СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 9 классе "Онтогенез и его этапы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением информационных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 9 классе "Онтогенез и его этапы"»

Технологическая карта открытого урока по биологии

Дата проведения


Класс

9

Учитель

Еферова Надежда Ивановна

Тема урока

Онтогенез и его этапы

Цель урока:

Формирование интереса к биологической науке, развитие естественно научного мышления на основе индивидуального развития организма.

Планируемые ОР

Обучающиеся по окончанию изучения темы урока:

Предметные:

  • дают определения понятий «индивидуальное развитие», «эмбриональное развитие», «гаструла», «бластула», «нейрула», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма» «постэмбриональное развитие»;

  • называют стадии онтогенеза;

  • описывают стадии онтогенеза;

  • объясняют значение здорового образа жизни.

Личностные:

  • понимают необходимость здорового образа жизни;

  • используют полученные знания в повседневной жизни;

  • проявляют интерес к учебному занятию;

  • выполняют учебные задания в составе группы;

  • оценивают собственный вклад в работу группы

Метапредметные:


Регулятивные:

  • определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы;

  • в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • активно используют критерии оценки и самооценки;

  • учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

  • анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Познавательные:

  • участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение;

  • осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты

Коммуникативные:

  • осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия;

  • осуществляют инициативное сотрудничество в представлении информации;

  • приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию;

  • учатся формулировать собственное мнение и позицию;

  • учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.



Программные требования


Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук.





Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность: оценивать собственный вклад деятельность группы.

Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов природы; формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами.


План изучения нового материала

  1. Индивидуальное развитие организма

  2. Эмбриональное развитие организма и его стадии.

  3. Постэмбриональное развитие организма.

  4. Влияние факторов среды на развитие зародыша.

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок с применением ИКТ

Технология

нет

Мизансцена урока

3 группы

Оборудование урока

электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Общая биология», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.


Домашнее задание

Составьте кроссворд по теме “Онтогенез”. Оформите работу на отдельном листе формата А4.



Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП


Проявляют интерес к изучаемой теме



Формулируют своё мнение по изучаемой теме







Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету, развивают умения слушать и слышать другое мнение.















Осуществляют инициативное сотрудничество в представлении информации

Вводная беседа

-Как вы думаете, почему половое размножение получило большое распространение в природе в сравнении с бесполым размножением?

-Почему потомство при половом размножении отличается большим разнообразием?

-Что такое оплодотворение и каков его результат?

- Что такое зигота?

-Какие изменения происходят с зиготой?

-Как вы считаете, что будет темой для изучения на сегодняшнем уроке?

Главный вопрос урока: Что происходит в результате онтогенеза?

Задачи урока:

1. Сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных.

2.Изучить этапы зародышевого развития животных.

3.Выявить вредное воздействие наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.


Изучение нового материала (использование презентации к уроку).

-Онтогене́з— индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

-У многоклеточных животных в составе онтогенеза принято различать фазы эмбрионального (под покровом яйцевых оболочек) и постэмбрионального (за пределами яйца) развития, а у живородящих животных пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.
-У семенных растений к эмбриональному развитию относят процессы развития зародыша, происходящие в семени.
-Онтогенез делится на два периода: эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
-В эмбриональном периоде выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза. Учитель организует с дополнительной литературой, делит обучающихся по группам и дает задание:




Фронтально








Записывают тему и вопрос в тетрадь

Слайд 1










Слайд 2


Высказывают своё мнение























Знакомство с презентацией для учащихся

Слайд 3

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)

Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя;

проводят работу с использованием Интернет – ресурсов;

дают определения понятий «индивидуальное развитие», «эмбриональное развитие», «гаструла», «бластула», «нейрула», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма» «постэмбриональное развитие»;

называют стадии онтогенеза;

описывают стадии онтогенеза;

анализируют знания об онтогенезе;

выделяют главное из текста;

выполняют учебные задания в составе группы;

объясняют значение здорового образа жизни;

корректируют свои учебные действия;

умеют донести до окружающих свои предложения; участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение.


Задание 1(на выполнение заданий 7 мин.)

Группа 1: дать характеристику стадии бластулы.

Группа 2: дать характеристику стадии гаструлы.

Группа 3: дать характеристику стадии нейрулы.

Работа 1 группы: дают характеристику стадии бластулы.

Работа 2 группы: дают характеристику стадии гаструлы.

Работа 3 группы: дают характеристику стадии нейрулы.

Проверяет выполненные задания по группам, и корректирует ответов обучающихся.

Задание 2. (самостоятельная работа с текстом учебника в течение 5 мин.))

Группа 1. Внимательно прочитайте текст, выделите стадии развития у растений

Группа 2. Внимательно прочитайте текст, выделите стадии развития одноклеточных животных

Группа 3. Внимательно прочитайте текст, выделите стадии развития многоклеточных животных


Проверяет выполненные задания по группам, и корректирует ответов обучающихся.

Задание 3. Проверка домашнего задания (мини-газеты) 7 мин.

Группа 1. Влияние никотина на эмбрион

Группа 2. Влияние алкоголя на эмбрион

Группа 3.Влияние наркотиков на эмбрион



Слайд 4

Учащиеся распределяют обязанности между собой и составляют характеристики зародышевых стадий

Слайд 5

Выполняют интерактивные тесты по презентации для учащихся

В группах выделяют стадии развития различных групп. живых организмов

Выполняют интерактивные тесты по презентации для учащихся.

(коллективно- распределительная деятельность)

Слайд 6

Слайд 7

Каждая группа знакомит со своей мини-газетой

Слайд 8

Вопросы задают представители других групп


  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

-проявляют интерес к учебному занятию;

приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты


Анализирует результаты выполнения интерактивных тестов




Выполняют интерактивные тесты по презентации для учащихся.


Слайд 10

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

оценивают собственный вклад в работу группы.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что было сложно?

Что понравилось?

Слайд 11


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!