I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, Прибавлять, вычитать. Запомните все, Что без точного счета Не сдвинется с места Любая работа! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
| 2. Устный счет: 1) Устные вычисления. | № 378 (можно вынести на доску). – Уменьшите в 9 раз каждое из чисел. 180, 540, 270, 3 600, 8 100, 7 200. | Выполняют задания. | | но и произвольно строят речевые высказывания; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; осуществляют контроль учебных действий; выполняют учебные действия в письменной форме. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. | полненные задания |
| 2) Работа с таблицей. | № 378 (можно вынести на доску). а | 96 | 48 | 32 | 24 | 16 | 12 | 8 | 6 | 4 | 3 | 96 : а | | | | | | | | | | | | Выполняют задание. | Фронтальная. |
| 3) Перевод единиц измерения времени и массы. | – Выразите в минутах: – Выразите в килограммах: | Выполняют задания. | Фронтальная. | |
| 4) Выполнение задания | № 382. – Число 16 меньше задуманного числа в 4 ра-за. Какое число задумано? – Число 90 больше задуманного числа в 5 раз. Какое число задумано? – Число 540 меньше задуманного числа на 16. Какое число задумано? | Выполняют задания | Фронтальная | |
IV. Изучение нового материала | 1. Повторение приема деления трехзначного числа на однозначное. | – Посмотрите на доску. Рассмотрим такой случай деления. Надо разделить 456 на 8. 4 сотни нельзя разделить на 8 так, чтобы в частном получились сотни. Поэтому берем 45 десятков – это первое неполное делимое, значит, в записи частного будет две цифры. Разделю 45 десятков на 8, получится 5 – столько десятков будет в частном. Умножу 5 на 8, получится 40 – столько десятков разделили. Сравниваю остаток с делителем. 5 меньше, чем 8. Образую второе неполное делимое – 56. Разделю 56 на 8, получится 7 – столько единиц будет в частном. Умножу 8 на 7, получится 56 – столько единиц разделили. Вычту 56 из 56, получится 0. Деление окончено. Читаю ответ: 57. | Слушают учителя, записывают пример в тетрадь. | Фронтальная. | Знание приема письменного деления трехзначного числа на однозначное. |
| 2. Знакомство с новым вычислительным приемом. | – Многозначное число делится на однозначное аналогично. Откройте учебник на странице 83, посмотрите решение и объяснение к нему примера 6 524 : 7 вверху страницы. | Знакомятся в учебнике с записью решения примера, читают начало объяснения и продолжают его. | Фронтальная, индивидуальная. | Работа с учебной статьей. |
| 3. Работа по учебнику. | № 376 (под руководством учителя). | Выполняют задание. | Фронтальная. | Выполненное задание. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 379. После чтения задачи помогает учащимся записать краткое условие в виде таблицы. 1) 18 · 5 = 90 (с. ) – за 5 дней. 2) 150 – 90 = 60 (с. ) – осталось после 5 дней. 3) 60 : 20 = 3 (д.) – читал по 20 страниц. 4) 5 + 3 = 8 (д.). Ответ: за 8 дней ученик прочитает повесть. № 380 (1) (под руководством учителя). Бидон – 15 ст., это в 3 раза б. Кастрюля – ? ст. – Какое число надо найти: большее или меньшее? – Каким действием будете находить? 15 : 3 = 5 (ст.). Ответ: 5 стаканов молока в кастрюле. № 380 (2) (аналогично разбирается вторая задача). Кастрюля – 5 ст., это в 3 раза м. Бидон – ? 5 · 3 = 15 (ст.). Ответ: 15 стаканов молока в бидоне. | Решают самостоятельно. Записывают условие, решение задачи. – Меньшее. – Делением. Записывают условие, решение задачи. | Фронтальная, индивидуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют математическую терминологию; владеют способами выполнения заданий поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; строят речевое высказывание в устной форме; | Устные ответы, записи в тетради |
| | № 381. Оказывает помощь тем учащимся, которые затрудняются в решении. 1) 150 : 2 = 75 (кг) – черного. 2) 150 + 75 = 225 (кг). Ответ: 225 кг всего. | Решают самостоятельно с последующей проверкой. | | формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; признают существование различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Л – осуществляют смыслообразование; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета | |
| 2. Решение примеров | № 383, 385 | Решают примеры самостоятельно с последующей фронтальной проверкой | | | |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового мы узнали на этом уроке? – Что мы повторяли сегодня? – Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домаш- нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 84, № 386, 387 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |