СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе» 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по русскому языку «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе» 4 класс»

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Орг. момент

Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности.

Словесный, фронтальная

1. Проверка готовности к уч. занятию

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по русскому языку.

- Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал.


2. Организация класса

- Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.


3. Упражнения для рук

- Давайте подготовим наши руки к письму.

1 упр. Сжимаем – разжимаем пальцы под счёт: Раз – два, раз – два……. И раз – два.

2 упр. Вращение кулачками: К себе 1,2,3,4. От себя 1, 2, 3, 4 (3-4 раза)

3 упр. Пальцы в замок. Вращение запястьями .

4 упр. Волна. Пальцы в замке. Поднимаем и опускаем руки.

4. Оформление тетради

- Откройте свою тетрадь и положите её под наклоном, сядьте правильно. Запишите число: 27 января. Узнать у уч.

Классная работа.




Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.












Повторяют упражнения для рук за учителем, соединяют пальцы рук друг с другом.








Открывают тетради, записывают:

27 января

Классная работа


Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Личностные:

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Каллиграфическая минутка

Отработка правильного письма букв, слогов, безотрывного соединения букв.

Словесный, индивидуальная

- Сейчас мы проведём каллиграфическую минутку.

-На доске записаны буквосочетания, давайте их прочитаем.

ее

ий

ый

ое

яя

ая

ой



- Кто догадался, в словах какой части речи мы встречаем эти буквосочетания?

- Чем они являются в именах прил.?

- Верно, это окончания имен прил.


1. Письмо обучающихся

- Запишите правильно эти буквосочетания на одинаковом расстоянии друг от друга, правильно соединяя в них буквы.

2. Самоанализ, самооценка.

- А теперь оценить свое письмо. Подчеркните карандашом самое лучшее буквосочетание, которое у вас получилось. Узнать!

- Кто уже догадался, с каком частью речи мы будем сегодня работать на уроке?

Пишут каллиграфически буквосочетания в тетради.




В имени прил.


Окончания.
















Сегодня на уроке мы будем работать с именем прил.


Регулятивные УУД:

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.


Целеполагание и мотивация

Формирование орфографической зоркости

Словесный, наглядный, фронтальная

- Давайте повторим правила об имени прилагательном. У вас на партах лежит карточка с таблицей. Я буду задавать вам вопросы, а вы под номером вопроса ставите «+» или «-». И потом мы проверим ваши ответы.

Блиц-опрос.

1)имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).

2)имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).

3)имя прилагательное обозначает предмет (нет).

4)имя прилагательное обозначает признак предмета (да).

5)имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как?  (нет).

6) имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да).

7) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да).

8)имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).

9)род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).

 

-Проверьте себя по шаблону. Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

- Поднимите руку, кто не ошибся.

- молодцы, поднимите руку, у кого 1-2 ошибки.

- Сегодня будем учиться склонять имена прил. м. р. и ср. р. В ед. ч.

- Что значит склонять? Кто объяснит?



Отвечают на вопросы в таблице.













































Склонять, значит, изменять по падежам.

ИКТ

Личностные:

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.



Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Целеполагание

Определить тему и цель урока.

Словесный, фронтальная

Постановка цели

- Прочитайте словосочетания. (слайд)

бел… снеговика, зимн.. утром, о перв.. морозе, по сер… небу (6 словосочетаний на 6 падежей)

- Запишите словосочетания в порядке следования падежей в русском языке. Какой первый падеж? Какой второй? И т. д. (род, число, падеж)


Яблочное семя (ср. р., ед. ч., И. п.);

Белого снеговика (м. р., ед. ч., Р. п.);

По серому небу (ср. р., ед. ч., Д. п.);

В дремучий лес (м. р., ед. ч., В. п.);

Зимним утром (ср. р., ед. ч., Т. п.);

О первом морозе (м. р., ед. ч., П. п.)






- Возникли у вас трудности? Почему?

- Кто догадался, какая тема урока?

(Правописание прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.)

- Что мы сегодня должны узнать?

(Узнать: как склоняются прилагательные мужского и среднего рода, какие имеют окончания)

- Чему должны научиться?

(Учиться: писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.)


Записывают словосочетания в порядке следования падежей в русском языке:

Яблочное семя (ср. р., ед. ч., И. п.);

Белого снеговика (м. р., ед. ч., Р. п.);

По серому небу (ср. р., ед. ч., Д. п.);

В дремучий лес (м. р., ед. ч., В. п.);

Зимним утром (ср. р., ед. ч., Т. п.);

О первом морозе (м. р., ед. ч., П. п.)




