Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия № 17
Тема занятия : «Таксирование рецептов глазных капель, отваров и настоев, порошков, суппозиториев»
Дисциплина : «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием».
Специальность 33.02.01 Фармация курс 2.
Цели занятия, мотивация
А) Образовательная:
Ознакомиться с материалом об общих правилах таксирования рецептов.
Сформировать знания о понятии «такса лаборум».
Обобщить и систематизировать знания о таксированн рецептов глазных капель, отваров и настоев, порошков, суппозиториев.
Добиться формирования знаний и применять знания в решении новых задач.
Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Подготовить студента к применению знаний в аптеке на учебной и производственной практике. ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь. ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Б) Развивающая: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
Развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения цели
В) Воспитательная: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
ОК1-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 2-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5 использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, ОК6- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий, ОК8 –самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 10- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Междисциплинарные связи латинский язык с основами медицинской терминологии, технология лекарственных средств, фармакология, контроль качества лекарственных средств.
Внутридисциплинарные связи связь с другими темами
Место проведения Кабинет №18, корпус 7а, цокольный этаж.
Тип занятия практическое.
Количество часов 4 ч.
Обеспечение занятия (средства обучения) конспект лекций, рабочая программа, методическая разработка занятия, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал.
Литература
Методические указания для отечественных и иностранных студентов фармацевтического факультета по разделу «Организация фармацевтической помощи населению» , Харьков , 2004г, с 51-57, 31-45
Студент должен знать:
-
Правила таксирования различных лекарственных прописей.
-
Функции провизора при определении стоимости лекарственных форм индивидуального изготовления
Студент должен уметь:
-
Таксировать различные лекарственные прописи.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время(мин) |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Постановка целей, начальная мотивация | 5 |
3 | Определение исходного уровня знаний | 15 |
4 | Вводный инструктаж | 5-7 |
5 | Самостоятельная практическая работа | 90 |
6 | Заполнение дневников и др. | 20 |
7 | Контроль конечного уровня знаний | 30 |
8 | Задание для самостоятельной работы студентов | 3 |
9 | Подведение итогов, уборка рабочего места | 5 |
Ход занятия
-
Организационный момент
Проверка готовности к занятию (внешнего вида студентов, аудитории, наличие рецептурной тетради, конспектов) и проверка присутствующих.
-
Инструктаж по охране труда текущий
-
Мотивация (цели) занятия см.выше
-
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):
-
преподаватель проводит фронтальный опрос по теме ( или тестовый контроль), проверяет выполнение заданий в рабочей тетради
а) проверка знаний
Индивидуальный устный опрос:
1. Общие правила таксирования рецептов
2.Структура рецептуры аптеки.
3. Характеристика амбулаторной рецептуры.
4. Правила таксирования различных лекарственных форм.
5. Методика определения тарифов за индивидуальное изготовление различных лекарственных форм.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
Проверка тетрадей по практике, конспектов.
в) подведение итогов контроля:
5.Практическая часть:
а) подготовка студентов к аудиторной практической
б) самостоятельная работа студентов : заслушивание и обсуждение рефератов
в) подведение итогов самостоятельной работы :
преподаватель контролирует решение ситуационных задач, решение тестов. Заслушивает самостоятельно подготовленные студентами доклады. Проверяет выполнение самостоятельной аудиторной работы.
6.Итоговый контроль
1.Протаксировать выписанные на занятии рецепты( по вариантам).
При таксировании использовать данные таблиц:
А) прейскурант цен на ЛС и тару;
Б) тарифы за изготовление и фасовку ЛС;
В) коэффициенты увеличения объема, водопоглощения, расходного коэффициента, соотношения сырья и эстрагента;
1 вариант
1.Возьми:
Платиифиллина гидротартрата 0.01
Папаверина гидрохлорида 0,03
Сахара 0.3
Смешай, чтобы получился порошок
Выдай таких доз №12
Обозначь: по 1 порошку 2 раза в день
-
Возьми:
Настой травы горицвета весеннего 200мл
Выдай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
-
Возьми:
Раствор натрия хлорида 10%-200мл
Выдай в темной склянке.
