СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии за курс 5 класса по теме: Покрытосеменные, или Цветковые растения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с многообразием покрытосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии покрытосеменных растений, их роли в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии за курс 5 класса по теме: Покрытосеменные, или Цветковые растения.»




Технологическая карта урока биологии за курс 5 класса по теме: Покрытосеменные, или Цветковые растения.



Предмет

Биология

Класс

5

Тема урока

Покрытосеменные, или Цветковые растения

Цель


Познакомить учащихся с многообразием покрытосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии покрытосеменных растений, их роли в природе и жизни человека.

Тип урока

Урок комбинированный с использованием ИКТ

Формы

 фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы


Частично-поисковый, проблемный

Основные понятия и термины




Покрытосеменные (цветковые) растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и многолетние растения, жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Научиться приводить примеры разнообразия жизненных форм растений в природе;

2.знать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений;

3.знать значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;

4.распознавать растения своей местности занесенных в Красную книгу и охрана растений;

5.развивать представление об усложнении растений; 

6.познакомиться с особенностями строения покрытосеменных;

7. использовать учебник и раздаточный материал как источник информации о разнообразии покрытосеменных растений.

8.систематизировать знания по теме;

9.оценивать свои результаты и достижения


Коммуникативные:

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой); оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения. Строить рассуждения, отвечать на вопросы по теме исследования, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные:

-умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в  планировании урока, корректировка плана; работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, таблицы, раздаточный материал); делать самостоятельные выводы; развитие навыков самооценки.

1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»);

2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

5. проявление ценностного отношения к природе;

6. формирование целостного мировоззрения, соответствующее совре­менному уровню развития науки и общест­венной практики

5.формирование основ экологической культуры;

6. формирование коммуникативной компетентности;

7. оценивание  своих результатов и достижений




Основные понятия, изучаемые на уроке

Покрытосеменные, или цветковые растения. Цветок. Плод. Жизненные формы. Деревья. Кустарники. Травы. Растения по продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние.

Ресурсы урока

Предметные учебно – методические комплексы, раздаточный материал, предметные коллекции, гербарии, натуральные объекты, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Проверяет готовность к уроку.

Организация учащихся. Приём «Улыбке к улыбка!» Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют наличие раздаточного материала для работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп;

Регулятивные: проверяют наличие Рабочего листа, раздаточного материала, управляют поведением и деятельностью.

Проверка домашнего задания

тест

Выполняют. Взаимопроверка. Выставление оценок


Актуализация знаний













Целеполагание





Направляет на формирование темы и цели урока.

Выявляет уровень знаний учащихся.





Демонстрирует слайд 2 презентации «Цветковые растения»

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию – Почему эти растения называют цветковыми?







Слайд 3 презентации

Работа в группах. Среди предложенных гербарий растений выбирают растения, которые имеют общий признак. Учащиеся обсуждают, выделяют растения с общим признаком - цветок и называют виды растений.





.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Во – первых, все они имеют цветок. Отсюда и название растений – цветковые.

Учащиеся в группах определяют цель урока

Но у всех этих цветов есть общие черты, несмотря на их разнообразие. Все их относят к цветковым растениям.

Что же объединяет все эти растения?


Познавательные: актуализируют свои знания, устанавливают связи между частным и общим.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью.



Познавательные: получают информацию о цветковых растениях.

Коммуникативные: работа в группах, вырабатывают общее решение.



Регулятивные: целеполагание,как постановка учебной задачи,

Изучение нового материала

1.Покрытосеменные растения.

Предлагает учащимся провести исследование, используя раздаточный материал и задание в Рабочем листе. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Проводит инструктаж по ТБ.

Рассказывает о происхождении покрытосеменных растений.





Мотивирует учащихся к определению темы и поста­новке познавательной цели урока:

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

- мы познакомимся сегодня на уроке. С особенностями строения и жизнедеятельности цветковых Выдвигает проблему:

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?





Закончить предложение: покрытосеменные растения - это….

Фиксируются идеи на доске (корзина идей прикреплена к доске).













2. Класс делится на группы

1 группа

Жизненные формы цветковых растений.

Предлагает работу с раздаточным материалом «Продолжительность жизни растений. Жизненные формы цветковых растений», заполнить таблицу в Рабочем листе

Ответить устно на вопросы:

-Что общего между деревьями, кустарниками и травами?

-Чем они отличаются?