Возникают трудности.

Карточка с таблицей, ИКТ

Личностные:

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.


 Объяснение нового знания

 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная, парная.

Работа с табл. на с. 14.

-Откройте учебник на с. 14.

- Что написано в первом столбике?


- Во втором?

- В третьем?

- Читать будем по строчке. И.п. - какой? Густой, вкусный, горячий кисель, морской зверь. Какое? ( по указке на слайде)


- Изучите таблицу и сделайте вывод, в каких падежах у имён прилагательных одинаковые вопросы?

- Сравните окончания в вопросах и в именах прилагательных. Различаются ли ударные и безударные окончания имён прилагательных в одном и том же падеже?

- Прочитаем хором материал рубрики «Обратите внимание!» Безударное окончание имени прилагательного надо писать такое же, как у имени прилагательного с ударным окончанием в том же падеже!

- Как проверить написание безударного падежного окончания имени прил.?

- Какой вывод можно сделать? 

Безударное окончание можно проверить, подставив имя прил. с ударным окончанием или посмотреть окончание вопроса в том же падеже.

- В русском языке окончание зависит от согласного звука, после которого оно идет: после твердого согл. – с буквой «о» (показать на ленте букв), после мягкого согл. – буква «е» (показать на ленте букв)


- Я раздам вам памятку. И ей мы сегодня будем пользоваться.

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и повторяйте движения за мной.


На зарядку становись

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)


- Сейчас мы с вами выполним упражнение 25 в учебнике. Внимательно прочитайте задание.



- Что мы должны сделать?



















- Нам нужно выписать из каждого предложения два словосочетания: одно для определения падежа выделенного имени сущ., а второе для определения падежа имени прилагательного, которое связано с этим именем сущ. И также выделить окончание имён прил., указать их род и падеж. Нам показан образец записи словосочетаний.

- Как определить падеж имен прилагательных?






-Кто составит словосочетания во втором предложении и запишет их на доске? А остальные записывают словосочетания в тетради.

Держат (в чём?) в амбаре (П. п.), в амбаре ( ?) (м. р., П. п.).

маленьком

каком

Голова (с чем?) с гребешком (Т. п.), с гребешком ( ?) (м. р., Т. п.).

какого

горячего

красным

каким

Льётся (из чего?) из колодца (Р. п.), из колодца ( ?) (м. р., Р. п.)

- Как вопрос помогает определить окончание у имени прил.?

- Какое окончание в вопросе, такое окончание и у имени прил.


- А сейчас вы будете работать в парах. Я раздам вам карточки с заданием. Вам нужно вставить пропущенные окончания имен прилагательных и определить их падеж. Кто напомнит, как вы будете определять падеж имён прилагательных?

- Словосочетания записываете в тетрадь. Кто готов – поднимите руки.

Счастлив пути, под снежн покровом, свеж овощи, свеж сено, к могуч дубу, за колюч кустом, у син моря, в Чёрн море, с ранн утра до поздн вечера.




- Давайте проверять. Ставите вопрос от имени существительного к имени прилагательному, называете окончание и падеж имени прил.


Под снежным (каким?) покровом (Т. п.)

Свежие (какие?) овощи (И. п.)

К могучему (какому?) дубу (Д. п.)

У синего (какого?) моря (Р. п.)

В Чёрном (каком?) море (П. п.)


- Поднимите руки, те, кто справился с заданием.



Падежи и вопросы

Прил м. р.


Прил. Ср. р.







Р.п, Д.п., Т.п., П.п.


Окончания в вопросах и окончания в именах прил. Совпадают, кроме И. п.





Безударное окончание можно проверить, подставив имя прил. с ударным окончанием или посмотреть окончание вопроса в том же падеже.











Встают из-за парт и повторяют движения за учителем.
































Читают задание.


Выписать из каждого предложения два словосочетания: одно для определения падежа выделенного имени сущ., а второе для определения падежа имени прилагательного, которое связано с этим именем сущ. И также выделить окончание имён прил., указать их род и падеж.






По падежу имён существительных, от которых они зависят.



По одному выходят к доске, остальные работают в тетради.

Выписывают словосочетания, называют род, падеж имён сущ. и имён прил., выделяют окончания имён прил.