Обозначь. Для инстилляций в мочеиспускательный канал.
4.Возьми:
Раствор натрия бромида 2%- 200мл
Настойка валерианы 10 мл
Смешай . Выдай. Обозначь . По 1 столовой ложке 3 раза в день
5 Возьми:
Кодеина фосфата 0.015
Сахара 0.3
Смешай, чтобы получился порошок
Выдай таких доз №10
Обозначь . По 1 порошку 3 раза в день.
-
Возьми:
Димедрола 0.25
Эуфиллина 0.5
Воды очищенной 100мл
Смешай. Выдай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день.
( Участнику ВОВ)
7.Возьми:
Настоя корней валерианы 200мл
Натрия бромида 4.0
Смешай . Выдай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
8.Возьми:
Атропина сульфата 0.1
Раствора кислоты борной 2%- 10мл
Смешай. Выдай. Обозначь.
Глазные капли. По 2 капли 3 раза в день
2вариант
Возьми:
1.Эуфиллина 0.1
Димедрола 0.025
Сахара 0.2
Смешай, чтобы образовался порошок.
Выдай таких доз числом 30
Обозначь. По 1 порошку при приступах.
2.Возьми:
Новокаин 0.1
Масла какао 3.0
Смешай, чтобы получилась свеча,
Выдай таких доз №6
3.Возьми :
Настойки валерианы
Настойки ландыша поровну по 10 мл
Натрия бромида 2.0
Воды очищенной 200мл
Смешай. Выдай Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
-
Возьми:
Настоя травы пустырника 200мл
Выдай . Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
-
Возьми:
Резорцина 0.5
Анестезина 0.1
Ихтиола
Вазелина по 5.0
Смешай, чтобы получилась мазь. Выдай. Обозначь. Смазывать пораженные участки кожи.
5.Возьми:
Р-р рибофлавина 0.02% -10мл
Кислоты никотиновой 0.03
Смешай . Выдай. Обозначь. По 1-2 капле 3 раза в день в оба глаза
-
Возьми:
Раствор калия йодида 3%-10мл
Выдай . Обозначь. По 1-2 капли в оба глаза 3 раза в день
-
Возьми:
Натрия гидрокарбоната
Магния оксида по 0.5
Смешай , чтобы образовался порошок
Выдай таких доз №30
Обозначь: По 1 порошку после еды (Участнику ВОВ)
Вариант 3
1.Возьми:
Эуфиллина 0.02
Сахара 0.2
Смешай , чтобы получился порошок.
Выдай таких доз №20
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.
2.Возьми:
Натрия бромида
Калия бромида по 4.0
Воды очищенной 200мл
Смешай. Выдай Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
( инвалиду детства 14 лет)
3.Возьми:
Ментола 0.15
Протаргола 0.5
Вазелина 15.0
Смешай, чтобы получилась мазь.
Выдай .Обозначь, Смазывать пораженные участки кожи ног.
4.Возьми:
Экстракта красавки 0.01
Дерматола 0.2
Масло какао 2.5
Смешай, чтобы образовался суппозиторий ректальный.
Выдай таких доз числом 30
Обозначь. По 1 свече 2-3 раза в день в прямую кишку.
5. Возьми:
Этилморфина гидрохлорида 0.2
Настойки валерианы 20мл
Раствора нитроглицерина спиртового 1%-XX капель
Смешай. Выдай. Обозначь.
По 15-20 капель 3 раза в день..
6.Возьми:
Настоя цветков ромашки 200мл
Выдай. Обозначь. Для обтирания кожи ребенка
( ребенку 2-х лет)
-
Возьми:
Настойки валерианы 20мл
Раствора натрия бромида 6,0: 200мл
Смешай, выдай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
( Инвалиду ВОВ).
-
Возьми:
Рибофлавина 0.02
Кислоты аскорбиновой 0.25
Раствора глюкозы 2%- 10мл
Смешай. Выдай. Обозначь. По 2-3 капли в оба глаза 3 раза в день
4 вариант:
1. Возьми:
Экстракт красавки 0.25
Ксероформа 0.1
Масло какао сколько потребуется
Смешай, чтобы образовались вагинальные суппозитории №40
Обозначь. По 1 свече вагинально 3 раза в день.