Используя гербарий растений определить, к какой группе по продолжительности жизни они относятся.

Гербарий растений: одуванчик, ландыш, овёс, кукуруза, просо, пшеница, бархатцы, пастушья сумка, свёкла, морковь.

Составить познавательные вопросы.

К какой форме растений относится банан?

К какой группе растений относится ряска?


Учащиеся в группах проводят исследование, находят внутри плодов семена. Отвечают на вопрос: почему цветковые растения называют Покрытосеменными?

Работают с рисунком 79 учебника.

Дело в том, что семена у них располагаются, не открыто на чешуях, а внутри плода.

Таким образом, покрытосеменные, или цветковые, растения – это растения, которые имеют цветок и плод с семенами.

Озвучивают тему и цель урока



Также у них есть корень, стебель и листья. Покрытосеменные – самые высокоорганизованные растения.



Устно предлагают первичные знания о цветковых растениях



Учитель. Цветковые растения – самая молодая и в то же время самая многочисленная группа. Она включает около 250 тыс. видов. Произрастающих во всех климатических зонах: от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонки.

Они растут в воде (элодея) и в безводных пустынях (верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Одни из цветковых растений живут очень недолго, всего несколько месяцев. Например, мокрица. Другие, как могучие дубы, могут жить сотни лет.



Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу в Рабочем листе

«Жизненные формы цветковых растений», отвечают на вопросы, формируют понятия «деревья», «кустарники», травянистые растения».

Обсуждают вопросы в группах и дают ответы.

Учащиеся работают с раздаточным материалом «Растения разной продолжительности жизни» в Рабочем листе составляют схему «Продолжительность жизни растений» и приводят примеры.

Работают с терминами: однолетние, двулетние, многолетние.(Слайды 4-5)

Познавательные: выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: взаимодействие в групповом коллективе, высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Регулятивные: выполняют задание в соответствии с поставленной целью, по предложенному плану.



















Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации, проводят сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы.



















Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы

Физкультминутка

Предлагает по названию растения определить его жизненную форму.

Травы – присесть.

Кустарники –хлопаем в ладоши.

Деревья – поднимаем руки, дерево качается.

Ромашка, шиповник, береза, сирень, ландыш, василёк, липа, клён, смородина, тополь, жёлтая акация.













































2 группа

Приспособления для распространения

плодов и семян растений



- Зачем растениям расселяться?

1.С помощью чего расселяются семена?

2.Какие приспособления имеют растения для распространения?






3 группа

Значение растений в природе

- Работа с раздаточным материалом





















4 группа

Значение покрытосеменных растений в жизни человека

1.Работа с раздаточным материалом

2.Составить кластеры «Значение растений в жизни человека»



5 группа

Охрана цветковых растений

1.Какие покрытосеменные растения нашей местности нуждаются в охране?

2.Какие цветковые растения занесены в Красную книгу Бурятии?

2.Какие необходимо предпринять меры по охране цветковых растений?

Работая в группе с раздаточным материалом и гербарием, определяют приспособления для распространения

у плодов растений. (Слайд 6)



















Покрытосеменные растения имеют важное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании кислорода. Растения служат пищей и образуют местообитания для животных. .

Далее рассказываю о значении цветковых растений для человека.

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы. (Слайды 7-8)



Учащиеся называют группы растений: лекарственные, масличные, плодово-ягодные, овощные, хлебные, декоративные. (Слайд 9)









Работа с Красной книгой Бурятии. (Слайды 10-11)




















Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов.

Коммуникативные: проявляют активность

в решении познавательных задач.

Регулятивные: анализируют, сравнивают, делают самостоятельно выводы





Познавательные: определять роль растений для жизни на Земле, обосновывать своё мнение.

Находить информацию о цветковых растения из дополнительного материала, переводить её из одной формы в другую (графическую).



Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для представления результата своей деятельности, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью.











Познавательные: определять меры охраны цветковых растений

Находить информацию о цветковых растениях в научно-популярной литературе, интернет ресурсах, переводить её из одной формы в другую.




Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

Акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности учащихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

- Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

- Давайте обобщим наши знания и назовем основные особенности цветковых растений.




1.Называют отличительные признаки покрытосеменных растений, записывают в тетради.

Используют Приём «Микрофон»





Особенности цветковых растений:

1) Насчитывают более 250 тыс. видов. Самая молодая и многочисленная группа.
2) Покрытосеменные растения распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах

3) Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок).

4) Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями.

5) Наличие плода с семенами.

6) Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

9) Различные приспособления к распространению плодов и семян у цветковых растений.

10) Цветковые растения приспособлены к различным экологическим условиям.

11) Среди цветковых растений много культурных растений.

12) Оплодотворение не зависит от обязательного наличия воды.

Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: внесение необходимых дополнений в осознание усвоенного материала.

Задание на дом

Задает домашнее задание

1.Читать параграф 17.

2.Заполнить рабочую тетрадь с 50-53

3.Начать работу над проектом «Посади дерево»

4.Принять участие во всероссийском Народном Экологическом движении «Дерево за макулатуру»


Записывают домашнее задание, получают рекомендации к их выполнению.



Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Достигнута ли цель урока?

-Я узнал(а) ….

-Меня удивило…

-Работая в группе, я….

-Мне трудно представить, что…


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Проставляют оценки в лист самоконтроля





Выставляют оценки в дневник.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Описание учебно – методического и материально- техническое  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – 158 с.

  2. Биология .Введение в биологию 5 класс. Рабочая тетрадь А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.– М.: Дрофа, 2015.

Приложение.

Тест по теме «Мхи, папоротники, голосеменные растения»
Вариант 1

Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Размножение у мхов происходит с помощью:

А. Спор

Б. Семян

В. Частями тела

Г. Семенами и спорами


  1. Каменный уголь – это

А. Окаменелые остатки папоротников

Б. Окаменелые остатки мхов

В. Окаменелые остатки древних голосеменных

Г. Горная порода небиологического происхождения


  1. Семена голосеменных растений располагаются:

А. В плодах

Б. На нижней стороне листьев

В. В шишках

Г. У основания хвоинок


  1. К голосеменным относят:

А. Щитовник

Б. Сфагнум

В. Кочедыжник

Г. Лиственница


  1. У всех мхов отсутствуют органы:

А. Листья

Б. Стебли

В. Корни

Г. Ризоиды

6. К светолюбивым растениям относят:

А. ель В. сосна

Б. пихта Г. щитовник

Часть 2.

Какую роль выполняют мхи и папоротники в природе?

Вариант 2

Выберите один верный ответ из четырех предложенных

  1. Размножение у папоротников происходит с помощью:

А. Спор

Б. Семян

В. Частями тела

Г. Семенами и спорами


  1. Торф – это-

А. Окаменелые остатки папоротников

Б. Отмершие остатки мхов

В. Окаменелые остатки древних голосеменных

Г. Горная порода небиологического происхождения


  1. Споры у мхов растений располагаются:

А. В плодах

Б. На нижней стороне листьев

В. В шишках

Г. В коробочках


4. К мхам относят:

А. Щитовник

Б. Сфагнум

В. Кочедыжник

Г. Лиственница


5.У голосеменных отсутствуют органы:

А. Листья

Б. Стебли

В. Корни

Г. Плоды

6. Сбрасывает хвою на зиму:

А. ель Г. пихта

Б. сосна В. лиственница



Часть 2. Какую роль играют голосеменные растения в природе?

Ответы:

Вариант 1. Часть А. 1–А; 2–А; 3–В; 4–Г; 5–В, 6-В.  Часть С. С1 Залежи папоротников образуют каменный уголь. Его используют как топливо, а также в промышленности как сырье для изготовления других материалов. Мхи одними из самых первых поселяются на скалах, пустырях, в процессе жизнедеятельности создают почву. На ней в дальнейшем поселяются другие растения. Также отмершие части растения образуют торф. Люди использует его как топливо и удобрение в сельском хозяйстве. А в природе торфяные болота могут накапливать огромное количество воды, в засушливое время питая реки и озера.

Вариант 2. Часть А. 1–а; 2–б; 3–г; 4–б; 5–г, 6-в. Часть С. С1. В процессе фотосинтеза выделяют кислород, очищают воздух. Хвойные леса являются средой обитания животных; древесина используется в мебельной промышленности. В хозяйстве получают сырье для бумажной промышленности, легкой промышленности. Из семян сибирской сосны изготавливают кедровое масло.



Происхождение

Первые остатки покрытосеменных датируются меловым периодом приблизительно 140 миллионов лет назад. Следы широкого развития и распространения покрытосеменных появились в палеонтологической летописи в период среднего мела (около 100 миллионов лет назад). Но уже в позднем мелу покрытосеменные оказались доминирующей формой растительной жизни, и во многих фоссилиях узнаются представители современных семейств (например, букдубклён и магнолия).