Работают в парах. Записывают словосочетания в тетрадь, вставляют пропущенные окончания имён прил., определяют падеж имени прил.











По порядку называют словосочетание, ставят вопрос от имени сущ. к имени прил., называют окончание и падеж имени прил.

учебник «Русский язык» 4 кл. 2ч., Горецкий В. Г., В. П. Канакина (Школа России), карточки с заданиями, памятки

Предметные: - умение определять род, число имени прилагательного, различать сходные по произношению окончания, правильно писать окончания имён прилагательных, отрабатывать алгоритм определения падежа имён прилагательных.


Познавательные УУД:

- осмысление различия между окончаниями прилагательных м.р и ср.р.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Личностные:

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Словесный, наглядный, практический;

Фронтальная, индивидуальная.

-Откройте учебник на с. 16. Найдите памятку, прочитайте её и перечислите какими способами можно проверить безударное падежное окончание имени прил. в ед. ч.

- Сколько способы вы нашли?







- Верно, 3 способа проверки безударного падежного окончания имен прил.

- Кто готов назвать способы проверки?





































- Какой способ вам кажется наиболее простым и удобным?

- И сейчас мы будем учиться проверять падежные окончания имён прилагательных. Найдите у. 27. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Вам нужно выбрать способ проверки написания падежного окончания для каждого имени прил. Записать пословицы, вставляя пропущенные окончания. Упражнение вы выполняете в тетради самостоятельно.









- Давайте проверять.

1. Доброму (подберём прилагательное с ударным окончанием - дорого́му)

гостю хозяин рад.

2. С хорошим (каким?) попутчиком и дорога короче.

3. На свежий (определим падеж - В. п., вспомним окончание в винительном падеже) червячок и рыбка на крючок.

4. Ласковое (какое?) слово лучше мягкого ( дорого́го) пирога.

5. При вечном (каком?) безделье не в радость и веселье.



- Поднимите руку, те, кто не допустил ни одной ошибки?

- Молодцы. А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки.

Открывают учебник на с. 16 и читают памятку.



3 способами проверки безударного падежного окончания имени прил. В ед. ч.






1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное. Вспомнить какое окончание пишется у имени прил. В этом падеже и роде, и написать его


2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.


3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное




Читают задание.





Нужно выбрать способ проверки написания падежного окончания для каждого имени прил. Записать пословицы, вставляя пропущенные окончания.

Выполняют самостоятельно в тетради.

учебник «Русский язык» 4 кл. 2ч., Горецкий В. Г., В. П. Канакина (Школа России)

Предметные: - умение определять род, число имени прилагательного, различать сходные по произношению окончания, правильно писать окончания имён прилагательных, отрабатывать алгоритм определения падежа имён прилагательных.


Познавательные УУД:

- осмысление различия между окончаниями прилагательных м.р и ср.р.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Итог, рефлексия

Оценить собственную деятельность на уроке.

Словесный, фронтальная, индивидуальная

- С какой частью речи работали на занятии?


- Какими способами можно проверить безударные падежные окончания имён прилагательных?




























- Кому было трудно и почему?


- А кто попробует сказать с помощью имен прилагательных, каких был урок для вас?

- На слайде вы видите незаконченные фразы. Продолжите любую из них.

(на слайде)

Закончи фразу: 

На уроке я научился ….

Мне больше всего запомнилось…

Мне было сложно ….

С именем прилагательным.

1 способ: Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное. Вспомнить какое окончание пишется у имени прил. В этом падеже и роде, и написать его


2 способ: Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.


3 способ: Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.

Отвечают на вопросы.


Называют прил.



Заканчивают любую фразу.

ИКТ

Регулятивные УУД:


- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.


Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный; фронтальная

- Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание на следующий урок.

с. 17 у. 28.

- Найдите это упражнение. Давайте прочитаем задание. Вам нужно подобрать к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу имя существительное из скобок и записать в тетрадь.

- Давайте разберём первую строку. Два имени прилагательных: «дождевой» и «дождливый». В скобках два имени сущ.: «утро» и «зонт». Какое прилагательное по смыслу подходит к сущ. «утро»? А какое к сущ. «зонт»? Окончания у имен прилагательных может меняться.

- значит, записываете в тетрадь составленные словосочетания «дождевой зонт», и «дождливое утро».

Записывают домашнее задание в дневник.

учебник «Русский язык» 4 кл. 2ч., Горецкий В. Г., В. П. Канакина (Школа России)

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!