2. Актуализация знаний | - Ребята, мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети», а именно постараемся раскрыть и до конца понять образа главного героя – Е. Базарова. Давайте вспомним, кто он - Базаров, его взгляды, убеждения.(1) - Итак, это взгляды его на искусство, природу, а как он смотрит на любовь (глава 7) Зачитайте высказывания Базарова. (2) Из этих высказываний следует вывод, что у Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Базаров умный, несокрушимый, самоуверенный, отстаивающий свои нигилистические взгляды, сухие теории. И, тем не менее, произносит следующее: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе». Таким человеком неожиданно оказывается… обаятельная женщина. (3) Кто она? | Примерные ответы учащихся. (1) Искусство: Базаров - нигилист. Он отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его» Базаров плохо знает искусство. Он не занимался искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х годов, которая отдавала предпочтение изучению науки. Как же смотрит Базаров на природу? Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека. Базаров обедняет человеческую жизнь. Поэзия: «Порядочный химик...». Он не знает Пушкина. И не потому что против, а потому, что прогрессивная молодежь 19 века не хотела тратить время на то, что, по их словам, не приносит практическую пользу стране. (2) Примерные ответы учащихся: - любовь-билиберда - романтическая бредь - можешь – добейся толку, нет - отвернись (3) Одинцова А.С. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
5. Изучение нового материала | Литература как никакой другой предмет помогает человеку разобраться в собственных чувствах и часто дает ответ на вопрос, как поступить в той или иной ситуации. Изучение новой темы мне бы хотелось начать с высказывания Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”. (Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960-1968) Согласны ли вы с Тургеневым? Да, в любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. В романе “Отцы и дети” пять любовных сюжетов, 5 взглядов на эту проблему. Назовите их (1) Начнем свой разговор с отношения Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа. Каково же отношение Базарова к женщине? (ответы учащихся)(2) Но, несмотря на убеждения, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет его теоретические рассуждения. - Когда и где впервые увидел Базаров Одинцову? (3) - Найдите в тексте описание А.С.Одинцовой (восприятие Аркадия) (4). - Какие черты характера сразу можно определить, слушая это описание?( 5) Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне. - А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова? (6 ) - Мы уже знаем, что представляет собой Базаров. А что нам известно об Одинцовой? Именно в прошлом Анны Сергеевны кроется ключ к пони-манию её характера.(7) - В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?(8) - Как вы думаете, что объединяет этих героев?(9) - Различия? (10) - Что же увидела Одинцова в Базарове?(11) - Что ведет Базарова в дом Одинцовой?(12) Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское. - Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой? Чего испугался Базаров? (13) - Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? (14) - В чем причина такого поведения Базарова?(15) - Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?(16) Вывод. Базаров предстает перед нами, с одной стороны, теоретиком, а с другой стороны, - человеком, почувствовавшим себя романтиком. Он ощущает у себя чувство и понимает, что нигилист не должен испытывать подобных чувств, но сделать с собой ничего не может. В этом и заключается внутренний конфликт героя. Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь) - Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?(17) - А что чувствует Одинцова?(18) - Что лежит в основе её отношения к Базарову?(19) - Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.) Как ведет себя в этой сцене Одинцова и почему?(20) - Почему она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"?(21) - Что же выбирает Одинцова?(22) - Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?(23) - Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?(24) - Чем же это признание в любви стало для Базарова?(25) - Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?(26) - Так выдержал ли Базаров испытание любовью?(27) - Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?(28) Вывод. 1. Базаров пережил поражение и в своих убеждениях, и в их несоответ-ствии жизни. 2. Осмыслив свое состояние, он ставит себе диагноз: «машина слома-лась», т.е. в область разума вторглась область сердца. Вывод, к кото-рому он приходит Базаров, - «надо починить», поэтому он уезжает к родителям, пытается себя изменить, поменяв среду: «…пожил среди феодалов». 3. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь База-рова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объясне-ния Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Ба-заров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в пес-нях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бес-конечности. (тетрадь) | Ответы учащихся (1)Базаров и Одинцова. Павел Петрович и княгиня Р. Аркадий и Катя. Николай Петрович и Фенечка Николай Петрович и мать Аркадия (2)“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”; “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. (3) На балу у губернатора. (4) Ученик зачитывает описание Одинцовой А.С. (5) Спокойствие, благородство, изящество (6) Да, т.к. она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить. (7) Рассказ о жизни Анны Сергеевны (8) Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей. (9) 1. Оба неординарные личности. 2. Оба не испытали любви. (10) Базаров не верит в любовь, а Одинцова стремится к ней. (11) Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении. (12) Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился. (13) Он захотел удрать Базаров познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понял, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой. 14. Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Гово-рил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы. 15. Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил. 16. В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе. 17. Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством. 18. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло. Базаров, конечно, поразил её воображение и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно». 19. Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового. Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек. 20. Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви. 21. Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни. 22. Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили. 23. 1. Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базаро-ва разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения. 2. По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь. Она выбирает спокойствие. 24. Тургенев передает психологическое состояние героя: отвернулся, стал спиной, уперся лбом в стекло. Он хочет избежать объяснения, объясняется, не глядя на Одинцову - испытывает злость на себя. 25. Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех. 26. Он стал лучше, сердечнее, человечнее. 27. Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце. Перед нами единственное произведение И.С. Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений. 28. Нет. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |