1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 1. Проблемная ситуация. | Словесный (беседа) Наглядный (показ) Практический (упражнение) | Приветствие. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира. Организует проверку готовности к уроку. Проверим готовность к уроку. У вас на парте должно быть: пенал, учебник, раздаточный материал. Организует мотивацию. Сегодня мы с вами будем экологами. Нам на урок пришло письмо от всемирного фонда экологов. Давайте его прочитаем. В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти. Который повлиял на всех животных, а самое главное на человека. Организует подводящий диалог. Ребята, а как разлив нефти повлиял на животных и человека? Как вы думаете? А кто считает по-другому? Может данная ситуация никак не повлияла на живые существа? Сегодня мы разберемся в этом, но перед этим вспомним прошлую тему. Организует повторение изученного материала, через побуждающий диалог. Прежде чем мы изучим новую тему, обратимся к уже изученному материалу. Что такое доходы семьи? Что такое расходы семьи? Что такое семейный бюджет и из чего он состоит? Доходы из чего складываются в семье? На что тратит семья расходы? Можно ли жить без семейного бюджета? Чем государственный и семейный бюджет похожи? В чем различие государственного и семейного бюджета? Организует самостоятельную работу по прошлой теме. Приложение 1. У вас на столах лежит лист контроля. Подпишите их. Вам нужно решить все задания на оценку. Организует взаимопроверку обучающихся. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания в листе контроля. Проверяют правильность выполнения работы по эталону (на слайде). | Фронтальная. Индивидуальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация, лист контроля. | Взаимоконтроль: проверка по слайду. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать других. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | 2. Постановка учебной проблемы. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящий диалог к определению темы и цели урока. Давайте вспомним два понятия. Что такое экология? А экономика? А как вы думаете экология и экономика взаимосвязаны? Какая будет тема нашего урока? Какая будет цель? Прочитайте цель на странице 72 до красной черты. | Отвечают на вопросы учителя. Предполагают ответ на вопрос учителя. Читают в учебнике цель на урок. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | К: слушать и понимать других. К: владеть диалогической формой речи. Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | 3. Поиск решения. Выдвижение гипотез. | Словесный (беседа) | Читает повторно письмо, задает вопросы и выводит на гипотезу. Ребята, а как разлив нефти повлиял на животных и человека? Как вы думаете? А кто считает по-другому? Может данная ситуация никак не повлияла на живые существа? Мы с вами только предполагаем, давайте выдвинем гипотезу и в течении урока ее докажем. Организует построение проекта выхода из затруднения с помощью вопросов. Что должны узнать? Чему должны научиться? Что должны определить? | Слушают учителя. Формулируют гипотезу. Определяют план действий на урок. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | | К: слушать и понимать других. К: владеть диалогической формой речи. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Р.: принимать и сохранять учебную задачу. | |
5. Реализация построенного проекта. | 4. Выражение решения. Доказательство или опровержение гипотез. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Организует работу с учебником. Нам в письме говорилось о экологической катастрофе. А что такое «экологическая катастрофа»? Откройте учебник на стр.72 и ответьте на вопрос. Организует работу с иллюстрацией в учебнике. В письме еще была приложена иллюстрация. Давайте рассмотрим ее, она так же изображена у вас в учебнике на стр. 71. Организует побуждающий диалог. Почему это экологическая катастрофа? Давайте предположим, а какие животные погибнут в этой части моря? От чего погибнут рыбы? От чего погибнут птицы? От чего погибнут моллюски, водоросли и крабы? Пострадали и животные, растения, люди, таким образом, все это произошло из-за катастрофы. Организует работу с учебником. Приведите примеры в какой стране случилась данная катастрофа стр. 73 последний абзац. Обобщает полученный результат. А какой мы можем сделать вывод? Но экономика приносит не только же вред. Она приносит большую пользу людям. А какую? Так какой мы можем сделать вывод? Организует физминутку. Организует работу с учебником. Прочитайте текст в учебнике на стр. 73 и проверьте, а правильный ли вы сделали вывод, что нефть вредна, и у экономики две стороны: одна положительная (удовлетворение потребностей) и отрицательная (загрязнение окружающей среды). Делит класс на пары. Дает инструкцию по выполнению задания в парах. Раздает раздаточный материал. Сейчас мы с вами поработаем в парах. Две стороны экономики: 1 пара: сельское хозяйство. Выделите плюсы и минусы. 2 пара: транспорт. Выделите плюсы и минусы. 