Одно из важнейших направлений эволюции растительного царства — приспособление к изменчивым условиям наземной жизни. Цветковые растения являются ярчайшим выражением этой линии и доминируют на земной поверхности в данную эпоху.

К широчайшему географическому разнообразию прибавляется разнообразие форм и способов роста. Банальная ряска, покрывающая поверхность пруда, представляет собой крошечный зелёный побег с простым корешком, вертикально погруженным в воду, и с очень нечёткими листиками и частями стебля. Могучее лесное дерево столетия развивало свою сложную систему стволов и ветвей, покрытых бесчисленными веточками и листвой, а под землёй соответствующую площадь занимает мощная, хорошо развитая корневая система. Между этими двумя крайностями — бесконечные градации: водные и земные травы, ползучие, прямостоящие или карабкающиеся, кусты и деревья, гораздо большее разнообразие, чем в другом отделе семенных растений — Gymnospermae.

Известны многочисленные водные покрытосеменные растения, они в изобилии встречаются в долинах рек и чистых озёрах, в меньшем количестве — в солёных озёрах и морях. Однако такие водные покрытосеменные не являются примитивными формами, а возникли путём приспособления наземного предка к водной среде.



















1 группа. Жизненные формы покрытосеменных растений.

Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы (учебник, стр 83); однолетние, двулетние и многолетние растения







Рис. Формы растений



Рис. Растения разной продолжительности жизни

У цветковых растений различают следующие жизненные формы: дерево, кустарник, трава.

Деревья, как и кустарники, многолетние растения. В отличие от дерева у кустарника не один ствол, а несколько деревянистых стволиков.

Это многолетние растения, имеющие тонкие, но прочные одревесневающие побеги высотой 20-40 см, зимой полностью укрытые снегом.

В отличие от кустарников, травы имеют побеги с зеленым неодревесневшим стеблем.

Однолетние травы – живут в течение весны, лета и начало осени. Вскоре они зацветают, образуют плоды и семена, а затем отмирают. Двулетние – в первый год жизни образуют вегетативные органы, накапливают в подземных органах питательные вещества и зимуют, а на второй год они быстро возобновляют рост и развитие, образуют цветки, плоды, семена и отмирают. Многолетние травы живут более двух лет. К осени их надземные побеги полностью отмирают. На зиму остаются их нижние части с зимующими почками, которые находятся в верхнем слое почвы. Весной из почек вырастают новые побеги

 Задания
  1. Рассмотрите гербарии и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними.

  2. Охарактеризуйте гербарии растений по продолжительности жизни и жизненные формы. Заполните таблицу.

Название растения

Жизненная форма

Продолжительность жизни

Сколько раз в жизни плодоносит

Где растет (местообитание)








  1. Какие основные жизненные формы различают у цветковых растений?

  2. Чем сходны между собой и чем различаются деревья и кустарники?

  3. Какую жизненную форму растений называют кустарничком?

  4. Чем отличаются травы от кустарников и кустарничков?

  5. Какие травы называют однолетними, а какие — двулетними и многолетними?





2 группа. Распространение плодов и семян

Распространение плодов и семян. Каждое цветковое растение образует большое количество семян. Но для растения очень важно также обеспечить их распространение. Ведь благодаря этому происходит расселение вида.

Способы распространения плодов и семян у цветковых растений очень разнообразны: с помощью ветра, воды, животных, а также самостоятельно, за счет использования механических сил, возникающих в самом растении.

Многие виды растений тем или иным способом разбрасывают свои семена. Например, у бешеного огурца при созревании мякоть плода с семенами с силой выпрыскивается на много метров, за что он и получил свое название. А плоды недотроги, или бальзамина, после созревания растрескиваются от обычного прикосновения, разбрасывая семена. Некоторые виды разбрасывают семена, быстро расправляя упругие стебель или плодоножку (например, лилии, примула). Почти все растения с сухими раскрывающимися плодами в той или иной степени разбрасывают свои семена после их созревания.

