СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На данном уроке предусматривается проведение эксперимента по отношению лишайника к воде. А также показ опыта с лакмусом. Урок сопровождается демонстрацией презентации по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА


Предмет Биология Класс 5 Учитель Зинова Ю.П.


Тема раздела

Царство растения.


Тема урока

Лишайники.

Целевой блок

1

Цель

Изучить общие признаки лишайников, раскрыть их отличительные особенности; рассмотреть взаимосвязи гриба и водоросли в теле лишайника.

Формировать УУД

личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; формировать познавательные интересы и мотивацию к изучению предмета.

регулятивные: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

коммуникативные: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); продолжить формирование умения высказывать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

познавательные: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; продолжить формирование учения работать с разными источниками информации, преобразовывать один вид информации в другой.

3.

Планируемые результаты

Регулятивные (регулировать деятельность): владеть различными видами контроля и оценки; осуществлять выбор заданий разного уровня трудности. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы и инструменты).

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе; контролировать действия партнёра; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Инструментальный блок

1

Тип урока

Открытие новых знаний.

2

Задачи урока

Образовательные: расширять знания учащихся по предмету, дать представление о лишайниках; об общих признаках лишайников; формировать представление о структуре задачи, умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний на уроке, развивать логическое мышление: обучающихся, учить выделять главное, сравнивать, умение работать с книгой.

3.

Учебно-методический комплекс

УМК: учебник - В.В. Пасечник « Биология. Бактерии, грибы, растения». Москва - «Дрофа» - 2016.

Электронное приложение к учебнику

4.

Оборудование

Учебник, мультимедийная презентация, натуральные объекты.

Организационно-деятельностный блок

1.

Основные понятия и термины

Лишайники. Кустистые, листоватые и накипные.

2.

Организация пространства (формы работы, методы)

Парная и индивидуальная работа; проведение эксперимента, работа с учебным текстом.

3

Межпредметные связи

География, экология, история, химия.

4

Индивидуальная работа с учащимися

Индивидуальные задания для групп ( при работе в парах)

Этапы урока


Ход урока

Примечание

1

Организационный момент (проверка выполнения домашнего задания - 10 минут)

(Учитель приветствует, отмечает присутствующих)

А сейчас проверь, дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса.  

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?


2

Проблемная ситуация и актуализация знаний (5 минут)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд, и прочитав выделенное слово.

  1. 1.Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.

  2. 2. Пигмент зеленого цвета.

  3. 3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.

  4. 4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.

  5. 5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.

  6. 6. Другое название мицелия.

  7. 7. Взаимовыгодные отношения.

  8. 8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Учащимся предстоит ответить на вопросы. Внести ответ в сетку и прочитать выделенное слово.

3.

Изучение нового материала (15 минут)





Итак, тема нашего урока « Лишайники». ( запись темы урока в тетради)

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди растений, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

Задачи:

  1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

  2. Узнать о многообразии лишайников.

  3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека. 

1. Я просила Элину узнать, откуда произошло название лишайник.

Давайте прослушаем ее сообщение.

Сообщение: В 1860 г русский ученый Андрей Николаевич Бекетов предложил термин "лишайник". Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

2. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники – растений или грибов? Нам ребята сегодня предстоит тоже попытаться ответить на этот вопрос.

В самом начале давайте вспомним, что такое симбиоз? ( ответ учащихся)

Лишайники – симбиотические организмы, тело которых состоит из двух частей: гриба и одноклеточной водоросли, живущих как один организм. (запись определения в тетради. Водоросли создают органическое вещество, а грибы защищают водоросли и снабжают их водой и минеральными солями.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Окраска лишайников – от белой до черной через различные оттенки красного, оранжевого, коричневого, желтого и зеленого цветов. Они содержат много необычных химических соединений.

Тело лишайника представлено слоевищем.

3. Работа в парах по изучению вида слоевища лишайника и особенности строения.