3 пара: промышленность отрасль добывающая. Выделите плюсы и минусы. 4 пара: ТЭС. Выделите плюсы и минусы. 5 пара: гидроэлектростанция в чем суть и к чему приводят плотины. 6 пара: тепловые электростанции чем опасны? 7 пара: химическая промышленность. Чем вредные стиральные порошки и моющие средства? 8 пара: легкая промышленность. Выделите плюсы и минусы. 9 пара: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы. Какой вред экологии? Организует обобщение полученного результата. Какой мы можем сделать вывод? Проводит побуждающий диалог. Как вы думаете какая главная задача общества? Обратите внимание на столе находятся: пластиковая бутылка, салфетка, пакет. Нам это все удобно брать на отдых. Представьте, что вы пошли в поход вместе с семьей. И после использования данных предметов вы решили их сжечь в костре или закопать их в песок. Правильно ли вы поступите? Если нет, то как лучше поступить? Мы часто слышим о прогнозах погоды, что же такое прогноз? Верно, ученные научились делать «экологические прогнозы» они предсказывают к чему может привести то или иное действие по отношению к экологии, как вы считаете, от чего могут уберечь такие прогнозы? | Выполняют задание. Рассматривают иллюстрацию. Отвечают на вопросы учителя. Читают в учебнике текст. Отвечают на вопрос учителя. Делают вывод о прочитанном. Выполняют физминутку. Читают текст. Слушают инструкцию по выполнению задания. Отвечают на вопрос в парах. Делают вывод. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. Парная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать других. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. П: осуществлять обобщение. К: умение работать в парах. К: слушать и понимать других. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К: умение работать в парах. К: слушать и понимать других. П: осуществлять обобщение. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 5. Проверка правильности решения (рефлексия). | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнения) | Организует деление класса на группы по рядам. Дает инструкцию по выполнению задания. Ненавязчиво контролирует выполнения задания. Предлагаю вам в группах дать свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев: 1 группа- это первый ряд. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей. 2 группа- 2 ряд. На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть. 3 группа- 3 ряд. Массовое производство пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов. Организует проверку групповой работы. После данной работы в группах, в парах, мы нашли доказательство гипотезы? | Слушают инструкцию по выполнению задания. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. | Групповая. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | будет сформирован интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики | Контроль: устный опрос. | К: умение работать в группах. К: слушать и понимать других. К: владеть диалогической формой речи. Р.: оценивать правильность выполнения действия. | Строить экологические прогнозы |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 6. Воспроизведение нового материала. Творческое применение открытых знаний. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Проводит обобщение изученного материала с помощью вопросов. Какую главную задачу общества мы сегодня назвали? А как мы можем это сделать? Организует работу над решением проблемных ситуаций. Давайте решим ситуации. У всех вас есть машины? Где мы должны мыть машины? Представьте вы приехали в деревню. Решили помыть машину возле берега речки. Машину надо мыть в речке? Или отойти 7-10 метров от нее? Вы приехали отдыхать на реку Катунь. Вы моете посуду с моющем средством прям в реке. Вред или пользу вы приносите? Где надо мыть посуду? И куда вылить грязную воду? Вы пошли на пляж и взяли одноразовую посуду и после использования закопали ее в песок. Самое главное, где нам в будущем пригодятся эти знания? | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы. | Контроль: устный опрос. | П: осуществлять обобщение. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать других. | определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы |
9. Рефлексия учебной деятельности. | 7. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили? Мы выполнили план, ответили на все наши вопросы и доказали гипотезу. Теперь я предлагаю по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы со слайда 1. Было интересно... 2. Я почувствовал(а) гордость за.... 3. Сегодня я узнал(а)... 4. Я понял(а), что... 5. Меня удивило... 6. Мне захотелось... 7. Было трудно.... - Домашнее задание: прочитать страницы 72-75 и устно ответить на все вопросы. Рабочая тетрадь стр. 49 №1,2,3. | Отвечают на вопросы учителя. Продолжают фразы. Записывают домашнее задание. | Фронтальная. | Смарт-доска, компьютер, презентация. | | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Р: осуществлять самооценку деятельности. К: владеть диалогической формой речи. К.: слушать и понимать других. | |