1 | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие детей Вот уже звенит звонок, Он зовёт нас на урок. Предстоит нам дел немало, Всё исполнить нужно в срок. Предъявление для слушания звуковой записи птичьих песен. - Возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, ощутите тепло рук ваших товарищей, почувствуйте плечо друга, который будет вам добрым помощником на уроке. Вы и я – мы следопыты! Дверь в познание открыта, Не пора ли заглянуть? Ну, друзья, смелее в путь! - Сегодня Желаю всем я вам удачи! | Дети стоят в кругу. Слушание звуков природы. Ребята берутся за руки, смотрят друг другу в глаза. Вместе мы решим любую задачу! | Привлечение внимания Слушание звуков природы. Коучинговый приём «Круг» |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Организация орфографического разбора предложений. - Отгадайте загадку: Есть на свете старичок, Он лесной мужичок, Носит он из пёстрых листьев Разноцветный убор. Каждый день, и в дождь, и в зной Сторожит он мир лесной. -Кто это? - К нам в гости пришёл старичок-лесовичок. Он принёс нам задания. Первое задание от старичка-лесовичка: - Прочитайте слова (на карточках), разделите их на группы, дайте названия этим группам Н.ра, р.веть, л . синые, см.треть, ги.кая, тра.ка. - На какие группы предлагаете разделить слова? - Как определите, к какой группе относится слово? - Распределим слова на группы. - Какое задание необходимо выполнить? - Решим орфографические задачи, объясняя способ её решения. Устно. (С другой стороны карточек готовый вариант ответа) - В какой части слова находятся орфограммы, над которыми мы работали? - Что такое корень слова? - Что такое родственные слова? - Какой секрет корней вы знаете? - В какой группе слов мы не умеем решать орфографические задачи? | Оформление работы. Седьмое февраля. Классная работа. - Старичок-лесовичок. - Названия предметов, названия действий предметов, названия признаков предметов. - Задам вопрос. + Ученики распределяют слова на группы, задают вопросы к словам. - Решить орфографические задачи. - Орфограммы находятся в корне. - Корень – это общая часть родственных слов. - Слова, у которых есть общая часть – корень и общее значение. - Корни родственных слов пишутся одинаково. - В названиях признаков предметов. | Демонстрация мультфильма Использование художественного слова (загадки) Чтение слов, классификация слов, решение орфографических задач. Объяснение способа решения орфографической задачи. Вопрос-ответ |
4 | Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока), планирование деятельности | - Посмотрите на слова третьего столбика, какая проблема стоит перед нами? - Какова цель урока? - Какой инструмент (помощник) помогал нам искать проверочные слова в словах-названиях предметов и действиях предметов. - Таким образом, какова цель проектной работы? Что нам необходимо сделать на уроке? - Таким образом, итогом (результатом, продуктом) нашей проектной работы будет памятка «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов». - Молодцы, ребята. Лесовичок доволен вашей работой и предлагает вам отдохнуть. + ФИЗМИНУТКА на музыку «Ничего на свете лучше нету» | - Как проверить написание слов-названий признаков предмета? Или Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов? (Плакат на доске) - Учиться подбирать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов. - Памятка. - Создать памятку «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов». + Дети исполняют песню и выполняют движения. 1. Ничего на свете лучше нету Чем беречь, друзья, свою планету Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Ведь экологи всегда в дороге. 2.Мы свое призванье не забудем Сохраним мы воду чистой людям. Сбережем мы воздух, лес и реки, Чтоб природу сохранить навеки. | Проблемно-диалогический Демонстрация видеоролика по экологии. |
