4 | Выделение главного в изученном. Цель: Показать роль числительных, цифр в познании мира. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, | Рассказывает о цифрах, числительных. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что наша страна готовится к юбилейной дате: 75 –й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Числительные встречаются нам всюду. Например, в названиях многих художественных произведениях мы встречаем число, а значит числительное. | Слушают рассказ учителя | Слайд№4 | |
5 | Систематизация и обобщение Цель: Повторить и закрепить знания об имени числительном | 1) Регулятивные: - прогнозирование. - анализ, сравнение, синтез. - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3) Коммуникативные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания с использованием учебно-научной лексики. - умение выражать свои мысли | Задание1. Игра –разминка «Назови числительное в названии художественного произведения»: Зачитывается название художественного произведения и автор, не называя числительное. Отгадайте, какое числительное употреблено в произведении и получите цветок- ромашку. Кто больше всех получает цветков – побеждает в этом виде работы. -Читает названия художественных произведений и автора: - Юрий Олеша «Три толстяка» -С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» -Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» -А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -И. Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» -М.Е. Салтыков - Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» -Послушайте отрывки из произведений и найдите там числительные, запишите числительные . И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей?.. Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской Определите, из каких произведений прозвучат отрывки, кто их авторы? Задание 2. Распределительный диктант Распределите числительные на две колонки: количественные, порядковые. Девяносто первый, сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, семьдесят восьмой, две девятых, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый. Дополнительное задание: Перечислите разряды количественных числительных. Назовите собирательное числительное в тексте диктанта. Задает вопрос: Вспомним : Какими членами предложения могут быть числительные? Задание3. Синтаксическая разминка Запишите предложения. Подчеркните числительные как члены предложения Семь и семь – четырнадцать. Семеро ребят отправились в поход. Первый луч солнца разбудил девочку. Солнце всходит на Венере всего два раза в году. Пять учебников не хватило на класс. Слово учителя Мы должны с вами помнить, что не все слова, где есть значения числа, является числительными. Задание 4 Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные. Запишите ответы слова «да» или «нет». 1.Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.) 2.Мимо бревно суковатое плыло; Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток скопилось на нем. (Нет.) 3.Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.) 4.Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.) 5.Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.) 6.Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.) 7.Наш дом восьмиэтажный. (Нет.) - Проверьте ответы. Зачитывает правильные ответы. Проводит физкультминутку: Раз – подняться, потянуться, Два –нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять- руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. Слово учителя. Одной из самых сложных орфограмм при изучении числительных является написание Ь знака в числительном (слайд) Задание 5. Объяснительный диктант Вставьте, где нужно ь знак (самостоятельно, с последующей проверкой) За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пятьсот учеников. Напечатано восемьсот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака – шестьдесят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девятьсот рублей. Построено пятьдесят километров дороги. В здании восемнадцать этажей Задание6. Просклоняйте числительное семьдесят, две седьмых, оба и обе ( у доски) (самостоятельно с последующей самопроверкой(слайд14-19) | Отгадывают числительное, которое упоминается в названии произведения. Получают за правильный ответ бумажный цветок - ромашку Отмечают результаты в листах контроля 1.Разряды числительных: Количественные обозначают количество предметов, число и отвечают на вопрос сколько? Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? 2.Записывают в тетрадях: Одиннадцать, двенадцать, двенадцатой, тридцать. 3.Устно отвечают: 1-й отрывок из сказки «Спящая царевна» В. Жуковский. 2-й отрывок из предисловия к поэме «Руслан и Людмила» А.Пушкин 2.Выполняют задание: Количественные числительные: сто пятнадцать, четыре, пятеро, одна шестая, две девятых. Порядковые: девяносто первый, семьдесят восьмой, шестнадцатый, тысяча восемьсот двадцать пятый. Самостоятельно проверяют . Результаты вносят в листы контроля Перечисляют разряды количественных числительных (обозначают целые числа, дробные, собирательные). Называют числительное: пятеро. Выполняют задание. Проверяют по эталону. Отмечают результаты в листах самоконтроля. Читают на слайдах предложения и определяют: есть или нет в нем числительные. Записывают: Да, нет, нет, да, нет, да, нет. Проверяют. Отмечают результаты в листах за 6-7 правильных ответов –«5», за 5 –«4», за 4 – «3», за 3 и меньше – «2» Вставляют, где нужно ь знак, объясняют. Отмечают результаты в листах: 9-10 – «5», 7-8 – «4», 5 -6 – «3» Выполняют задания у доски. Затем сверяют по эталону. Результаты отмечают в листах | Слайд №5 -6 Слайд 7 Слайд №8 Слайд №9 слайд№10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд № 13 -14 Слайд №15 -20 | |