СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта проблемного урока по теме: "Экономика и экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемный урок – это урок, на котором школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. Основой вовлечения школьников в проблемно-поисковую деятельность (т.е. деятельность по выявлению, постановке и решению учебных проблем) являются проблемная ситуация и учебная проблема.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта проблемного урока по теме: "Экономика и экология"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Брылёва Анастасия Дмитриевна.

Предмет: окружающий мир.

Тема урока: «Экономика и экология».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Используемая педагогическая технология: проблемного обучения.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении экономики и экологии.

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о двух сторонах экономики, взаимосвязях между экологией и экономикой.

  2. Формировать умение строить экологические прогнозы; определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Предметные:

Уч-ся научатся:

- определять две стороны экономики, взаимосвязи между экологией и экономикой.

Уч-ся получат возможность научиться:

- строить экологические прогнозы;

- определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Развивающие:

1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.



2. Формировать умения: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять действия по алгоритму.



3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи; работать в парах и группах.


Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять волевую саморегуляцию;

Учащиеся получат возможность научиться: составлять план своих действий;

Познавательные:

Учащиеся научатся: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учащиеся получат возможность: выполнять действия по алгоритму

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- владеть диалогической формой речи;

- работать в парах, группах.

Воспитательные:
формировать интерес к изучению взаимосвязей между экологией и экономикой; и к тому, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Личностные:
- у учащихся будет сформирован интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики;


- у учащихся может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.

Форма организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Дидактические средства: лист контроля, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация.







































Этапы урока

ТДМ

Этапы проблемного урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства/ интерактивное оборудование

Форма контроля

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1. Проблемная ситуация.















































































































Словесный (беседа)









Наглядный (показ)

























































































Практический (упражнение)







Приветствие. Проверяет готовность к уроку.

 Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира.


Организует проверку готовности к уроку.

 Проверим готовность к уроку. У вас на парте должно быть: пенал, учебник, раздаточный материал.


Организует мотивацию.

 Сегодня мы с вами будем экологами.

Нам на урок пришло письмо от всемирного фонда экологов. Давайте его прочитаем.

В 2010 году возник пожар на морской нефтедобывающей платформе у берегов США. Пожар был очень сильный, платформа затонула. В результате из подводной скважины нефть стала выливаться в море. На поверхности воды образовалось гигантское нефтяное пятно. Так произошёл крупнейший за всю историю нефтяного промысла разлив нефти. Который повлиял на всех животных, а самое главное на человека.


Организует подводящий диалог.

 Ребята, а как разлив нефти повлиял на животных и человека? Как вы думаете?

 А кто считает по-другому? Может данная ситуация никак не повлияла на живые существа?

Сегодня мы разберемся в этом, но перед этим вспомним прошлую тему.


Организует повторение изученного материала, через побуждающий диалог.

 Прежде чем мы изучим новую тему, обратимся к уже изученному материалу.

 Что такое доходы семьи?

 Что такое расходы семьи?

 Что такое семейный бюджет и из чего он состоит?

 Доходы из чего складываются в семье?

 На что тратит семья расходы?

 Можно ли жить без семейного бюджета?

 Чем государственный и семейный бюджет похожи?

 В чем различие государственного и семейного бюджета?


Организует самостоятельную работу по прошлой теме.

Приложение 1.

 У вас на столах лежит лист контроля. Подпишите их. Вам нужно решить все задания на оценку.


Организует взаимопроверку обучающихся.

Приветствуют учителя.











Проверяют готовность к уроку.







Слушают учителя.
































Отвечают на вопросы учителя.



















Отвечают на вопросы учителя.






























Выполняют задания в листе контроля.



Проверяют правильность выполнения работы по эталону (на слайде).

Фронтальная.






































































































Индивидуальная.

Смарт-доска, компьютер, презентация, лист контроля.

















































































































Взаимоконтроль: проверка по слайду.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.



К: владеть диалогической формой речи.











































К: владеть диалогической формой речи.


К: слушать и понимать других.




































2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

2. Постановка учебной проблемы.

Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)









Проводит подводящий диалог к определению темы и цели урока.

 Давайте вспомним два понятия. Что такое экология? А экономика?

 А как вы думаете экология и экономика взаимосвязаны?

 Какая будет тема нашего урока?

 Какая будет цель? Прочитайте цель на странице 72 до красной черты.






Отвечают на вопросы учителя.


Предполагают ответ на вопрос учителя.



Читают в учебнике цель на урок.

Фронтальная.















Смарт-доска, компьютер, презентация.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.




К: слушать и понимать других.

К: владеть диалогической формой речи.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.



4. Построение проекта выхода из затруднения.

3. Поиск решения. Выдвижение гипотез.


Словесный (беседа)


Читает повторно письмо, задает вопросы и выводит на гипотезу.

 Ребята, а как разлив нефти повлиял на животных и человека? Как вы думаете?

 А кто считает по-другому? Может данная ситуация никак не повлияла на живые существа?

 Мы с вами только предполагаем, давайте выдвинем гипотезу и в течении урока ее докажем.


Организует построение проекта выхода из затруднения с помощью вопросов.

 Что должны узнать?

 Чему должны научиться?

 Что должны определить?





Слушают учителя.










Формулируют гипотезу.










Определяют план действий на урок.





Фронтальная.

Смарт-доска, компьютер, презентация.



К: слушать и понимать других.


К: владеть диалогической формой речи.




Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.


5. Реализация построенного проекта.

4. Выражение решения. Доказательство или опровержение гипотез.









































Словесный (беседа)










Наглядный (демонстрация)















































































Практический (упражнение)
















































































Организует работу с учебником.

 Нам в письме говорилось о экологической катастрофе. А что такое «экологическая катастрофа»? Откройте учебник на стр.72 и ответьте на вопрос.


Организует работу с иллюстрацией в учебнике.

 В письме еще была приложена иллюстрация. Давайте рассмотрим ее, она так же изображена у вас в учебнике на стр. 71.


Организует побуждающий диалог.

 Почему это экологическая катастрофа?

 Давайте предположим, а какие животные погибнут в этой части моря?

 От чего погибнут рыбы?

 От чего погибнут птицы?

 От чего погибнут моллюски, водоросли и крабы?

 Пострадали и животные, растения, люди, таким образом, все это произошло из-за катастрофы.


Организует работу с учебником.

 Приведите примеры в какой стране случилась данная катастрофа стр. 73 последний абзац.


Обобщает полученный результат.

 А какой мы можем сделать вывод?

 Но экономика приносит не только же вред. Она приносит большую пользу людям. А какую?

 Так какой мы можем сделать вывод?


Организует физминутку.


Организует работу с учебником.

 Прочитайте текст в учебнике на стр. 73 и проверьте, а правильный ли вы сделали вывод, что нефть вредна, и у экономики две стороны: одна положительная (удовлетворение потребностей) и отрицательная (загрязнение окружающей среды).


Делит класс на пары.

Дает инструкцию по выполнению задания в парах. Раздает раздаточный материал.

 Сейчас мы с вами поработаем в парах.

Две стороны экономики:

1 пара: сельское хозяйство. Выделите плюсы и минусы.

2 пара: транспорт. Выделите плюсы и минусы.

3 пара: промышленность отрасль добывающая. Выделите плюсы и минусы.

4 пара: ТЭС. Выделите плюсы и минусы.

5 пара: гидроэлектростанция в чем суть и к чему приводят плотины.

6 пара: тепловые электростанции чем опасны?

7 пара: химическая промышленность. Чем вредные стиральные порошки и моющие средства?

8 пара: легкая промышленность. Выделите плюсы и минусы.

9 пара: для того чтобы получить одну тонну алюминия или меди, металлургам нужно несколько тонн руды. Остальное идёт в отходы. Какой вред экологии?


Организует обобщение полученного результата.

 Какой мы можем сделать вывод?



Проводит побуждающий диалог.

 Как вы думаете какая главная задача общества?

 Обратите внимание на столе находятся: пластиковая бутылка, салфетка, пакет. Нам это все удобно брать на отдых.

Представьте, что вы пошли в поход вместе с семьей. И после использования данных предметов вы решили их сжечь в костре или закопать их в песок. Правильно ли вы поступите? Если нет, то как лучше поступить?

 Мы часто слышим о прогнозах погоды, что же такое прогноз?

