Технологическая карта учебного занятия по теме: «Просветительская деятельность в Беларуси» с использованием технологических методов и приёмов технологий обучения.
Этап урока. | Методы и приёмы излагаемых вопросов. | Деятельность ученика. | Деятельность учителя. | Методическое обеспечение. |
Этап 1. Подготовка к уроку, поверхностное объяснение отобранных представителей просвещения, объяснение целей и задач занятия. | Образно-эмоциональное объяснение учителя, конспектирование материала, небольшое изложение, первоначальный поверхностный опрос, метод краткого ознакомления с темой. | Готовится к уроку, осмысливает предстоящую тему, воспринимают информацию от педагога, конспектируют материал, отвечает на поверхностные вопросы педагога. | Готовится к уроку, поверхностно объясняет тему, наглядно объясняет материал, предоставляет конспектирование материала, проводит первоначальный опрос. | Доска для обозначения темы, учебники по теме, тетради для конспектирования, список вопросов для поверхностного опроса учащихся. |
Этап 2. Представление просветителей. Представление в форме объединения. | Метод объединения двух представителей в одну тему изложения (Гусовский и Скорина), нахождение параллелей между ними, рассказ с некоторыми иллюстрациями, конспектирование материала учениками. | Осмысливает метод объединения и параллелизации просветителей, слушает рассказ, воспринимает иллюстрации, конспектирует важное, указанное учителем. | Руководствуется указанным методом, рассказывает о представителях с представлением иллюстраций, даёт наиболее важный материал для конспектирования. | Учебные пособия с материалом о представителях просвещения для педагога и учащихся, иллюстрации, конспекты |
Этап 3. Представление просветителей. Представление в форме схематизации. (Будный и Тяпинский.) | Метод схематизации материала с непосредственным участием учащихся, метод «Выйди к доске» с элементами игровой деятельности в форме передачи мела для следующей фиксации материала. | Все или многие ученики участвуют в методе, конспектируют материал, выходят к доске с фиксированием материала через схемы, запоминают записанное. | Руководит методом «Выйди к доске» и методом схематизации, диктует материал для фиксирования на доске и конспектирования. | Доска, учебное пособие для преподавателя, схемы по излагаемому материалу. |
Этап 4. Представление просветителей. Представление в форме видео. (Зизаний и Соболь) | Метод подачи материала через подручные средства (ноутбук, видеоматериал и т.д.), краткий опрос после просмотра видео, конспектирование важного материала. | Участвуют в просмотре видео, отвечают на вопросы, конспектируют наиболее важный материал. | Представляет к просмотру видеоматериал, проводит краткий опрос после просмотра, предоставляет материал для коспектирования. | Ноутбук или другой проигрыватель видео, видеоматериал по теме, вопросы для учащихся, материал для конспектирования (учебное пособие). |
Этап 5. Представление просветителей. Представление в форме презентации. (Смотрицкий и Лыщинский) | Метод подачи материала в форме последовательно идущих друг за другом слайдов с изображениями и текстом (презентация), конспектирование наиболее важных фрагментов информации, метод « Подними руку», как метод опроса учащихся по опорному конспекту, устный громкий опрос учащихся, самооценка. | Участвуют в просмотре презентации, конспектируют наиболее важные фрагменты информации, являются участниками метода «Подними руку», устно отвечают на вопросы учителя по материалу, дают оценку своей деятельности. | Предоставляет просмотр презентации, комментирует отдельные моменты, диктует определённые наиболее важные фрагменты информации для конспектирования, проводит метод «Подними руку» и метод устного громкого опроса для учащихся, использует метод самооценки. | Презентация по теме, устройство для воспроизведения презентации, учебное пособие для конспектирования, мини-анкета для метода самооценки. |
Этап 6. Представление просветителей. Представление в форме фронтального закрепления учебного материала по блокам конспекта (изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик) (Полоцкий) | Фиксирование опорных сигналов методом вклеивания фрагментов законспектированных опорных сигналов в конспект, метод свободного и самостоятельного изучения материала учеником, метод устного опроса. | Самостоятельно усваивает учебный материал по блокам конспекта, изучает опорные сигналы конспекта материала, воспроизводят опорный конспект, отвечает на вопросы преподавателя, | Закрепляет учебный материал по блокам конспекта, предоставляет ученику изучение опорных сигналов материала, организует воспроизведение опорного конспекта одним или несколькими учащимися, опрашивает учеников по данной теме. | Опорные сигналы из конспекта от преподавателя для учащихся, вопросы для устного опроса. |
Этап 7. Повторение и углубление изученного материала. | Повторение, углубление материала с включением трёх видов памяти, парный взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка, устный громкий опрос, занесение оценки на лист группового учёта знаний. | Углубленно повторяет материал, осуществляет взаимоконтроль, подвергается опросу, отвечает на вопросы, самооценивает и самоконтролирует себя. | Проводит учебный момент повторения изученного, организует взаимоконтроль, опрос, предоставляет ученику возможность самооценки, заносит оценки в лист группового учёта знаний. | Лист вопросов для повторения материала, лист группового учёта знаний, опорный конспект (при необходимости). |
Этап 8. Подготовка к самостоятельной работе учащихся. | Самоконтроль, повторение материала, воспроизведение материала с помощью конспекта, при необходимости – заучивание наизусть материала, воспроизведение материала по памяти, метод сравнения с образцом, «тихий» опрос. | Вспоминает объяснения учителя, использует конспект, читает заданный материал по учебному пособию, сопоставляет прочитанное с конспектом, запоминает конспект наизусть как основу рассказа, воспроизводит письменно конспект и сравнивает с образцом. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, представляет материал, прогнозирует и планирует поиск и решение проблемы, сотрудничает с учениками в этом виде деятельности. | Учебное пособие, законспектированный материал, образцы материалов для заучивания наизусть. |
Этап 9. Постановка выводов и предоставление домашнего задания. | Применение флексии при постановке выводов, постановка домашнего задания в форме повторения материала и определение мотивации для подготовки к следующему занятию. | Производит выводы, определяет домашнее задание, мотивирует на подготовку к следующему занятию. | Усваивает выводы, фиксирует домашнее задание, сознательно мотивирует себя на подготовку к следующему занятию. | Доска и учебное пособие для фиксирования домашнего задания, письменный источник для постановки выводов в устной форме. |