2.Возьми:
Раствора пилокарпина 1%-10мл
Прозерина 0.05
Смешай. Выдай. Обозначь. По 1-2 капли в левый глаз 2 раза в день.
-
Возьми:
Настоя листьев мать-и-мачехи 200мл
Выдай Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день
( Ребенку 5 лет)
4.Возьми:
Эфедрина гидрохлорида 0.4
Эуфиллина 3.0
Калия йодиди 15.0
Воды очищенной до 200мл
Смешай. Выдай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
5.Возьми:
Кислоты аскорбиновой 0.05
Рибофлавина 0.02
Сахара 0.2
Смешай, чтобы образовался порошок.
Дай таких доз №30
Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день
(Участнику ВОВ)
6.Возьми:
Глицерина 3.0
Масло какао 45.0
Смешай, чтобы образовались суппозитории.
Раздели на равные части №15
Выдай. Обозначь. По 1 свече ректально на ночь.
7. Возьми:
Раствора этилморфина гидрохлорида 2%-20мл
Выдай. Обозначь. По 1-2 капли в оба глаза на ночь.
8.Возьми:
Раствора серебра нитрата 0.5% -20мл
Выдай в темной склянке.
Обозначь. Для инстилляций в мочеиспускательный канал
Эталоны ответов:
Вариант1
0.168 0.18 0.01152 0.9 т.л. 0.07 пакет =1.329 (1.30) | 1.Rp: Plathyphyllini h/t 0.01 Papaverini h/c 0.03 Sacchari 0.3 Mfp Dtd# 12 S iqna | 1.0-1.4 1.0-0.5 100.0-0.32 | 0.12 0.36 3.6 |
1.7649 0.2186 1.1 1.27 =4.35( 4.4) | 2. RP: Inf. Herba Adonis vernalis 200мл D.S. | 100.0-26.5 Вода 1л-1рубль | К.в.- 2.8 1:30 (2.8* 6.66)+ 200= 218.6 |
0.04 0.18 1.27 пос. 1.1т.л 2.59 (2.60) | 3. RP: Sol. Natrii chloridi 10%- 200мл Da in niqra vitrum S iqna | 100,0-0.20 Вода 1л -1рубль | 20.0 180.0 |
0.32 0.12 0.20 1.27 пос. 1.1т.л = 3.01 (3.00) | 4. RP: Sol. Natrii bromidi 2% - 200мл T-rae Valerianae 10мл M.D.S. | 1.0-0.08 10.0-0.12 | 4.0 |
0.1125 0.0096 0.9т.л 0.07пак. =1.09 (1.1) | 5. RP: Сodeini phosph. 0.015 Sacchari 0.3 Mfp Dtd# 10 S. | 1.0-0.75 100.0- 0.32 | 0.15 3.0 |
0.3 0.23 0.1 1.27пос. 1.1т.л =3.00 | 6. RP: Dimedroli 0.25 Euphyllini 0.5 Aqua purif. 100 M.D.S. | 1.0-1-20 1.0-0.46 Вода 1л-1рубль | |
0.53 0.32 1.27 пос. 1.10 т.л. =3.44( 3.40) | 7. RP: Inf. rad. Valerianae 200мл Natrii bromidi 4.0 M.D.S. | 10.0-0.80 1.0-0.08 Вода 1л-1рубль | К.в 2.9 1:30 (2.9*6.66)+200=219.3 |
0.055 0.005 0.01 0.6 пос. 1.1т.л =1.77( 1.8) | 8. RP: Atropini sulf. 0.1 Sol.Acidi borici 2%- 10 M.D.S. Гл. капли | 1.0-0.55 100.0-2.5 Вода 1л-1рубль | 1)1.0атр.-0.1NaCl 0.1- X (0.1*0.1):1.0= 0.01 2) 1.0-0.53 0,2-х (0.2*0.53): 1.0=0.106 3) 0.01+0.106= 0.116 4) 0.116 0.09 |