 Верно, ученные научились делать «экологические прогнозы» они предсказывают к чему может привести то или иное действие по отношению к экологии, как вы считаете, от чего могут уберечь такие прогнозы?



Выполняют задание.












Рассматривают иллюстрацию.








Отвечают на вопросы учителя.




















Читают в учебнике текст. Отвечают на вопрос учителя.





Делают вывод о прочитанном.









Выполняют физминутку.




Читают текст.






















Слушают инструкцию по выполнению задания.

Отвечают на вопрос в парах.








































Делают вывод.





Отвечают на вопросы учителя.















Фронтальная.






















































































Парная.

































































































Смарт-доска, компьютер, презентация.


















Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи.

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.





К: владеть диалогической формой речи.


К: слушать и понимать других.



















П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


П: осуществлять обобщение.


К: умение работать в парах.


К: слушать и понимать других.





































П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


К: умение работать в парах.


К: слушать и понимать других.






































П: осуществлять обобщение.



















































































































































































































































































































































Определять две стороны экономики, взаимосвязи между экологией и экономикой

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5. Проверка правильности решения

(рефлексия).











Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический (упражнения)



Организует деление класса на группы по рядам.

Дает инструкцию по выполнению задания. Ненавязчиво контролирует выполнения задания.

 Предлагаю вам в группах дать свои экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:

1 группа- это первый ряд. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2 группа- 2 ряд. На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

3 группа- 3 ряд. Массовое производство пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов.


Организует проверку групповой работы.

 После данной работы в группах, в парах, мы нашли доказательство гипотезы?












Слушают инструкцию по выполнению задания.

Выполняют задание.





















Отвечают на вопрос учителя.

Групповая.

Смарт-доска, компьютер, презентация.











будет сформирован интерес к изучению взаимосвязей экологии и экономики

Контроль: устный опрос.










К: умение работать в группах.


К: слушать и понимать других.


К: владеть диалогической формой речи.












Р.: оценивать правильность выполнения действия.











Строить экологические прогнозы

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

6. Воспроизведение нового материала. Творческое применение открытых знаний.





























Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Практический (упражнение)































Проводит обобщение изученного материала с помощью вопросов.

 Какую главную задачу общества мы сегодня назвали?

А как мы можем это сделать?


Организует работу над решением проблемных ситуаций.

 Давайте решим ситуации. У всех вас есть машины?

Где мы должны мыть машины?

Представьте вы приехали в деревню. Решили помыть машину возле берега речки. Машину надо мыть в речке? Или отойти 7-10 метров от нее?

 Вы приехали отдыхать на реку Катунь. Вы моете посуду с моющем средством прям в реке. Вред или пользу вы приносите?

Где надо мыть посуду? И куда вылить грязную воду?

 Вы пошли на пляж и взяли одноразовую посуду и после использования закопали ее в песок.


 Самое главное, где нам в будущем пригодятся эти знания?





Отвечают на вопросы учителя.





Фронтальная.

Смарт-доска, компьютер, презентация.
































может быть сформировано представление, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы.














Контроль: устный опрос.
























П: осуществлять обобщение.


К: владеть диалогической формой речи.


К: слушать и понимать других.











определять, как сделать экономику безопасной для людей и для всей природы

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

7. Рефлексия учебной деятельности.


Словесный (беседа)


Наглядный (демонстрация)


Организует рефлексию учебной деятельности.

 Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили?

 Мы выполнили план, ответили на все наши вопросы и доказали гипотезу.

 Теперь я предлагаю по очереди высказаться одним предложением, выбирая начало фразы со слайда

1. Было интересно...

2. Я почувствовал(а) гордость за....

3. Сегодня я узнал(а)...

4. Я понял(а), что...

5. Меня удивило...

6. Мне захотелось...

7. Было трудно....


- Домашнее задание: прочитать страницы 72-75 и устно ответить на все вопросы. Рабочая тетрадь стр. 49 №1,2,3.




Отвечают на вопросы учителя.





Продолжают фразы.

















Записывают домашнее задание.

Фронтальная.


















Смарт-доска, компьютер, презентация.


Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Р: осуществлять самооценку деятельности.















К: владеть диалогической формой речи.


К.: слушать и понимать других.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!