СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока 8 класс Технология. "Особенности технологий обработки жидкостей и газов»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на технологии обработки и переработки жидкостей и газов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 8 класс Технология. "Особенности технологий обработки жидкостей и газов»»

Технологическая карта урока

Тема урока : Особенности технологий обработки жидкостей и газов

Урок технология в 8 классе

Цель урока: Познакомиться с методами обработки жидкостей и газов на производстве

Задачи:

образовательная: изучение технологии обработки и применения жидкостей.

развивающая: развивать творческое мышление, исследовательские навыки.

воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение работать в группах;

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Личностные: формирование экологической культуры;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные: самостоятельное выполнение работы по планированию, согласованию и координации совместной трудовой деятельности с другими участниками.

Предметные: применение полученных знаний в процессе защиты творческого проекта и в практической деятельности.


Ход урока

Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Планируемые результаты УУД


Организационный момент. (1 мин.)

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

3 мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

Какие свойства жидкости вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

А если мы прокипятим воду, что получим? (Пар)

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Дети отвечают)

Тема сегодняшнего урока «Особенности технологий обработки жидкостей и газов».

На этом уроке:

Вы узнаете, воздействию каких технологий на производстве подвергаются жидкости.

Вы научитесь разбираться в видах и предназначении современных прогрессивных технологий обработки материалов; подбирать возможные для применения технологии в своих учебных или предпринимательских проектах.

Ключевые слова: Фильтрация, сорбция, сорбент, активированный уголь, газирование, эмульсия, суспензия, сепарация.

Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей

Определяют тему урока.

Участвуют в коллективном обсуждении, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, определяя тему творческой работы


Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.


Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: проявляют интерес к художественной деятельности.

К: принимают учебную задачу, отвечают на вопросы, делают выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся


4 мин

Почему во всех автомобилях необходимо устанавливать воздушные и масляные фильтры?

Наиболее распространённые технологиями обработки газов и жидкостей — технологии их очистки. Вначале производят очистку от механических примесей (от пыли в газах, от нерастворимой механической взвеси в жидкостях).

Для очистки газов от механических примесей используют различные специальные фильтры. При работе в запылённых помещениях рабочие надевают специальные пылезащитные респираторы, чтобы пыль не попадала в лёгкие.

В пылесосах, бытовых и промышленных кондиционерах используются бумажные, тканевые фильтры, фильтры из натуральных и искусственных материалов, водяные фильтры.

Такие же фильтры устанавливаются и в двигателях автомобилей. Пыль в двигателе приводит к изнашиванию цилиндров и поршней.

Особенно тщательно очищают воздух на предприятиях радиоэлектронной промышленности, занимающихся изготовлением микросхем. Малейшие пылинки могут испортить все создаваемые микросхемы.

Для очистки от механических примесей жидкостей также используются фильтры. Если жидкости немного, например в научно-исследовательской работе, то используют специальную фильтровальную бумагу или ткань.

Для очистки большого количества жидкостей от нерастворимых примесей используют специальные фильтры. Фильтрующие элементы в них сделаны чаще всего из искусственных материалов или мелкоячеистых металлических сеток. Такие фильтры ставятся, например для очистки воды для бытовых стиральных и посудомоечных машин, для очистки воды на предприятиях пищевых и химических производств. На производстве устанавливают целые батареи фильтров, каждый элемент которых задерживает примеси определённого размера.

Если от механических примесей нужно очистить большой объём жидкости, используют технологию отстаивания. В специальных больших ёмкостях или бассейнах под действием силы тяжести примеси, содержащиеся в жидкости, оседают на дно. Таким способом очищают воду в системах водоснабжения и сточные воды крупных городов.


Анализируют информацию, отвечают.

К: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения

Л: осознание своих возможностей.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

(15 мин.)

Посмотри небольшой ролик по этой теме.

(Демонстрация ролика на платформе РЭШ. Урок №9)

Давайте отметим в карточках не достающие слова.

И сформулируйте предложение.

Откройте учебник на стр.72-75

Для очистки жидкостей от других газообразных примесей применяют технологию сорбции. Сорбция — это поглощение твёрдым телом либо жидкостью различных веществ из окружающей среды. Поглощающее вещество называется сорбентом.

Существует много видов сорбентов. Очень хорошим сорбентом для очистки газов и жидкостей является активированный уголь.

Эту способность активированного угля очищать газы и жидкости используют в противогазах, фильтрах кондиционеров, фильтрах для очистки воды.

Жидкость и газы, которые в обычных условиях не перемешиваются, соединяют в единую смесь. Всем знакомым примером соединения газа и жидкости является насыщение воды углекислым газом, или газирование воды.

Газирование может проходить не только механически под действием давления, но и химически, например, за счёт реакции брожения виноградного сахара в шампанском.

Эмульсии — это однородные по внешнему виду вещества, получаемые из жидкостей, которые обычно между собой не смешиваются. Чаще всего одной из составляющих эмульсии является вода, а второй — органические жидкости. Примером эмульсии является майонез.

