СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по обучению письму "Строчная буква м" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по обучению письму "Строчная буква м" 1 класс»

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Организационный этап.

создать у школьников направленность на учебную работу.

Фронтальная, словесная, рассказ учителя.

  1. Проверка к готовности к уроку.

- Проверим вашу готовность: на парте лежит пропись, пенал.

  1. Организация класса.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.











  1. Приветствие класса

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, сегодня я проведу у вас занятие по обучению письму. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к занятию.

Хором:

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.


-

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


Целеполагание и мотивация

Актуализировать жизненный опыт и мотивировать детей к учебной деятельности. Определить тему и цель урока.

Фронтальная форма, словесный метод, наглядный метод

- Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, отгадайте загадку:

(на слайде)

- Хорошо известно всем:

Где метро, там буква… (М)

(Иллюстрация метро на слайде)

- Ребята, кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Чему мы будем сегодня учиться?


- Правильно, мы будем учиться писать строчную букву «м».

- Что мы должны узнать про эту букву? (карточки на доску)







- Какие 2 звука обозначает буква м? Давайте расскажем про неё по ленте букв: буква м обозначает 2 согласных звука: твёрдый [м] и мягкий [м´], они звонкие.

Слушают загадку и говорят ответ.





Букву «М».

Буква «м».


Писать букву м.



Элементы буквы, как они называются, как пишется буква «м».


Буква м обозначает 2 согласных звука: твёрдый [м] и мягкий [м´], они звонкие.


Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Открытие нового знания.

Обеспечить восприятие учащимися новой темы.

Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная.

  1. Сравнение печатной и письменной буквы:

- Давайте сравним печатную и письменную букву «м».








- Сколько элементов в печатной букве «м», считаем хором: один, два, три, четыре.



- Теперь считаем в письменной: один, два, три.



- Сравните, что вы можете сказать? Чем письменная буква отличается от печатной?



-А какие 2 буквы спрятались в букве «м»?

- Верно, в букве «м» спрятались буква «л», буква «и».

2. Графический анализ письменной буквы.

- Посмотрите на образец письменной строчной буквы «м», сколько в ней элементов?


- Правильно, их 3.

На доске белый лист с разрезными элементами буквами.

-Первый элемент – короткая наклонная линия с закруглением внизу слева (хором);

- Второй элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу вправо (хором);

- Третий элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу вправо (хором).

– Эти два элемента одинаковые.


















3. Конструирование буквы.

- У вас на партах лежат верёвочки. Сейчас мы попробуем делать строчную букву «м». Внимательно смотрите, как я буду делать букву: какие 2 буквы спрятались в ней? Давайте выложим сначала букву «и».

- А теперь к букве «и» подставьте первый элемент – наклонную линию с закруглением внизу – НАКЛОННО, как в букве «л», чтобы между ними получился уголок.

- Ребята, заканчивайте работу, убирайте верёвки на край стола и положите перед собой пропись.

4. Письмо элементов буквы.

- Перед тем, как мы начнём писать, давайте проведём разминку для рук, повторяйте движения за мной:

- На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок)

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расплетая их)

- Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе)

- Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга)

- И – открыли! (Расцепляем пальцы)























- Молодцы! Продолжаем работу.

- Откройте свою пропись на с. 6 (показать страницу на слайде) Положите их под наклоном. Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе.

- Пропись я свою открою,

Под наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Возьмите ручку и обведите элементы буквы вверху страницы. (Показать на слайде)

5. Рисование узоров.

- Рассмотрите узор, какие буквы там взялись за ручки?

- Это начало письма буквы «м», постарайтесь аккуратно, чисто и правильно обвести узор ручкой (показать на слайде). Обратите внимание на наклон.


6. Письмо строчной буквы «м».

- Сейчас будем писать букву «м». Я пишу на доске, а вы повторяете в воздухе. Слушайте внимательно, повторяйте и запоминайте.

- Начинаю писать чуть выше нижней линии рабочей строки, веду снизу вверх в сторону наклонную линию с закруглением внизу, не отрывая ручки от письма веду короткую прямую линию с закруглением внизу вправо как в букве и.

- Найдите первую строку в своей прописи и пропишите букву «м», не забывайте про расстояние между буквами. Буква пишется безотрывно. (учитель проверяет)

- Поднимите руку на локоток, кто справился с заданием.

- Давайте немного отдохнём. Встаньте из-за своих парт и повторяйте движения за мной:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)





- Молодцы, ребята! Продолжаем работу.


7. Анализ типичных ошибок.

- Первая ошибка. Недостаточный наклон первого элемента, и поэтому вся буква получается прямая, а не наклонная, вы должны первый элемент вести не вверх, а в сторону.

- Вторая ошибка. Теряется параллельность между вторым и третьим элементом, т.к. разное расстояние между ними, а должно быть одинаковое и тогда буква будет правильная.




8. Написание слогов.

- Найдите в прописи вторую строку. Поставьте пальчик на первый слог, читаем его хором: ма.

- Назовите слова, которые начинаются на этот слог.



- Какое соединение в этом слоге?


- Теперь внимательно смотрите на доску, я буду писать слог на доске, а вы со мной в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяем с буквой «а».

- Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе. Положите пропись под наклоном, возьмите ручку в руку правильно, конец ручки смотрит вам в плечо. Напишите слог ма один раз.

- Кто готов, поставьте ручку на локоток.

-Найдите на второй строке следующий слог, поставьте пальчик и читаем его хором: ме.

-Какие слова со слогом ме вы знаете? Назовите их.



- Какое соединение в этом слоге?



- Теперь внимательно смотрите на доску, я буду писать слог на доске, а вы со мной в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и с середины рабочей строки безотрывно соединяем с буквой «е». Спинка у буквы «е» должна быть округлой, потому что это полуовал.

- Сядьте все правильно, спина прямая, положите пропись под наклоном, конец ручки смотрит в ваше плечо. Пропишите слог ме один раз.


- Поставили пальчик на следующий слог, читаем его хором: мы.


- Какие слова с этим слогом вы знаете?



- Какое соединение в этом слоге?

- Я пишу слог на доске, а вы вместе со мной повторяете в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяем с буквой «ы».

- Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе, пропись положите под наклоном, ручка смотрит в ваше плечо. Напишите слог мы один раз. Письмо безотрывное, не забывайте про наклон букв.

- Ребята, как вы думаете, что на Земле важнее всего?

- Прочитайте слова на третьей строке. Какие это слова?

- А теперь читаем хором первое слово: «мир».

-Слово «мир» обозначает несколько значений. (на сайде)

1. Мир - это наша земля, земной шар, свет.

2. Мир - это дружеские отношения между кем- либо; отсутствие разногласий, войны; согласие.

- Если у слова не одно значение, а много, оно называется МНОГОЗНАЧНОЕ. (хором)





- Я пишу слово «мир» на доске, а в воздухе повторяете за мной. Пишу букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяю с буквой «и», от неё веду соединительную линию в сторону и сверху безотрывно пишу букву «р». Приглядитесь внимательно к этому слову, что интересного заметили в его написании? Сколько одинаковых элементов надо писать в этом слове: 1,2,3,4 – не пропустите!

- Сядьте правильно, пропись под наклоном. Напишите слово «мир» один раз. Не забывайте про наклон букв.



- Ставим пальчик на второе слово, читаем его: «мама»



- Смотрите внимательно, как я буду писать слово на доске и повторяйте за мной в воздухе.

Пишу букву «м», от неё веду соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяю с буквой «а», Дописываем точно также второй слог ма.

- Приглядитесь внимательно к этому слову, что интересного заметили в его написании?

- Напишите один раз слово мама. Не забывайте про вашу посадку. Пропись под наклоном.



9. Работа над предложением.


- Найдите четвёртую строку. Здесь написано предложение, поставили пальчик на первое слово, читаем: Рома написал слова.

- Ребята, что значит, слово Рома?

- Чьё это имя?



-Какое правило вы знаете?


-Имена людей пишутся с большой буквы.





- В этом предложении пропущены слова, но даны схемы. Нам надо расшифровать эти схемы, вернуть слова в предложение. Поставьте пальчик на первую схему и посчитайте, сколько слогов в первой схеме?

- На какой слог падает ударение?

- Сколько звуков в первом слоге?

- Что они образуют?

- Сколько звуков во втором слоге?

- Что они образуют?

- Кто догадался, какое это слово?

- Какой согласный в первом слоге: мягкий или твёрдый?

- Возьмите карандаш синего цвета и закрасьте схему.


- Какой согласный во втором слоге: мягкий или твёрдый?

- Значит, каким цветом нужно закрасить схему?

(схема на доске)

- Напишите слово «мама» рядом со схемой вместо точек.

- Работаем со второй схемой. Сколько слогов в схеме?

- Кто уже догадался, какое это слово?

- Верно, слово «мир». Какой первый согласный: твёрдый или мягкий?

-Значит, каким цветом закрашиваем схему?

- Какой второй согласный: твердый или мягкий? Каким цветом закрашиваем схему?

- Напишите это слово рядом со схемой, вместо точек.


- А теперь немного отдохнём. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)


- Замечательно, продолжаем работу!

- А теперь найдите следующее предложение, прочитайте его. Чем отличается это предложение от первого?


- Ребята, сейчас мы с вами попробуем превратить печатный текст в письменный. Ставим пальчик на первое слово, приготовились, читаем хором: Клава мыла руки с мылом.




- Ребята, а как вы думаете, что такое слово Клава?

- Верно, это имя девочки. Давайте повторим правило: имена людей пишутся с большой буквы.




- Внимание на доску: Начинаем писать предложение с заглавной буквы «Клава мыла руки с мылом.»

- Кто скажет, почему надо мыть руки, да ещё и с мылом?

- Обратите внимание, что в печатном предложении все буквы напечатаны раздельно, не соединяются друг с другом. А вы сейчас будете писать это предложение письменными буквами, и чтобы получилось слово, буквы нужно соединять между собой.

- Давайте вспомним правила, как писать предложение.

(Показать заглавную букву «К» в алфавите)









- Напишите это предложение на следующей чистой рабочей строке, слово под словом, правильно, чисто, красиво.

- Проверка: давайте проверим, правильно ли вы написали это предложение. Ставим пальчик на первое слово, читаем хором.


10. Логические упражнения.

- А сейчас поиграем со словами. Посмотрите на следующее задание. Написаны два слова, а сверху цифры. Прочитаем первое слово: метро.

- Что такое метро?

Метро - это вид железнодорожного транспорта, который перевозит пассажиров под землей.

- Кто-нибудь из вас был в метро? (на слайде иллюстрация метро)

- Кто догадался, какое слово зашифровано?

- Слово «метр». А кто знает, что обозначает это слово? (показать метр)

- Метр - это система измерения длины.

- Написать слово «метр» на доске пойдёт…




- А вы, ребята, напишите слово «метр» под словом «метро» на чистой строке.


- Читаем следующее слово: марка.

(показать)


- Кто уже догадался, какое слово зашифровано?

-Верно, мак. (показать на слайде)

- Написать слово «мак» на доске

пойдёт …





- А вы, ребята, сядьте правильно, пропись под наклоном. Напишите слово мак под словом марка на чистой строке.

- Молодцы, ребята! Закрывайте свои прописи, кладите ручку в пенал.

Сравнивают печатную и письменную букву «м».






Считают: один, два, три, четыре.


Считают: один, два, три.


В письменной букве элементы под наклоном.


Буква эль и буква «и».





В строчной письменной букве 3 элемента.