(В конце выступления заполняется общая таблица. Учитель показывает лишайники, учащиеся называют вид слоевища. Показ слайдов. )

Лишайники очень неприхотливы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет им поселяться на совершенно голых, бесплодных местах. В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными и легко крошатся. При высыхании все жизненные процессы замедляются или прекращаются совсем. В сухом виде в верхней части лишайника образуется корковый слой, который имеет защитное значение. В высушенном состоянии лишайник способен выдерживать сильное солнечное облучение и нагревание, жесткие морозы и сильные ветра. Но после дождя они вновь оживают, быстро впитывают воду ( в 3-35 раз больше собственной массы). (демонстрация: сухой накипной лишайник на камне поливается водой).

Если сухой лишайник поместить в сосуд с водой, то через несколько минут он станет мягким и гибким. (Обучающиеся ощупывают сухой кустистый лишайник, отмечают его состояние). Ставим эксперимент, кладем лишайник в воду. В конце урока мы рассмотрим, какие изменения произойдут с ним.

4. Теперь давайте изучим внутреннее строение лишайника.

Если рассмотреть срез слоевища лишайника, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли.

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников. ( рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации)

Откройте учебник на с. 105, внимательно рассмотрите рисунок 67.

Пользуясь заготовкой, изготовьте модель внутреннего строения лишайников.

Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей. ( обучающиеся индивидуально выполняют работу).

Проведем проверку выполненной вами работы.

Вопросы:

1. Что на вашей модели показано черными нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

4. Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

В самом начале урока я вам рассказала о том, что ученые так до сих пор не могут определиться: к какому царству отнести лишайники? После изучения их особенностей строения вы как думаете, к какому классу их можно отнести? ( ответы детей). Лишайник, так как совмещает в себе сразу два организма: гриб и водоросль – не может быть отнесен ни к царству грибов и ни к царству растений. Поэтому занимает промежуточное положение.

Физкультминутка.

5. Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (запись в рабочей тетради)

6. Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

7. Размножение лишайников (показ слайда)

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Значение:

1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Лишайники – корм для животных. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель.

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления. А теперь давайте посмотрим, какие изменения произошли с лишайником, опушенным в воду.

(Рассматривание изменений с лишайником, находившемся в воде Учащиеся отмечают: стал мягким, увеличился в размере, уменьшился объем воды.)

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники служат прибежищем для множества животных. В них прячутся от холода и маскируются многие насекомые ( клещи, цикады, жужелицы, таракановые и многие другие)

5. Лишайники употребляют в пищу.

До сих пор в Японии считается одним из деликатесов листовой лишайник. В Северо-западных областях России сухой порошок из ягеля - "оленьего мха", или кладонии, является традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости, хотя как наполнитель и не имеет заметной питательной ценности. На рынках небольшой мешочек муки из оленьего мха стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. В 30-50-х годах были созданы специальные предприятия по добычи и переработке кладонии, дающей 10-15 ц/га, но производство было прекращено, из-за быстрого истощения источников ягеля и плохой восстановимости ( прирост в год составляет 1-8 мм)

6. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

7. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода.


4

Закрепление

(7 минут)

Задание . Выбери номера правильных суждений ( поставь знак «+»)

1. Лишайники – это организмы-симбионты.

2. Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый.

5. Лишайники размножаются только половым путём.

6. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

Учащиеся работают индивидуально. Проверка выполненной работы.


5.

Итоги урока. Рефлексия (7 минут)

Самостоятельное осмысление полученных знаний, их применение в жизни.

Наш урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Мне было очень приятно сегодня работать с вами, и я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.

Поднимите кружочки. ( Желтый кружочек – тема была интересна, я все понял. Зеленый кружочек – тема мне была не интересна, но я все понял. Красный – темя не интересная, я ничего не понял.)


6.

Домашнее задание

(1 мин.)

Учитель консультирует и объясняет, как выполнять домашнее задание. Прочитать параграф 19, зарисовать рис 63.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!