При перемешивании жидкости с твёрдым нерастворимым веществом получается суспензия. Если суспензию перестать перемешивать, то через некоторое время частички твёрдого вещества осядут вниз. Типичный пример суспензии —масляные и эмалевые краски. Их перед использованием надо обязательно перемешивать.

Для приготовления эмульсий и суспензий используются высокооборотные миксеры или ультразвуковые установки.

Сепарация — процесс, обратный приготовлению эмульсий и суспензий. Он заключается в разделении разнородных частиц, смесей, жидкостей разной плотности, эмульсий, взвесей, твёрдых частиц или капелек в газе. Сепарация происходит за счёт центробежных сил, которые возникают при вращении. Если в специальном устройстве раскрутить эмульсию или суспензию, то более тяжёлые частички смеси начнут располагаться дальше от оси вращения, чем более лёгкие. Так получают сливки из молока.

Твёрдые частички или капельки жидкости в газах отделяют по технологии циклона — вращения газа в баке с высокой скоростью. Газ засасывают в цилиндрический бак по касательной к его боковой поверхности. Внутри бака создаётся вихрь (циклон) наподобие смерча. Под действием центробежных сил тяжёлые частички или капли жидкости отлетают к стенкам и сваливаются в бункер. На этой же технологии сепарации основана работа современного бытового пылесоса.


Ректификация — это процесс разделения многокомпонентных жидких смесей на отдельные простые составляющие. Жидкость дистиллируют, то есть нагревают до температуры испарения, затем охлаждают пары, и они конденсируются снова в жидкость.

Если жидкость состоит из нескольких компонентов, то при её нагревании каждое вещество будет испаряться при разной температуре.

Так происходит промышленная перегонка нефти в ректификационных колоннах. В них на разных уровнях поддерживается разная температура, поэтому на каждом уровне образуется своя фракция нефти: бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо, газойль, масляная фракция, гудрон.

Чтобы разложить с помощью технологии ректификации на компоненты смесь газов, её надо предварительно превратить в жидкость. Сжижение газов осуществляется путём повышения давления при одновременном охлаждении.


Рассуждают, отвечают на вопросы.


Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности


13 мин

Работа с карточками.

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Для чего применяют дистилляцию?

1) Для очистки газов и жидкостей от механических примесей

2) Для получения смеси жидкостей и твёрдых нерастворимых веществ

3) Для разделения жидкости на компоненты

Необходимо выбрать верный ответ


Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.


Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Что является примером применения технологий обработки жидкостей и газов на производстве?

1) Фильтр в кондиционере.

2) Фильтр в посудомоечной машине.

3) Фильтр для воды.

4) Ректификация нефти.

5) Производство масляных красок.

6) Очистка жидкостей технологией отстаивания.

Необходимо выбрать несколько верных ответов


Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем выберите верный ответ и проверьте себя.

Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану


П: подготавливают рабочее место, соблюдая правила гигиены учебного труда.

Л: имеют желание рисовать, обучение самостоятельности в изобразительных видах деятельности.

К: принимают и находят пути решения учебной задачи.

Рефлексия деятельности


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


3 мин


Домашнее задание

1 мин

Основные выводы:

Фильтрация — это очистка газов или жидкостей от механических примесей. Для очистки газов применяются бумажные, тканевые и водяные фильтры. Для очистки жидкостей также используются специальная бумага или ткань, а также мелкоячеистые металлические сетки. Для очистки больших объёмов жидкостей применяют технологию отстаивания.

Сорбция — это очистка газов от других газообразных примесей и жидкостей. Хорошим сорбентом является активированный уголь. Его используют в противогазах, бытовых фильтрах для очистки воды, кондиционерах.

Ректификация — это разделение жидкости на более простые составляющие. В промышленных масштабах ректификацию используют для получения из нефти бензина, керосина, гудрона в специальных ректификационных колоннах.

Газирование — это получение смеси из жидкостей и газов, которые в обычных условиях не смешиваются. Примеры газирования — газированная вода (вода, насыщенная углекислым газом), шампанское (оно насыщается газом благодаря химическому процессу брожения), нашатырный спирт.

Эмульсии — это однородные на вид жидкости, получаемые из двух несмешиваемых жидкостей. Например, майонез — это эмульсия вида «вода в жире».

Суспензия — это жидкость, перемешанная с твёрдым нерастворимым веществом. Пример суспензии — масляные и эмалевые краски.

Сепарация — это обратный процесс разделения эмульсий, взвесей, смесей. Сепарация происходит за счёт центробежной силы.


Д/З Параграф 5.9 повторить.

Отвечают, делятся впечатлениями.

Оценивают свои работы.

Записывают Д.З.

Ребята высказывают свое мнение. С помощь цвета определяют настроение, которое возникло в процессе выполнения работы.

Р: оценивают свою работу ,умеют адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.


К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!