1 | Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие под водой. Нам предстоит преодолеть 20000 лье под водой, как некогда капитан Немо на своем легендарном «Наутилусе». Мы увидим красоты Индийского океана, заглянем в Марианский желоб, познакомимся с обитателями подводного царства. Слайд 2 | Слушают учителя | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу. |
2 | Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Представьте себе, что наш «Наутилус» находится вблизи мыса Горн. С этого места мы отправляемся в плавание. Всем внимание! Приготовиться к погружению. Наш корабль за минуту погружается на -20 м. Что значит -20 м? На какой глубине будем мы через час? Ребята, вам не кажется, что опускаемся слишком медленно? Нельзя ли побыстрей? - Итак, мы погружаемся. Перед нашими глазами открывается совсем иной мир, великолепное подводное царство. Кто мне назовет обитателей вод Индийского океана? Слайд 3 Пока мы с вами рассматривали обитателей подводного царства, мы опустились уже на достаточную глубину. Как бы нам не удариться о дно. Давайте рассчитаем, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь морского дна, если скорость наша -20 м/мин, а глубина здешних мест -5400 м. (Объяснить, что скорость как скаляр не может быть отрицательной, но как векторная величина может. В данном случае скорость - вектор.) Как вы нашли решение? А что нам делать с минусами? Не можем же мы их взять и выбросить? Ребята, разобраться во всем нам помогут правила умножения и деления отрицательных и положительных чисел. Судя по вашим верным ответам, вы уже интуитивно догадываетесь, как будут звучать эти правила. Итак, мы с вами, подобно древним индийцам (или китайцам), открываем эти правила, эти законы. | На 20 м ниже уровня моря Варианты ответов: 1200 м и -1200 м. (Объяснить, что «на глубине 1200 м ниже уровня моря» и «-1200 м» одно и то же, но для удобства в дальнейшем всегда будем писать -1200 м.) Варианты ответов: Да и нет. (Объяснить, что быстрее нельзя, это угроза для жизни человека.) 2-3 минуты ученики называют обитателей морей Слайд Варианты ответов: 4,5 часа или нет ответов. (-5400 / (-20) = 270) или (5400 / 20 = 270) | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи, сравнивать, анализировать, и опровергать неверные решения. Личностные: Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
3 | Изучение нового материала | Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Чтобы перемножить два числа с разными знаками нужно Например:-20·60 = (-20)·60 = -1200. А вот чтобы перемножить два отрицательных числа, нужно перемножить их модули. Это правило не могли доказать ученые Древнего Китая, Греции, Индии. В наше время это правило принимается как аксиома (то есть, без доказательства). Запишите в свои тетради эти два правила и обведите. Попробуйте аналогично правилам умножения сформулировать правила деления. | поставить знак минус Формулируют и записывают правила | Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы |
4 | Организация первичного закрепления | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Продолжим наше путешествие. Мы направляемся к берегам Австралии. По пути нас сопровождают наши друзья - дельфины, удивительные животные. Наверное, единственные из дикой природы, которые не боятся, а дружат с человеком. Ученые считают, что дельфины способны издавать и улавливать ультразвуки, кромe того, они очень веселые и умные существа. Вот и сейчас они резвятся вокруг нашего Наутилуса, то обгоняя его, то отставая. Давайте обозначим положение нашего корабля на числовой прямой точкой нуль. То есть, мы двигаемся, и числовая прямая двигается вместе с нами. Если дельфин обгоняет корабль, то скорость его считается положительной, если отстает, то отрицательной. Если время будем обозначать отрицательным числом, например t = —4 мин, то это будет означать 4 минуты назад. - Нам предстоит выяснить, на каком расстоянии от корабля находится, находился или будет находиться дельфин, если v = 10 м/с t = 4 мин. v = -10 м/с t = 4 мин. v = 20 м/с t = -8 мин v = -5 м/с t = -5 мин. Мы благополучно обогнули Австралийский континент и оказались в Тихом океане. Ребята, а кто из вас знает самую глубокую точку земной поверхности? А где он находится? Итак, следующая цель нашего путешествия - Марианский желоб. Перед нами стоит задача: измерить его глубину. Мы не можем с вами опуститься на его дно. Почему? А как же нам быть? Итак, у нас есть замечательный прибор - эхолот. С его помощью мы и измерим глубину Марианского желоба. Мы знаем, что скорость звука в воде - 1480 м/с. А отражение звуковой волны вернулось на борт нашего корабля через 14, 8 с. Посчитайте самостоятельно глубину Марианского желоба. Мы бороздим бескрайние просторы Тихого океана. А вот на нашем пути подводные скалы. А в скалах, конечно же, есть ущелья и пещеры. Ребята, назовите мне, пожалуйста, обитателей подводных ущелий. Вот у нас на пути странная пещера. Вокруг нее нет ни одного морского обитателя. Даже акулы обплывают ее стороной. Давайте посмотрим поближе. Вот впереди два каких-то огонька. Как вы думаете, что это? Да это же морское чудовище! Вот оно медленно выползает из своей пещеры. Что нам делать? А я думаю, нам надо удирать. Тем более, что оно начинает агрессивно себя вести. О, Боже! Оно повредило нам левый двигатель. Уплываем! Но это будет не так-то просто. Допустим мы движемся со скоростью 400 м/мин, а чудовище 200 м/мин, но из-за поломки наша скорость падает на -5 м/мин. Надо что-то придумать. А если не придумаем, то через сколько времени чудовище нас догонит? Ох, еле ноги унесли. Чего только нет в морских глубинах. Даже вот такие ужасные чудовища. А вот прямо по курсу затонувший корабль. Интересно, сколько лет он здесь пролежал? Давайте его исследуем. Что можно найти на старинном затонувшем корабле? | В Тихом океане -Из-за большого давления Высчитывают глубину Варианты ответов.) Слайд Варианты ответов Варианты ответов Высчитывают | Познавательные: Формирование познавательной инициативы; умение строить логическую цепочку рассуждений, Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. |
6 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель задает вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? | | Личностные: Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач. |