СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока" Базаров и Одинцова. Испытания любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попытка составить технологическую карту урока на заданную тему,придерживаясь структуры урока по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока" Базаров и Одинцова. Испытания любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»"»

Технологическая карта урока

Класс 10

Предмет: литература

Учитель: Прасолова Е.Н.

Тема: Базаров и Одинцова. Испытания любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: развитие умения принимать участие в беседе, приводить в диалогах аргументы, основываясь на мыслях и чувствах автора, запечатлённых в тексте; передавать их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулировать главную мысль; отмечать значение изобразительно-выразительных средств языка.

Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.

Метапредметные: готовность к саморазвитию владения языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Познавательные УУД: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, рационально и осознанно выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД: самоопределение, действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания.

Цель урока: раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая

героя любовью к женщине, и прошёл ли герой это испытание

Задачи урока:

1. Раскрыть глубину и сложность натуры Базарова;

2. Углубить представление о понимании любви в художественном мире И.С. Тургенева;

3. Продолжить работу над понятием «психологизм», раскрыть главные свойства тургеневского психологизма

Материалы к уроку: И.С. Тургенев «Отцы и дети» (главы 14-19)


Урок усвоения новых знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой детей на урок.

Сегодня замечательный день, и говорить мы будем сегодня о прекрасном чувстве, которое, надеюсь, не обойдёт и вас стороной.

Самоорганизация на учебную деятельность

Личностные : внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

2. Актуализация знаний

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети», а именно постараемся раскрыть и до конца понять образа главного героя – Е. Базарова. Давайте вспомним, кто он - Базаров, его взгляды, убеждения.(1)

- Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь (глава 7) Зачитайте высказывания Базарова. (2)

Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе». Таким человеком неожиданно оказывается… обаятельная женщина.

(3) Кто она?

Примерные ответы учащихся.

(1) Искусство: Базаров - нигилист. Он отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша

медного не стоит, да и они не лучше его»

Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не

мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу.

«Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает.

Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала

предпочтение изучению науки.

Как же смотрит Базаров на природу? Он не отрицает ее вообще, а видит в ней

только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на

природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника

красоты, воздействующего на человека. Базаров обедняет человеческую жизнь.

Поэзия: «Порядочный химик...». Он не знает Пушкина. И не потому что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что, по

их словам, не приносит практическую пользу стране.

(2) Примерные ответы учащихся:

- любовь-билиберда

- романтическая бредь

- можешь – добейся толку, нет - отвернись

(3) Одинцова А.С.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.


Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,


Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.


Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.


3.Мотивация

Прослушайте высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: “Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).


О чем говорил Тургенев?(1)


Правильно, ребята, это – любовь. Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте сформулировать тему (2)

Записываем тему и Эпиграф к уроку - слова самого Тургенева:


Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).


Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». (1)А как вы понимаете смысл этого выражения?

Что значит испытание?


(2)-Что же проверяется в человеке любовью, какие качества?


Словом, любовью в человеке проверяется человек!



Ответ учащегося :

(1) - О любви






Ответ учащихся:


(2) Базаров и Одинцова : испытание любовью














Примерные ответы учащихся

(1)Проверка

(2)Дух, сила воли, жизнеспособность, характер .

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.


Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные:

- умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,


Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

4. Целеполагание

Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине и проходит ли герой это испытание.

Цель урока записывают в тетрадь

Познавательные :

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные :

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

5. Изучение нового материала




















































































Литература как никакой другой предмет помогает человеку разобраться в собственных чувствах и часто дает ответ на вопрос, как поступить в той или иной ситуации.

Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968)

Согласны ли вы с Тургеневым?

Да, в любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.


В романе “Отцы и дети” пять любовных сюжетов, 5 взглядов на эту проблему. Назовите их (1)


Начнем свой разговор с отношения Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа.

Каково же отношение Базарова к женщине? (ответы учащихся)(2)


Но, несмотря на убеждения, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет его теоретические рассуждения.

- Когда и где впервые увидел Базаров Одинцову? (3)


- Найдите в тексте описание А.С.Одинцовой (восприятие Аркадия) (4).


- Какие черты характера сразу можно определить, слушая это описание?( 5)


Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.


- А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова? (6 )

- Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пони-манию её характера.(7)


- В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?(8)


- Как вы думаете, что объединяет этих героев?(9)


- Различия? (10)

- Что же увидела Одинцова в Базарове?(11)


- Что ведет Базарова в дом Одинцовой?(12)


Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.


- Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой? Чего испугался Базаров? (13)

- Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? (14)

- В чем причина такого поведения Базарова?(15)



- Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?(16)



Вывод. Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя.


Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь)


- Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?(17)


- А что чувствует Одинцова?(18)



- Что лежит в основе её отношения к Базарову?(19)


- Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

Как ведет себя в этой сцене Одинцова и почему?(20)


- Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?(21)


- Что же выбирает Одинцова?(22)


- Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?(23)


- Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?(24)


- Чем же это признание в любви стало для Базарова?(25)


- Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?(26)


- Так выдержал ли Базаров испытание любовью?(27)


- Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?(28)



Вывод.


1. Базаров пережил поражение и в своих убеждениях, и в их несоответ-ствии жизни.


2. Осмыслив свое состояние, он ставит себе диагноз: «машина слома-лась», т.е. в область разума вторглась область сердца. Вывод, к кото-рому он приходит Базаров, - «надо починить», поэтому он уезжает к


родителям, пытается себя изменить, поменяв среду: «…пожил среди феодалов».


3. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь База-рова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объясне-ния Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Ба-заров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.


Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в пес-нях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бес-конечности.


(тетрадь)

Ответы учащихся

(1)Базаров и Одинцова.

Павел Петрович и княгиня Р.

Аркадий и Катя.

Николай Петрович и Фенечка

Николай Петрович и мать Аркадия




(2)“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;


“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.


“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.


(3) На балу у губернатора.

(4) Ученик зачитывает описание Одинцовой А.С.

(5) Спокойствие, благородство, изящество

(6) Да, т.к. она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить.


(7) Рассказ о жизни Анны Сергеевны

(8) Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.

(9) 1. Оба неординарные личности.


2. Оба не испытали любви.

(10) Базаров не верит в любовь, а Одинцова стремится к ней.

(11) Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении.

(12) Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.

(13) Он захотел удрать Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понял, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.

14. Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Гово-рил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.

15. Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.

16. В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.

17. Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством.

18. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло. Базаров, конечно, поразил её воображение и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно».

19. Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового.

Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек.

20. Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви.

21. Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

22. Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

23.

1. Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базаро-ва разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения.

2. По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь. Она выбирает спокойствие.

24. Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя.

25. Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.

26. Он стал лучше, сердечнее, человечнее.

27. Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.


Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце. Перед нами единственное произведение И.С. Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

28. Нет.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".


Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,


Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,


Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Формулирует дом задание,

предлагая выбор:

· напишите сочинение на одну из

предложенных тем: «Любовь –

это благо» ( . ? !). В сочинении

используйте один аргумент из

произведения, другой из общих

знаний, из жизни. ИЛИ

· сочинение-рассуждение на тему

«Что важнее: любить или быть

любимым?»; в сочинении можно

использовать аргументы из

других произведений мировой

литературы о любви


записывают домашнее задание,

определяются с его формой и

темой


Регулятивные

Умение составлять план действия по решению проблемы (задачи)



8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Предлагает с помощью смайлов

оценить:

1

Актуальность темы урока

2

Свои знания текста романа для

ведения дискуссии на тему урока

3

Своё участие в уроке

4

Комфортность на уроке


Рефлексируют, используя смайлы.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!