей Республика – форма правления, при которой все государственные органы либо избираются на определенный срок, либо формируются представительным учреждениями (парламентом). Федерация – форма государственного территориального устройства, по которому определенные части государства (субъекты – республики, края, области, земли, штаты) являются государственными образованиями, имеющие самостоятельность. Работа учеников с листом «Разделение властей» и текстом учебника. 1. Законодательная (Конгресс) – Сенат и Палата представителей 2. Исполнительная (Президент) 3. Судебная (Верховный Суд) |
3 мин. | Итог урока. | США в результате войны за независимость смогла достичь желаемого результата, а именно – образование самостоятельного государства, то есть отделение от Англии. Конституция США стала первым документом своего времени, в основу которого были положены достижения передовой общественной мысли о прирожденных правах человека и разделение властей. | Делают выводы, обобщают полученные знания по истории США. |
2 мин. | Рефлексия. | Задаются вопросы: На уроке Я узнал…. Я научился…. Я могу…. | Отвечают на вопросы. |
1 мин. | Домашнее задание. | Параграф 24, записи в тетради. | Записывают задание на дом. |