СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии. Тема "Грибы-паразиты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта полностью соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии. Тема "Грибы-паразиты"»

Технологическая карта урока

Дата проведения:01.03.2017г.


Предмет

Биология

Класс

5

Автор учебника

Пасечник В.В.

Тема урока

Грибы-паразиты

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний.

Цели:

1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы - паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик».
2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий

Задачи:

Создать условия для:

- формирования представлений у  учащихся  о грибах-паразитах, особенностях их строения и способах размножения;
- формирования умений работать с рисунками, схемами; таблицами.

- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней.

Оборудование:


компьютер, мультимедийный проектор.


Методы проведения урока:


объяснение с использованием иллюстраций; групповая работа с учебником.

Технологии:


Элементы технологии развития критического мышления, элементы проблемной технологии, ИКТ, элементы технологии обучения в сотрудничестве.


Планируемые образовательные результаты (УУД)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения грибов-паразитов;


содействовать формированию умения находить сходства и различия в строении грибов-паразитов; работать с ЦОР.

способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение, использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка проектной работы учащихся; способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с источниками информации для решения проблемы.


- положительное отношение к уроку;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- осознание необходимости самосовершенствования;

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии;

- корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Грибы-паразиты: спорынья, головня, гриб трутовик, фитофтора.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время,

Мин

учителя

учащихся

1

Организационный этап

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!


Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе?

Сегодня на уроке мы немного поиграем и перевоплотимся в сыщиков из мультфильма «Следствие ведут колобки» И выполним важные государственные задания. Сыщики-колобки не работали в одиночку. Они работали сообща. Давайте и мы будем работать дружно.

(Слайд №1)



Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах

компьютер, мультимедийный проектор

1

2

Этап актуализации субъектного опыта учащихся


Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.






Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:

Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.


Состав преступления:

Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле. (Слайд №2)

Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Нам необходимо составить фоторобот преступника (составляется схема строения гриба).

Начинаем совещание. Прошу доложить.
Кодовая кличка преступника – «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). (Слайд №3)

Чем питается?(Слайд №4)
Как грибы размножаются? (Слайд №5)
Учитель: один преступник найден, первое дело раскрыто.
Итог (выставление оценок).

2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия надо будет изучить и заполнить необходимые документы.
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Мы смотрим предоставленные фото и отвечаем на мои вопросы.
Проблемный вопрос: Каких представителей вы увидели?
К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапрофиты или паразиты).

Тема урока: Грибы-паразиты (формулируется учащимися).

Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- выяснить, какие бывают грибы-паразиты;

- особенности их строения;

- какое значение имеют грибы-паразиты.

Слушают учителя, выполняют задание, находят ключевое понятие: гриб



















Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему урока, ставят перед собой цели.

Записывают тему урока.



















3


3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности






Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,

обобщение и синтезирования;

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию

Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. (Слайд №6)

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания –МИКОЗЫ, большинство из них поселяется на различных растениях, принося огромный вред сельскому хозяйству. (Слайд №7)

Чтобы полностью раскрыть дело о вредоносной групперовке грибов-паразитов, мы с Вами составим на них досье. Создадим проект. (Работа с учебником). (Приложение №1)

Воспринимают информацию;

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности грибов-паразитов.

Выполняют работу с учебником по групповому проекту.













10

4

Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные: принятие участия в обсуждении,

анализ объектов с целью выделения необходимых признаков

Коммуникативные

управление поведением партнера;

Злоумышленники не дремлют. К нам в кабинет уже выстроилась очередь из пострадавших. Необходимо их выслушать и помочь.

1. Работа по Слайдам №8-11 в презентации:

Показания №1 фермера: Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибло большая часть урожая. Как вы думаете, как называется этот гриб-паразит? Как с ним бороться?

Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть. Что за гриб испортил мой урожай. Как с ним бороться?

Показания №3 лесника:
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в берёзе, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов я удаляю из леса.

Показания №4 дачника: Этим летом идёт много дождей. На картофеле и томатах появилась черная гниль. Мой урожай становится непригодным. Что это такое? И как с этим бороться.


2. Физкультминутка

Воспринимают информацию;

Определяют проблему в задании. Отвечают на вопросы.




5



5

Этап закрепления изученного

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Сейчас мы узнаем насколько хорошо вы можете запоминать злоумышленников, а так же узнавать их по фотографии (Слайды №12-13)


Работа по слайдам презентации (зрительное узнавание объекта)


2




6

Этап обобщения и систематизации

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (правильное или неправильное суждение).

1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений.

2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях.

3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление.

4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода.

5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине.Слайд №14 (Приложение №2)

(Проверка. Выставление оценок.)Слайд № 15

Выполняют задания. Проверка в парах.


5


7

Этап информации о домашнем задании


Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф №16 учебника и ответить на вопросы на стр.84 (письменно) Слайд №16

Фиксируют информацию, участвуют в беседе


1

8

Этап подведения итогов учебного занятия


Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Я достиг целей урока полностью.

Я не полностью достиг целей урока.

Фиксируют выводы


1

9

Рефлексия

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

«Градусник настроения» Приложение №3.




Спасибо за урок. Вы – настоящие сыщики.




Оценивают свое настроение на уроке.


2


























Приложение №1







ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

по биологии


ТЕМА: ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ


Выполнили учащиеся 5а класса

МКОУ СОШ №47





01 марта2017г.

ГОЛОВНЯ



Какие растения поражает:___________________________________


Жизнедеятельность (где и как развивается?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Способы борьбы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СПОРЫНЬЯ




Какие растения поражает:___________________________________


Жизнедеятельность (где и как развивается?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Способы борьбы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ГРИБ-ТРУТОВИК



Какие растения поражает:___________________________________


Жизнедеятельность (где и как развивается?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Способы борьбы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИТОФТОРА


Какие растения поражает:___________________________________


Жизнедеятельность (где и как развивается?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Способы борьбы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Приложение №2


Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (номера верных утверждений обведите кружком, а неверные зачеркните)

1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений.

2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях.

3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление.

4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода.

5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине.



Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (номера верных утверждений обведите кружком, а неверные зачеркните)

1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений.

2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях.

3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление.

4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода.

5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине


Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (номера верных утверждений обведите кружком, а неверные зачеркните)

1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений.

2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях.

3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление.

4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода.

5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине.


Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (номера верных утверждений обведите кружком, а неверные зачеркните)

1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений.

2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях.

3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление.

4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода.

5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине.








Приложение №3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!