СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме "Обобщающий урок-игра по теме «Класс Млекопитающие», 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в учебном процессе занимают уроки обобщающего повторения. Помимо репродуктивной направленности они решают задачи формирования, прежде всего, интеллекта ученика, его биологической культуры.

Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме "Обобщающий урок-игра по теме «Класс Млекопитающие», 7 класс»

Технологическая карта урока "Обобщающий урок-игра по теме «Класс Млекопитающие»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений 

Форма урока: ярмарка знаний

Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология

Цели: обобщение и углубление знаний учащихся о млекопитающих;

развитие интереса и познавательной активности учащихся.

Задачи:

Предметные: Обобщить и углубить знания учащихся о классе млекопитающих;

Метапредметные: Развивать интерес и познавательную активность учащихся, развивать умение работать в группах;

Личностные: осуществлять поиск вариантов на основе имеющихся знаний; наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков животных различных отрядов.

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные УУД: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Обеспечение урока: ПК, проектор, презентация учителя, интерактивная доска, таблица «Класс Млекопитающие», раздаточный материал, “Чёрный ящик”, сигнальные карточки, индивидуальные листы жюри.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.


Формы учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.



Условия игры: в игре принимают участие 4 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – “5”, за 2 и 3 место – “4”, за 4 место оценки не выставляются, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные результаты обучения

Формируемые УУД

Организационный

Приветствует обучающихся. Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.


Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД: учатся культуре общения.

Личностные УУД: мотивация на целенаправленную познавательную деятельность.

Регулятивные УУД:

волевая саморегуляция.

Актуализация знаний

Подводящий монолог.

Итак, ребята, мы завершили изучение класса Млекопитающие и на сегодняшнем уроке мы обобщим знания, полученные по этой теме. Урок проведем в виде игры - ярмарки знаний. В толковом словаре мы найдем значение слова «ярмарка – большой торг с увесилениями и развлечениями». На наши торги съехались вы – купцы, которые должны показать свой товар. Товар – это ваши знания. Покупатели – члены жюри. Ваша задача представить свой товар и извлечь из него наибольшую прибыль.

Перед вами торговый ряд:

-эрудит;

-светофор;

-зоошутка;

-паутина;

-ералаш;

-зоовикторина;

-эврика.

Итак, начинаем торги.

В игре принимают участие 4 команды (по рядам парт), каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –купцы 1 гильдии “5”, за 2 и 3 место – купцы 2 и 3 гильдии“4”, за 4 место – купцы 4 гильдии “3”, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

Внимательно слушают учителя.



Коммуникативные УУД:

Умение слушать.

Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.


Обобщение и систематизация знаний

Конкурс «Эрудит».

Вопрос 1 команде: среди всех позвоночных, обитающих на Земле, наиболее высокоорганизованными являются представители класса млекопитающих. Докажите правомерность такого утверждения.


Вопрос 2 команде: в чем отличие кожи млекопитающих от кожи пресмыкающихся?




Вопрос 3 команде: каковы особенности строения органов дыхания, кровообращения, пищеварения млекопитающих?













Вопрос 4 команде: каковы особенности нервной системы и органов чувств млекопитающих?












Ответ 1 команды: имеют хорошо развитую нервную систему, постоянную температуру тела, внутриутробное развитие, живорождение, выкармливание детенышей молоком

Ответ 2 команды: тело млекопитающих покрыто шерстью, состоящей из грубой жесткой ости, защищающей кожу, и мягкого подшерстка, сохраняющего постоянную температуру тела.

Ответ 3 команды: органы дыхания – легкие, состоящие из легочных пузырьков, густо оплетенных кровеносными капиллярами, в которых происходит газообмен между легкими и кровью; органы кровообращения – четырехкамерное сердце и кровеносные сосуды, два круга кровообращения; в пищеварительной системе появление дифференцированных зубов – резцов (откусывают), клыков (захватывают, удерживают), коренных (пережевывают пищу). Зубы имеют корни, сверху покрыты толстым слоем эмали, предохраняющим зуб от разрушения. Длина кишечника млекопитающих зависит от типа питания животных.

Ответ 4 команды: головной мозг более крупный, сильно развит передний мозг, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки, извилины. Передний мозг отвечает за поведение. У млекопитающих хорошее развитие получили органы чувств: вкус(травоядные), зрение (кошачьи, приматы), слух (собачьи, кошачьи), обоняние (собачьи), осязание (подушечки пальцев у приматов, вибриссы у кошачьих)

Предметные УУД: учатся выделять общие признаки млекопитающих.

Познавательные УУД: учатся анализировать и обобщать.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: умение выполнять задания в заданном темпе.