Вариант 2
1.38 0.9 0.0192 0.9т.л 0.07пак. =3.269 ( 3.7) | 1.RP: Euphyllini 0.1 Dimedroli 0.025 Sacchari 0.2 Mfp Dtd # 30 S | 1.0-0.46 1.0-1.2 100.0-0.32 | 3.0 0.75 6.0 |
0.18 1.98 1.5 0.07 =3.73 ( 3.70) | 2.RP: Novocaini 0.1 Ol.Cacao 3.0 Mfsupp. Dtd # 30 S | 1.0-0.8 10.0-1.1 | 0.6 18 |
0.12 0.14 0.16 0.2 1.1т.л. 1.27пос. = 2.99 ( 3.00) | 3.RP: T-rae Valerianae T-rae Convallariae aa 10мл Natrii bromidi 2.0 Aqua purific. 200мл M.D.S. | 10мл-0.12 10мл-0.14 1.0-0.08 Вода 1л-1рубль | |
0.9 0.24 1.1т.л 1.27пос. =3.51 (3.50) | 4.RP: Inf. Herbae Leonuri 200мл DS | 100.0-4-50 Вода 1л-1рубль | К.в. 2 1: 10 (20*2)+200= 240 |
0.135 0.013 0.125 0.07 0.8 т.л. 0.60пос. =1.74 ( 1.70) | 5. RP: Resorcini 0.5 Anaesthesini 0.1 Ichthyoli Vaselini aa 5.0 Mf unq. D.S | 1.0-0.27 1.0-0.13 10.0-0.25 10.0-0.14 | |
0.0028 0. 0045 0.000165(NaCl) 0.01 0.6пос. 1.1т.л. =1.72 (1.70) | 6. RP: Sol. Riboflavini 0.02%- -10мл Ac. Nicotinici 0.03 MDS Гл. капли | 1.0-1.4 1.0-0.15 NaCl 100.0-0.2 Вода 1л-1рубль | |
0.024 0.01 1.1т.л. 0.6 пос. = 1.73(1.70) | 7. RP: Sol. Kalii iodidi 3% -10мл DS. Глазные капли | 1.0-0.08 Вода 1л-1рубль | -
KI -0.35 NaCl 3/0-x Осмотическое давление выше , чем 0.9% |
0.018 0.15 0.9 т.л 0.07 пак. = 1.14(1.10) | 8. RP: Natrii hydrocarb. Magnesii oxydi aa 0.5 Mfp Dtd # 30 S | 100.0-0.12 10.0-0.10 | 15.0 15.0 |
3 вариант
0.184 0.0128 0.9 т.л 0.07 пак. =1.1668(1.20) | 1. RP: Euphyllini 0.02 Sacchari 0.2 Mfp Dtd # 20 | 1.0-0.46 100.0-0.32 | 0.4 4.0 |
0.32 0.28 0.2 1.27 пос. 1.1т.л =3.17(3.2) | 2. RP: Natrii bromidi Kalii bromidi aa 4.0 Aqua purific. 200мл MDS | 1.0-0.08 1.0-0.07 1л-1рубль | |
0.075 0.1325 0.21 0.8 т.л 0.6 пос. =1.82( 1.8) | 3.RP: Mentholi 0.15 Protargoli 0.5 Vaselini 15.0 Mf ung. DS | 1.0-0.5 100.0-26.5 10.0-0.14 | |
0.0162 1.08 8.25 1.5 т.л 0.07 пак. =10.92 ( 11.00) | -
RP: Extr. Belladonnae 0.01 Dermatoli 0.2 Ol.Cacao 2.5 Mfsupp. Dtd# 30 S | 100.0-5.4 1.0-0.18 10.0-1.1 | 0.3 6.0 75.0 |
0.048 0.24 0.132 1.1т.л 0.60пос. = 2.12( 2.10) | 5.RP: Aethylmorphini h/chl. 0.2 T-rae Valerianae Sol. Nitroglycerini spirit. 1%-XXgtt MDS По 15-20кап. 3 раза в день | 1.0-0.24 10мл-0.12 1мл-0.35 | |
0.124 0.268 1.27 пос. 1.1т.л =2.76( 2.80) | 6.RP: Inf. Fl. Chamomillae 200мл DS | 1000.0-6-20 Вода 1л-1рубль | 1:10 К.в.- 3.4 (20*3.4)+ 200= 268 |