5 | Открытие новых знаний и способов действий. Реализация проекта. | - У вас есть шкала самооценки. Покажите на ней, каким уровнем знаний, по вашему мнению, вы владеете по теме уроке. Готовы ли вы сразу рассказать памятку «Как искать проверочные слова для корня в словах-названиях признаков предметов». - Для дальнейшей работы с целью открытия новых знаний я предлагаю вам организоваться в группы по 4 человека. - Лесовичок вам предлагает поработать исследователями. Второе задание от старичка-лесовичка прочитайте самостоятельно, выполните его и сделайте вывод. - Вспомните правила работы в группе. - Перед вами лежат карточки с номерами. Присвойте номер каждому члену группы. Задания группам. Каждый участник группы работает со своим набором слов по общему заданию, если возникают трудности, обращайтесь к одноклассникам или учителю. Ответственным назначается участник №4. На работу вам даётся 10 минут. 1. Прочитай слова. 2. Подумай и докажи, что называют слова? 3. Какую орфографическую задачу нужно решить? 4. Реши орфографические задачи, запиши работу в тетрадь, показывая, в какой части слова находится орфограмма? 5. Сформулируйте в группе способ решения орфографической задачи. 6. Составьте памятку. На листах даны начала предложений: Чтобы узнать буквы в корнях названий признаков предметов, нужно 1)______________________________ 2)_____________________________ Слова для каждого члена группы: 1 группа 1. Ск.листый, л.сной, ст.пной. 2. Г.ристый, р.чной, с.сновый. 3. М .рской, . ловый, цв.точный. 4. П.левой, д.машний, зв.риный. 2 группа 1. Д.лёкий, ч.рвивый, в.рёный. 2. Д.ждливый, сч.стливый, р.дной. 3. Скр.пучий, пл.довое, озёрный. 4. Н.чная, .сенний, т.жёлый. 3 группа 1. С.довый, п.тнистый, б.льное. 2. Дв.ровый, д.вичий, в.сенний. 3. Пл.кучая, в.сёлый, р.систый. 4. З .мляной, гр . зовая, хв . статый. 4 группа 1. У.кая, ре.кий, ре.кий. 2. Кре.кая, ло.кий, мя.кое. 3. Хру.кая, сла. кое, лё.кий. 4. Це.кий, гла.кое, коро.кая. 5 группа 1. Жи.кий, бли.кое, ни.кая. 2.Ли . кий, ме . кий, сколь . кий. 3. Чу . кий, вя . кий, ла . чатый. 4. Зы . кий, то . кий, хва . кий. 6 группа 1. Тру .чатый,гу.чатый, му.ской. 2. Пры . кий, хли . кий, кро . кий. 3. Бро . кий, дер . кий, ше .ский. 4. Де .ский, жу .кий, мер . кий. 7. Представьте результаты деятельности в группе. 8. После общего вывода выполните взаимопроверку. - Что у вас получилось? - Сравним результаты вашей работы с образцом, представленным на экране. - Поменяйтесь работами. Пользуясь памяткой, проверьте правильность написания буквы и графическое обозначение орфограммы. - Выполните взаимооценку деятельности каждого члена группы в оценочных листах. | +Самооценка знаний. - Правила работы в группе. 1) Выслушивать ответы ребят, не перебивая других. 2) Доказывать свои версии. 3) В группе даёт ответ каждый. 4) Будьте внимательны друг к другу. 5) Умеешь сам – научи другого. Обучающиеся работают в группах, отвечают на вопросы, делают выводы. + Представление результата проекта. | Заполнение шкалы самооценки. Организация работы групп. Групповая работа Сравнение работ, подведение общих итогов. Соотнесение полученных выводов с образцом. Взаимопроверка. Взаимооценка. |
7 | Самостоятельное выполнение заданий с самопроверкой по эталону | Четвёртое задание лесовичка. - Предлагаю вам задания на выбор. У меня есть орешки разного цвета, и на них разные задания. 1. Вставить пропущенные буквы. Пе.чий, кл.новый, це.кий, ре.кий. 2. Найти и выписать слова-названия признаков предмета, где буква в корне требует проверки. Не ломай хрупкие ветки деревьев. Не пугай робких зверюшек. Не рви лесные цветы. Не засоряй речной берег. 3. Составь и запиши 2 совета по охране природе для ребят школы, используя слова-названия признаков предметов. - Кто выбрал карточки зелёного цвета, сядьте на 1 ряд. - Кто выбрал карточки жёлтого цвета, сядьте на 2 ряд. - Кто выбрал карточки коричневого цвета, сядьте на 3 ряд. - Кто выбрал карточки зелёного и жёлтого цвета, проверьте ответы по экрану. - Заслушаем тех, кто выбрал коричневые карточки. | Выбор и выполнение разноуровневых заданий. | Самостоятельная работа. Самопроверка. |
9 | Рефлексия обучающихся своих действий и самооценка | Перед вами шкала успеха. Отметьте на ней, насколько успешны вы были сегодня на уроке. На какой границе теперь ваши знания по теме урока? - Что нового узнали? - Чему научились? - Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии в России. Лесовичку очень понравились ваши советы по защите природы, и он предлагает вам закончить урок экологической песней. - Лесовичок благодарит вас за работу и прощается до новых встреч. | Против стрельбы, против беды Встанем за нашу планету. Звери навек, Счастье навек, Так повелел человек! Пусть всегда будут рощи, Пусть всегда будут птицы, Пусть в тайге будут звери, А у дома – цветы! Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я. | Самооценка. Выявление продвижения ученика. Демонстрация картин природы, положительного образца деятельности человека в окружающей среде. + Зарисовка |