Конкурс «Аукцион». Отгадать загадку и дать характеристику этому представителю (к какому отряду относится, характерные черты строения и образа жизни).

Вопрос 1 команде:

Недотрога весь в иголках,

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери.

Вопрос 2 команде:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Вопрос 3 команде

Рыжий маленький зверёк

В темноте летает, устали не знает.

Истребляет он жуков,

С ультразвуками знаком.

Вопрос 4 команде

Я плаваю как рыба,

В воде моя стихия,

Вреда не приношу,

Планктон я все цежу.


Конкурс «Аукцион».




Ответ 1 команды: ёж, отряд Насекомоядные.



Ответ 2 команды: белка, отряд Грызуны.




Ответ 3 команды: летучая мышь, отряд Рукокрылые.



Ответ 4 команды: кит, отряд Китообразные.






Конкурс «Светофор». На перекрестке торговых путей появился светофор. Нужно отгадать признаки, относящиеся к отрядам парнокопытные (зеленый), приматы (желтый), хищные (красный).

Приложение №1.

Конкурс «Светофор». Работа с сигнальными карточками.

Познавательные УУД: учатся анализировать и обобщать.

Регулятивные УУД: умение выполнять задания в заданном темпе.


Конкурс «Зоошутка». Перед вами фантастическое животное. Из частей каких зверей оно составлено? Назовите животное и отряд, к которому оно принадлежит.

Конкурс «Зоошутка»

1 команда – голова (оленя, отряд парнокопытные).

2 команда – шея ( жирафа, отряд парнокопытные).

3 команда – тело (тигра, отряд хищные).

4 команда – ноги и хвост (ламы и лошади, отряды парно- и непарнокопытные).

Познавательные УУД: учатся анализировать и обобщать.



Конкурс «Паутина».

Черепа млекопитающих на таблице подписаны неправильно. Художник перепутал черепа и названия животных.

Найти:

1 команде - череп парнокопытного (коровы), 2 команде – череп хищника (волк), 3 команде – череп грызуна (белки), 4 команде – череп насекомоядного (ежа).

Конкурс «Паутина».

В каждой команде один из учеников выходит к доске, отвечает на поставленный вопрос.

Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками.

Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе.



Конкурс «Ералаш».

Игра «Третий лишний».

1.Выхухоль, землеройка, рыжая вечерница.

2.Суслик, кролик, бобр.

3.Олень, лось, носорог.

4.Лемур, горилла, долгопят.


Конкурс «Ералаш». Объясняют свой выбор.

Игра «Третий лишний».

1.Рыжая вечерница, т.к. выхухоль и землеройка - насекомоядные, а рыжая вечерница - рукокрылые.

2.Кролик, т.к. зайцеобразные, а суслик и бобр - грызуны.

3.Носорог, т.к. непарнокопытное, а олень и лось парнокопытное.

4.Горилла, т.к. – отряд человекообразные обезьяны, а лемуры и долгопяты – низшие обезьяны.


Познавательные УУД: учатся анализировать и обобщать.



Конкурс «Зоовикторина».

Приложение № 2

Конкурс «Зоовикторина».

Отвечают быстро, не поднимаясь с места.

Ответы в приложении № 2

Познавательные УУД: уметь выделять необходимую информацию, структурировать знания.


Конкурс «Эврика»

Учитель. Последняя станция нашего торгового ряда называется «Эврика». Что означает это слово? Это слово неразрывно связано со следующим заданием. Отгадайте, что находится в черном ящике? В этом ящике находится то, что повесил на стене вольера зоопарка в городе Бронксе (США) один из его служителей с надписью «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целые виды животных!»

Итак, что в черном ящике?

Да, «царь природы» - человек оказался в облике опасного зверя. В результате хищнического истребления и уничтожения мест обитания животных за последние 350 лет с лица земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц. Назовите исчезнувших зверей и укажите при каких обстоятельствах это произошло.

Эврика – прозрение. Человек наконец-то начинает понимать, что не будет их, не будет и нас на этой планете. С 1948 года наше государство создает охраняемые территории, заповедники, национальные парки. А в 1966 г. выходит в свет Красная книга, в которую внесены редкие и исчезающие виды флоры и фауны. И завершить наш урок я хотела бы словами Виктора Астафьева «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».



Ответы учеников: нашёл, прозрение.







Ответы учеников: зеркало.

Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями о исчезнувших с лица Земли млекопитающих: зебре-квагге, стеллеровой корове, тарпане, туре.

Познавательные УУД: учатся анализировать и обобщать.

Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками.

Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе.