0.24 0.48 0.2 1.27 пос. 1.1 т.л. =3.29(3.30) | 7. RP: T-rae Valerianae 20мл Sol. Natrii bromidi 6.0: 200мл MDS | 10.0-0.12 1.0-0.08 Вода 1л-1 рубль | |
0.028 0.025 0.0018 0.000018 1.1т.л 0.6 пос. 0.01 =1.75( 1.8) | 8.RP: Sol. Riboflavini 0.02% Ac. Ascorbinici 0.25 Sol. Glucosi 2%- 10мл MDS Гл. капли | 1.0-1.4 1.0-0.1 10.0-0.09 Nacl 100.0-0.2 Вода 1л-1рубль | |
4 вариант
0.54 0.56 13.2 1.5 т.л. 0.07пак. =15.87 ( 15.9) | -
RP: Extr. Belladonnae 0.25 Xeroformii 0.1 Ol. Cacao quantum satis Mf supp. #40 S. | 100.0-5.4 10.0-1.4 10.0-1.1 | 10.0 4.0 120.0 |
0.06 0.0275 0.01 0.000136 1.1т.л 0.6 пос. = 1.8 | -
RP: Sol. Pilocarpini 1%-10мл Proserini 0.05 MDS. Гл. капли | 1.0-0.6 1.0-0.55 Вода 1л-1рубль | 1)1г пилок-0.22 Nacl 0.1-X X= 0.022 2) 0.09-0.022=0.068 NaCl |
0.1 0.26 1.27пос. 1.1 т.л = 2.73(2.70) | -
RP: Inf. Folii Tussilaqo farfara 200мл DS | 1000.0-5.00 Вода 1л-1рубль | К.в. 3 1:10 (20*3)+200=260 |
0.26 1.38 1.2 0.1816 1.27пос. 1.1 т.л =5.3916 ( 5.40) | -
RP: Ephedrini h/chl. 0.4 Euphyllini 3.0 Kalii iodidi 15.0 Aqua purific. ad 200мл MDS | 1.0-0.65 1.0-0.46 1.0-0.08 1л-1рубль | |
0.15 0.84 0.0192 0.9 т.л. 0.07 пак. = 1.9792 ( 2.00) | -
RP: Ac. Ascorbinici 0.05 Riboflavini 0.02 Sacchari 0.2 Mfp Dtd # 30 S | 1.0-0.1 1.0-1.4 100.0-0.32 | 1.5 0.6 6.0 |
0.072 4.95 1.5т.л 0.07 пак. =6.59 ( 6.60) | -
RP: Glycerini 3.0 Ol.Cacao 45.0 Mfsupp. Divide in partis #15 DS | 10.0-0.24 10.0-1.1 | |
0.048 0.01 0.00012 1.1т.л 0.6пос. = 1.76( 1.8) | -
RP: Sol. Aethylmorphini h/chl. 2%- 10мл DS . Гл. капли | 1.0-0.24 H2 O 1л-1рубль NaCl 100.0-0.2 | 1)1.0-0.15NaCl 0.2- X X = 0.03 2) 0.09-0.03=0.06 |
0.14 0.02 0.6 пос. 1.1т.л. = 1.86 (1.9) | -
RP: Sol. Argentum nitrici 0.5%-20 D in vitro nigro S . | 1.0-1.4 H2 O 1л-1рубль | |
7.Задание на дом :
« Внутриаптечная заготовка и фасовка. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность Организация и регулирование. Москва. «Академия» 2011, с.304-319
8.Подведение итогов занятия : Преподаватель отмечает плохие и хорошие стороны в работе студентов. Благодарит студентов за активность, высказывает пожелания по работе на следующее занятие . Выставляет и комментирует оценки. Преподаватель организует уборку дежурными рабочих мест, аудитории, прощается со студентами.
Преподаватель_____Ракова Н.П.