СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] "Зимнее путешествие в страну Смешариков" (старшая группа ДОУ)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лгопедическое занятие в форме игры-путешествия, в ходе которого дети побывают в гостях у Смешариков и выполнят различные задания. В конце занятия детей ждёт сюрприз.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] "Зимнее путешествие в страну Смешариков" (старшая группа ДОУ)»

Технологическая карта

подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

«Зимнее путешествие в страну Смешариков» (старшая группа ДОУ)

учитель-логопед:

Мелехина Елена Юрьевна

Цель: автоматизация звука Ш в словах, предложениях, свободной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

*уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;

*закрепить графический образ буквы Ш;

*упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в образовании приставочных глаголов;

*закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

*закреплять навык образования прилагательных от существительных (относительные прилагательные);

*закреплять умение составлять и воспроизводить с помощью педагога рифмованный текст по мнемо-таблице.


Коррекционно-развивающие:

*развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику через использование биоэнергопластики; умение согласовывать речь с движением;

*развивать зрительное восприятие, внимание, мышление;

*корригировать произношение звука Ш в словах (в разной позиции) и предложениях;

*развивать фонематический слух и восприятие;

*формировать навыки самоконтроля за речью через артикуляционный и акустический образ звука.


Воспитательные:

*воспитывать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества;

*воспитывать организованность, интерес к познавательной деятельности.


Здоровьесберегающие:

*развивать дыхательную мускулатуру;

*чередовать статические и динамические задания;

*способствовать созданию благоприятного психологического климата.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, флеш-карта (звуковое письмо), волшебная палочка, указка, мешок с вертушками и конвертом, карта для анализа артикуляции, указка, снежинки с картинками со звуком Ш и без него, поднос, еловые шишки (40-50 шт.), 3 корзинки, мостик, вращающаяся доска, схемы для определения позиции звука в слове, картинки (малыш, шапка, кошка), 3 ёлочки, домик Кроша, игрушка Крош, фрагменты ключа, магнитная доска, шкатулка с замочком и ключом к ней, медали, мнемо-таблица с чистоговоркой, волшебные кристаллы.


Ход занятия:

Этапы и виды

работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задачи

решались в ходе выполнения задания

1

2

3

4

Организационный этап


Оргмомент






Основной этап.


Слайд 1 (Все Смешарики)


*Актуализация знаний.









*Биоэнерго пластика



*Сообщение темы занятия.


Слайд 2, на котором Лосяш, Бараш, Крош, Нюша.





*Анализ артикуляции.




*Дидактическая игра «Скажи ласково».




*Закрепление графического образа буквы [Ш].

Работа в парах.


Слайд 3

(с сугробами)

*Динамическая пауза.

Слайд 4

(дом Лосяша)

*Закрепление изученного материала.







Слайд 5

(дом Бараша)

*Определение позиции звука в слове




Слайд 6

(дом Кроша).

*Инсценировка на столе «Подскажи слово».




*Массаж кистей рук кристаллами с проговариванием потешек.




Слайд 7

(Нюша дома)

*Дидактическая игра «Какой по материалу?»


*Составление и проговаривание чистоговорки с использованием мнемо-таблицы

Педагог с детьми входят в зал и встают в круг.

- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела, что в сугробе стоит вот эта палочка. Что это за палочка?

- А вы хотите, чтобы свершилось волшебство? Закрывайте крепче глазки. 1, 2, 3 – волшебство, приходи! (Звук волшебства).

(Появляется мешок). Педагог открывает его, достаёт конверт, в котором лежит флешка. Что это?

Флешку вставляют в магнитофон.


Звуковое письмо: - Здравствуйте, ребята! Мы – Смешарики. Мы приглашаем вас в путешествие в волшебную страну Смешариков. Мы приготовили для вас разные интересные задания. Если вы выполните все задания, вас ждёт сюрприз. За каждое выполненное задание вы получите часть ключа.

- Ну что, ребята, готовы отправиться в гости к Смешарикам? Путешествие нам предстоит зимнее. А какая она, зима?


- На чём же нам туда отправиться? – Посмотрите, в мешке лежат вертушки. Как вы думаете, какому виду транспорта они нужны, чтобы передвигаться? – Вертолёт может зимой летать?

-Полетим на вертолёте, присаживайтесь.

Чтобы вертолёт взлетел, подуем на вертушки.




- Пока мы летим, хорошо бы размять наши язычки и пальчики.



- Вот и прилетели. Ребята, Смешарики не случайно пригласили нас в гости. Они хотят послушать, как вы научились правильно произносить их любимый звук.

Живут на свете шарики, шарики – Смешарики.

Мудрый лось, зовут …Лосяш.

Вот баран, зовут …Бараш.

Крошка кролик, зовут …Крош,

Этот кролик так хорош.

Кругленькая хрюша по прозванью …Нюша.

- Давайте вместе произнесём их имена. Какой общий звук есть во всех этих именах?

- Как правильно нужно произносить звук [Ш]?





-Вышли мы из вертолёта, немного прошли, посмотрите, впереди мостик. Мостик не простой, а «Ласковый». Пройти по нему сможет тот, кто превратит большой предмет в маленький, назовёт его ласково.



- А вот и первое задание от Смешариков. Они для вас оставили шишки в лукошках, и просят вас выложить из них букву «Ш». Давайте нарисуем её в воздухе пальчиком.

