Дата проведения:01.03.2017г.
Предмет | Биология | Класс | 5 |
Автор учебника | Пасечник В.В. |
Тема урока | Грибы-паразиты |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний. |
Цели:
| 1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы - паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик». 2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий |
Задачи: | Создать условия для: - формирования представлений у учащихся о грибах-паразитах, особенностях их строения и способах размножения; - формирования умений работать с рисунками, схемами; таблицами. - развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней. |
Оборудование: | компьютер, мультимедийный проектор. |
Методы проведения урока: | объяснение с использованием иллюстраций; групповая работа с учебником. |
Технологии: | Элементы технологии развития критического мышления, элементы проблемной технологии, ИКТ, элементы технологии обучения в сотрудничестве. |
Планируемые образовательные результаты (УУД) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Создать организационные и содержательные условия для изучения учащимися строения грибов-паразитов; содействовать формированию умения находить сходства и различия в строении грибов-паразитов; работать с ЦОР. | способствовать развитию умения анализировать, сравнивать строение, использовать практические методы познания (наблюдение), развитие навыка проектной работы учащихся; способствовать формированию умения ставить проблему, искать пути ее решения, работать с источниками информации для решения проблемы. | - положительное отношение к уроку; - формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; - осознание необходимости самосовершенствования; - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии; - корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Грибы-паразиты: спорынья, головня, гриб трутовик, фитофтора. |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время, Мин |
учителя | учащихся |
1 | Организационный этап | Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе? Сегодня на уроке мы немного поиграем и перевоплотимся в сыщиков из мультфильма «Следствие ведут колобки» И выполним важные государственные задания. Сыщики-колобки не работали в одиночку. Они работали сообща. Давайте и мы будем работать дружно. (Слайд №1) | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах | компьютер, мультимедийный проектор | 1 |
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников. Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:
Под сосною у дорожки Он стоит среди травы. Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть, нет головы. Состав преступления:
Носит шляпку на ноге Что-то прячет он в земле. (Слайд №2)
Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит краденное. Нам необходимо составить фоторобот преступника (составляется схема строения гриба). Начинаем совещание. Прошу доложить. Кодовая кличка преступника – «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). (Слайд №3) Чем питается?(Слайд №4) Как грибы размножаются? (Слайд №5) Учитель: один преступник найден, первое дело раскрыто. Итог (выставление оценок). 2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия надо будет изучить и заполнить необходимые документы. Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Мы смотрим предоставленные фото и отвечаем на мои вопросы. Проблемный вопрос: Каких представителей вы увидели? К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапрофиты или паразиты). Тема урока: Грибы-паразиты (формулируется учащимися). Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - выяснить, какие бывают грибы-паразиты; - особенности их строения; - какое значение имеют грибы-паразиты. | Слушают учителя, выполняют задание, находят ключевое понятие: гриб Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока, ставят перед собой цели. Записывают тему урока. | | 3 |
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение и синтезирования; Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию | Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. (Слайд №6) Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания –МИКОЗЫ, большинство из них поселяется на различных растениях, принося огромный вред сельскому хозяйству. (Слайд №7) Чтобы полностью раскрыть дело о вредоносной групперовке грибов-паразитов, мы с Вами составим на них досье. Создадим проект. (Работа с учебником). (Приложение №1) | Воспринимают информацию; Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности грибов-паразитов. Выполняют работу с учебником по групповому проекту. | | 10 |
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Познавательные: принятие участия в обсуждении, анализ объектов с целью выделения необходимых признаков Коммуникативные управление поведением партнера; | Злоумышленники не дремлют. К нам в кабинет уже выстроилась очередь из пострадавших. Необходимо их выслушать и помочь. 1. Работа по Слайдам №8-11 в презентации: Показания №1 фермера: Все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибло большая часть урожая. Как вы думаете, как называется этот гриб-паразит? Как с ним бороться? Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть. Что за гриб испортил мой урожай. Как с ним бороться? Показания №3 лесника: Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в берёзе, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов я удаляю из леса. Показания №4 дачника: Этим летом идёт много дождей. На картофеле и томатах появилась черная гниль. Мой урожай становится непригодным. Что это такое? И как с этим бороться. 2. Физкультминутка | Воспринимают информацию; Определяют проблему в задании. Отвечают на вопросы. | | 5 |
5 | Этап закрепления изученного | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | Сейчас мы узнаем насколько хорошо вы можете запоминать злоумышленников, а так же узнавать их по фотографии (Слайды №12-13) | Работа по слайдам презентации (зрительное узнавание объекта) | | 2 |
6 | Этап обобщения и систематизации | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений | Тест. Выполните задание «Верно-неверно» (правильное или неправильное суждение). 1.Грибы-паразиты вызывают болезни только растений. 2.Грибы-трутовики селятся только на трухлявых пнях. 3.Спорынья может вызвать тяжёлое отравление. 4.Развитию спор фитофторы способствует дождливая погода. 5.Когда дерево погибает, гриб-трутовик продолжает жить на мертвой древесине.Слайд №14 (Приложение №2) (Проверка. Выставление оценок.)Слайд № 15 | Выполняют задания. Проверка в парах. | | 5 |
7 | Этап информации о домашнем задании | | Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф №16 учебника и ответить на вопросы на стр.84 (письменно) Слайд №16 | Фиксируют информацию, участвуют в беседе | | 1 |
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | | Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Я достиг целей урока полностью. Я не полностью достиг целей урока. | Фиксируют выводы | | 1 |
9 | Рефлексия | Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы. | «Градусник настроения» Приложение №3. Спасибо за урок. Вы – настоящие сыщики. | Оценивают свое настроение на уроке. | | 2 |