-Первый элемент – короткая наклонная линия с закруглением внизу (хором); второй элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу (хором); третий элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу (хором).


Конструируют букву из верёвок.













Делают разминку для рук:

На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок)

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расплетая их)

- Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе)

- Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга)

- И – открыли! (Расцепляем пальцы)



Открывают пропись на с. 6.

Садятся правильно.














Обводят узор.



Пишут букву в

воздухе.










Прописывают букву «м» в прописи.




Повторяют движения за учителем:

Топают ногами, хлопают руками, покрутились, повертелись, сели за парты, закрыли глаза и досчитали до пяти, открыли глаза, поморгали.


















Читают: ма.


малина, мама, машина…



Нижнее.


Смотрят на доску и пишут в воздухе.




Садятся правильно, пишут слог ма один раз.




Читают: ме.


мел, метла, мешок…


Среднее.



Смотрят на доску пишут в воздухе.







Садятся правильно и пишут слог ме.


Читают: мы.



мыло, мышь…


Верхнее.


Смотрят и пишут в воздухе.



Садятся правильно, пишут слог мы.




Мир, мама.


Читают: мир.







Хором: Если у слова не одно значение, а много, оно называется многозначное.



Смотрят на доску и пишут в воздухе.








Садятся правильно и пишут слово мир.


Читают: мама.



Смотрят на доску и пишут в воздухе.





2 одинаковых слога.

Садятся правильно, пишут слово мама.




Читают: Рома написал слова.


Это имя.

Имя мальчика.


Имена людей пишутся с большой буквы.








2 слога.


На второй.

2 звука.

Слияние.

2 звука.

Сияние.

Мама.

Твёрдый.


Закрашивают схему синим карандашом.


Твёрдый.


Синим.


Пишут: мама


1 слог.


Мир.

Мягкий.


Зелёным.


Твёрдый.

Синим.



Пишут: мир.




Повторяют движения за учителем:

Наклоняются вперед-назад, руки вверх, потянулись, вправо-влево, кружатся.




Это печатное предложение.






Читаем: Клава мыла руки с мылом.


Имя девочки.



Имена людей пишутся с большой буквы.
















  1. С большой буквы.

  2. В конце точка. 3. Слова в предложении пишутся раздельно.


Пишут предложение: Клава мыла руки с мылом.







Читают: метро.








Метр.



Один ученик на доске пишет слово «метр».


Пишут слово метр.


Читают: марка.


Мак.



Один ученик на доске пишет слово «мак».



Пишут: мак.



Закрывают прописи.

Презентация, разрезные элементы буквы, карточки печатной и письменной буквы «м», пропись №3

Предметные:

- знание элементов строчной буквы «м», умение писать строчную букву «м» и её соединения с другими буквами в слогах и словах, сравнивать печатную и письменную буквы «м»; производить слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’].


Познавательные УУД:

- общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – умение осуществлять сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводить слого - звуковой анализ слов со звуками [м], [м’].


Коммуникативные УУД:

- уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Итог, рефлексия

Оценить собственную деятельность на уроке.

Словесный, фронтальная

-Ребята, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

По карточкам на доске:

-Сколько элементов в этой букве? (короткая наклонная линия с закруглением внизу слева (хором), короткая прямая линия с закруглением внизу (хором,) короткая прямая линия с закруглением и внизу (хором))















-Как пишется эта буква: с отрывом или без отрыва?


- У вас есть ладошки красного, желтого и зелёного цвета. Покажите зелёную ладошку, если вы всё запомнили и вам было легко. Жёлтую, если были трудности и красную, если совсем ничего не поняли.

С буквой «м».


Короткая наклонная линия с закруглением внизу слева (хором), короткая прямая линия с закруглением внизу (хором,) короткая прямая линия с закруглением и внизу (хором)


Буква пишется безотрывно.


Коммуникативные УУД:

- уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Личностные:

- ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!