А теперь разделимся на три команды. – Дружно, смело и умело, три команды взялись за дело. (Получают фрагмент ключа).


- Впереди видны сугробы, поднимайте выше ноги. Чтобы нам было легче перейти через сугробы, давайте повторим слоги: ША – ШУ – ШИ; АШ – ОШ – ИШ.



- Мы пришли к дому Лосяша. Около его дома упало много красивых снежинок. Снежинки не простые, а с картинками. Лосяш просит вас выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш.




- Нам пора отправляться дальше, но снега стало ещё больше. На чём можно передвигаться по снегу и не провалиться? ЗАГАДКА ПРО ЛЫЖИ.


- А вот и дом Бараша. Около его дома стоят три ёлочки, не простые, а со схемами. а ещё здесь лежат картинки. Вам нужно определить, где слышится звук [Ш] ( в начале, середине или конце слова). Педагог хвалит детей.

Постояли мы немножко, зашагали на лыжах по дорожке. (Идут на лыжах).

- Следующий дом – дом Кроша, пройдём к нему по тропинке. Крош решил с вами немного поиграть, подсказывайте подходящие слова. Педагог выполняет действия с игрушкой.

- Однажды зимним утром проснулся Крош, и из своего дома …вышел. Потом вокруг дома …обошёл, по дорожке …пошёл, к дереву …подошёл, полюбовался заснеженным деревом и обратно домой …пошёл, и в свой дом …зашёл. – Молодцы, ребята, все слова правильно подсказали. – Ребята, Крош спрятался в дом,

по-моему, стало очень холодно, и руки у меня замёрзли. Чтобы согреться, предлагаю сделать массаж волшебными кристаллами, и потешки расскажем про Смешариков. Ша – ша- ша – наша Нюша хороша. Ош – ош – ош – вот шагает Крош. Аш – аш – аш – гулять пошёл Лосяш. – Ну что, согрелись?


- А вот и Нюша нас встречает.

- У Нюши шарфик из шерсти, значит, он …шерстяной, ленточка из шёлка …шёлковая. А ещё Нюша приготовила для вас угощение. Каша из пшена …пшённая. Компот из груш …грушевый. Варенье из вишни …вишнёвое. Конфеты из шоколада …шоколадные.


- А ещё Нюша просит, чтобы с вами придумали стишок по этим картинкам. (Кошка на окошке шапку шьёт, а мышка в сапожках домик метёт.)

Нюша отдаёт последний фрагмент ключа, выкладывают его на магнитной доске. Педагог с помощью волшебной палочки «превращает» бумажный ключ в настоящий. – Ребята, как вы думаете, что можно открыть таким маленьким ключиком? (Шкатулку). Находят шкатулку. – Возьмём её с собой в садик.


Дети предполагают, что это волшебная палочка.

Дети закрывают глаза.


Дети называют, что это флешка.








Дети передают друг другу снежинку, и подбирают определения к слову «зима»: холодная, морозная, снежная, ветреная.

Дети отвечают, что вертушки нужны вертолёту.

Дети выполняют дыхательное упражнение.


Дети выполняют упражнения биоэнергопластики (содружественные движения рук и языка).









Дети произносят имена Смешариков, выделяя звук [Ш]


Дети отвечают по схеме: губы круглые, зубы вместе, язычок вверху в форме «чашечки», воздушная струя тёплая.

Дети называют предметы ласково и переходят через мост (шапка – шапочка, кошелёк – кошелёчек, подушка – подушечка).




Каждая из трёх команд выкладывает букву [Ш] из еловых шишек.


Дети повторяют слоговые ряды и «шагают через сугробы».



Задание выполняют все дети, кладут выбранные картинки на золотой поднос. Затем дети называют все картинки, выделяя звук [Ш] и получают фрагмент ключа.


Дети отгадывают загадку, и идут, имитируя ходьбу на лыжах.


Каждый из детей выбирает картинку и протягивает красную нить к нужной схеме.

Дети получают фрагмент ключа.


Дети подсказывают слова-действия, после этого получают фрагмент ключа.






Дети выполняют массаж ладошек и пальчиков с помощью волшебных кристаллов и повторяют потешки за логопедом.



Дети подсказывают нужные слова.




Дети с педагогом сочиняют стишок, глядя на мнемо-таблицу.




Организовать детей.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.




Привлечь внимание, вызвать интерес к занятию.



Активизировать словарь прилагательных.






Развивать длительную воздушную струю.


Развивать мелкую и артикуляционную моторику.














Закреплять артикуляционный и акустический образ звука.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.



Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие.


Развивать слуховое внимание и общую моторику.



Развивать фонематическое восприятие.









Развивать фонематические процессы.




Закреплять умение образовывать приставочные глаголы.






Активизировать речевые области КГМ с помощью массажа рук.

Развивать умение согласовывать речь с движением.


Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.


Обучать детей умению составления и воспроизведения рифмованного текста с помощью мнемо-таблицы.

Заключительный этап.

Итоги занятия.

Рефлексия.

- Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось путешествие? А где мы с вами побывали? Какой звук учились правильно произносить? Какое задание было трудно выполнять? А что понравилось больше всего?

Педагог хвалит детей и вручает каждому медаль от Смешариков.


Дети отвечают на вопросы.

Развивать долговременную память.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!