Личностные УУД: формирование экологического самосознания

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

Подготовить кроссворд по теме «Класс Млекопитающие» (не менее 10 слов)

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания


Коммуникативные УУД: готовность получать необходимую информацию о домашнем задании.


Подведение итогов. Рефлексия

Командам присуждаются звания купцов 1, 2, 3, 4 гильдии: все члены команды победительницы (купцы 1 гильдии) получают оценку «5»; члены команд (купцы 2 и 3 гильдии), занявшие 2-е и 3-е место – «4»; плохие оценки не ставятся, у членов проигравшей команды появляется желание исправиться; анализируя ответы учеников, можно выделить самого активного ученика на уроке и поощрить его, поставив оценку «5».


Слушают членов жюри, которые комментируют выступление команд и личное участие учащихся в уроке.


Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.




Приложение № 1

Конкурс «Светофор». На перекрестке торговых путей появился светофор. Нужно отгадать признаки, относящиеся к отрядам парнокопытные (зеленый), приматы (желтый), хищные (красный).

Характерные особенности отрядов.

  1. Питаются растительной пищей.

  2. Питаются животной пищей.

  3. Питаются как растительной, так и животной пищей.

  4. Используют соломинки в качестве зубочистки

  5. На верхней челюсти резцов и клыков нет.

  6. Имеют резцы, клыки и коренные зубы.

  7. Куски мяса разрывают острыми краями коренных зубов.

  8. Желудок многокамерный.

  9. Пальцы с втяжными и не втяжными когтями.

  10. Каждый палец, как башмаком, одет толстым роговым копытом.

  11. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным.

  12. Пальцы с плоскими ногтями.

  13. Добычу преследуют или подстерегают в засаде.

  14. Мать носит детеныша с собой.

  15. Детеныши рождаются зрячими, с волосяным покровом и уже через несколько часов могут следовать за стадом.

  16. Животные отличаются крупными размерами головного мозга.

  17. Животные этого отряда служат регуляторами численности других животных.

  18. Для многих представителей отряда характерны рога на голове.

Приложение № 2

Конкурс «Зоовикторина»

Вопросы для 1 команды:

  1. Почему у животных Крайнего Севера белая окраска шерсти»? (Слиться с окружающей местностью)

  2. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Уменьшается отдача тепла)

  3. Почему киты, моржи, тюлени не замерзают в ледяной воде? (Спасает подкожный слой жира)

  4. Почему собака в жаркую погоду высовывает язык? (Нет потовых желез на теле, кроме подушечек лап, поэтому, чтобы усилить испарение, высовывает язык)

  5. Почему кошка ходит бесшумно? (Когти втяжные, на лапках подушечки)



Вопросы для 2 команды:

  1. Почему кошки часто умываются? (Чтобы запах не выдавал во время охоты)

  2. Почему утконос – млекопитающее? (Откладывает яйца, высиживает, но выкармливает молоком, есть шерсть)

  3. Млекопитающие, имеющие цветное зрение. (Обезьяны)

  4. Самое быстрое млекопитающее суши и океана. (На суше – гепард (110 км/ч), в океане – дельфин-касатка)

  5. Самое толстокожее животное (Бегемот, толщина кожи 2,5 см)

Вопросы для 3 команды:

  1. Почему лоси могут легко бегать по топким болотам? (Имеет широкие раздвижные копыта)

  2. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (Зимой подшерсток гуще)

  3. Сколько шейных позвонков у мыши, жирафа, слона? (Семь)

  4. Кто собирает яблоки спиной и почему? (Ёжь, т.к. яблочная кислота убивает клещей, обитающих на теле зверя и вызывающих зуд)

  5. Верна ли поговорка: «Волка ноги кормят»? Почему? (Верна, волки не выслеживают добычу в засаде, а догоняют)



Вопросы для 4 команды:

  1. Какая обезьяна является нашим ближайшим родственником? (Шимпанзе)

  2. В пустынях песок раскаляется до температуры 60-700 С, а верблюды спокойно по нему ходят и даже ложатся на песок. Почему они не получают ожогов? (На ногах и животе находятся толстые мозоли)

  3. Назовите самое крупное наземное и водное млекопитающее. (Африканский слон и синий кит)

  4. Почему говорят «спит как сурок»? (Сурок может спать до 8 месяцев в году, используя толстый слой подкожного жира, накопленного летом. При общей массе 5 кг имеет 1 кг подкожного жира. Во время спячки теряет ¼ часть своей массы.)

  5. Какое млекопитающее является самым близким к человеку животным по анатомическим и физиологическим признакам? (Свинья. Сходство по размерам легких, сердца, почек, печени, содержанию гемоглобина, размерам эритроцитов, группам крови)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!