Самым обычным способом расселения растений является распространение их плодов и семян с помощью ветра. Вероятно, нет такого человека, который бы в детстве не игрался, раздувая пушистые «парашютики» одуванчика, несущие легкие плодики. Видов растений, семена которых имеют подобные приспособления, в природе много. Плоды больших размеров имеют другие приспособления для распространения ветром, часто в виде пластинчатых крыловидных отростков (как у клена). Очень мелкие семена, даже не имея специальных приспособлений, легко подхватываются ветром. Например, 500 тыс. семян некоторых видов тропических орхидей весят не более грамма.

Все вы знаете или слышали о перекати-поле. Так называют несколько видов степных или полупустынных растений, высохший шарообразный куст которых перекатывается ветром, рассеивая семена. При этом семена высыпаются не все сразу, а постепенно, что обеспечивает их распространение на значительных площадях.

Многие растения используют для своего расселения течение воды. Это прежде всего водно-болотные виды, например кувшинки и другие.

У многих растений плоды или семена имеют приспособления для распространения животными. Околоплодник всех сочных плодов содержит питательные вещества. Но они предназначены не для питания зародыша растения, находящегося в семени, а для животных, которые обеспечивают их распространение. Например, каждый из вас обращал внимание в осеннем саду или парке на живописные грозди рябины. Плоды этого растения охотно поедают различные птицы. Семена рябины имеют плотную оболочку и, пройдя через кишечник птицы, не утрачивают способности к прорастанию. Вместе с птичьим пометом они будут выброшены далеко от материнского растения.

Наверное, не один раз каждый из нас очищал свою одежду от цепких колючек различных растений. Колючие плоды череды, лопуха или липкие плоды шалфея обычно доставляют животным и людям некоторые неудобства. Прицепившись к одежде или шерсти, они часто «путешествуют» вместе с человеком или животными на значительные расстояния.

Задания:

  1. Прочитать текст.

  2. Зачем растениям расселяться?

  3. Рассмотреть гербарии «Распространение плодов и семян у растений»

  4. С помощью чего расселяются семена?

  5. Какие приспособления имеют растения для распространения?

  6. Заполнить таблицу «Распространение плодов и семян у растений»

Распространение плодов и семян у растений

Названия растений

Как распространяется?

Какие приспособления имеют семена?











3 группа. Значение растений в природе

Фотосинтез как великий космический процесс, делающий нашу планету пригодной для жизни





Одной из важнейших функций зеленых растений является выработка кислорода в процессе фотосинтеза

Что еще полезного дают растения природе

Скорость фотосинтеза зависит от интенсивности света, концентрации кислорода и углекислого газа, температуры окружающей среды. Полученный О2 частично выделяется в атмосферу, частично идет на дыхание самих растений. Ежегодно растения выделяют в атмосферу до 510 тонн кислорода, они поддерживают её постоянный газовый баланс до состояния пригодного для дыхания. Поднимаясь в верхние слои атмосферы, кислород превращается в озон и становится частью озонового слоя, защищающего нашу планету от пагубного УФ-излучения Солнца.

Каждый год с помощью растений образовывается до 170 миллиардов тонн органических веществ, большая часть которых вырабатывается наземными растениями. С помощью растений формируется верхний плодородный слой Земли под названием почва, они обеспечивают в ней постоянный круговорот минеральных веществ, такой необходимый для её плодородия.

Растения, благодаря тому, что возвращают в атмосферу 90 % влаги, которую испаряет суша, значительно смягчают климат Земли и формируют температурный режим планеты. Поглощая углекислый газ, они снижают так называемый парниковый эффект, хотя человек в результате своей хозяйственной деятельности (сжиганию топлива и вырубке значительных площадей влажных экваториальных лесов) и пытается свести все усилия «легких планеты» к нулю.

Растительность, покрывая землю плотным ковром, предохраняет её от пересыхания, создает более мягкий, влажный климат, корни хранят почву от выветривания и эрозии, предотвращают появление оврагов и оползней. Растения выделяют в воздух специфические вещества фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий, являются первой важной ступенью в трофических цепях питания для животных

Задание:

  1. Прочитать текст.

  2. На листе ватмана составить схему «Значение растений в природе»




4 группа. Значение растений в жизни человека

Использование плодов и семян в хозяйственной деятельности человека. Вам известно много видов растений, семена или плоды которых человек употребляет в пищу или выкармливает ими домашних животных. Это и вкусные плоды плодово-ягодных (например, яблони, груши, вишни, сливы, винограда, цитрусовых), и овощных (например, арбузов, дынь, огурцов, помидоров) культур. Из плодов и семян зерновых культур (ячменя, пшеницы, ржи, риса) производят разнообразные крупы.

Из семян и плодов многих растений (например, подсолнечника, льна, рыжика, арахиса, сои, кукурузы, некоторых пальм) получают масла. Используются плоды и семена и в различных отраслях промышленности.

Так, хлопчатник служит сырьем для производства тканей, из растительных масел изготавливают олифу, используемую в лакокрасочной промышленности, машинные масла.

Лен. Служит сырьем для изготовления тканей, преимущественно для столового и постельного белья.

Конопля. Из нее изготавливают парусины, канаты, толстые нити, джгут и мешковину. Хлопчатник. Является источником целлюлозы. Из нее изготовляют картон, бумагу, искусственный шелк, лаки, искусственную шерсть, вискозу. Исходное сырье – древесина.

Плоды и семена многих растений используют для лечения различных заболеваний человека и домашних животных. Например, плоды малины, ежевики, калины и других растений употребляют при лечении простудных заболеваний. Для изготовления лекарств люди используют такие растения: подорожник, зверобой, мать-и-мачеха, календула, чистотел.

В плодах и семенах некоторых растений накапливаются вещества, придающие им острый или горький вкус. Их используют в кулинарии как приправы, улучшающие вкусовые качества разнообразных блюд. Есть растения, плоды которых накапливают ядовитые вещества. Например, ягоды ландыша майского при употреблении могут вызывать тошноту, рвоту, нарушения работы сердца и даже вызывать его остановку. Много ядовитых веществ накапливается в плодах (особенно незрелых) и семенах растений из семейства Пасленовые (белена черная, красавка). Отравление этими растениями вызывает тяжелые нарушения работы разных систем органов (нервной, кровеносной, дыхательной), а в тяжелых случаях – приводит к смерти. Поэтому никогда не ешьте плодов незнакомых вам растений, даже если они очень привлекательны на вид.

В зависимости от того, как используются дикие полезные растения, их можно условно разделить на следующие основные группы:

1) растения, дающие древесину (дрова, пиломатериалы, крепежный лес, столбы, шпалы, сваи, фанеру, древесную стружку и т. п.);

2) растения, служащие для получения разнообразных веществ, применяемых в различных отраслях промышленности и в медицине;

3) растения, используемые для получения свежих и консервированных пищевых продуктов;

4) растения, дающие свежую и переработанную зеленую массу, используемую на корм животным;

5) растения, употребляющие для декоративных и озеленительных целей, а также для создания защитных покрытий почвы;

6) растения, находящие комплексное использование в зависимости от присущих им свойств и особенностей.

Цветы люди сажают на клумбах, выращивают в оранжереях, дарят друг другу. Они придадут жилищу или рабочему месту уют, украсят парки и клумбы, подарят положительные эмоции.


Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки…это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину.

Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.


То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд –

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад!


Иногда распространение растений на той или иной территории становится настоящим экологическим бедствием. Примером этому служит появление кактуса-опунции в Австралии. Вначале его завезли как декоративное растение и выращивали в помещениях. Но со временем опунция расселилась в природных условиях на значительных площадях. Пастбища стали непригодны для выпаса животных из-за длинных и острых колючек кактуса. Пришлось завезти из Мексики (родины этого растения) естественных врагов опунции – гусениц одного из видов бабочек, которые быстро снизили численность этих растений. На этом примере мы можем убедиться, как непродуманные действия человека и поражающая способность растений к распространению могут приводить к тяжелым последствиям. С другой стороны, перед нами пример применения биологического метода, благодаря которому с помощью одних организмов можно ограничивать численность других.


Задание:

  1. Прочитать текст

  2. На ватмане составить кластеры «Значение растений в жизни человека»





5 группа. Охрана растений

Покрытосеменных растений на нашей планете много. Однако в последнее время из-за хозяйственной деятельности человека их число стало сокращаться. Люди массово вырубают леса, распахивают степи, осушают болота, загрязняют почвы.

В последнее время количество этих удивительных растений становится всё меньше и меньше. Иной раз бывает: попадутся нам на глаза цветы – спешим сорвать их. Отправимся дальше, а на поляне ещё цветы. Кажется, красивее прежних. Сорвём и их. Вспомните, какие “снопы” лесных и луговых цветов везут в электричках люди, возвращаясь с дач, из леса. Хотим принести в дом красоту, а на самом деле грабим природу!

Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним
Ромашку на лугу
Кувшинку на реке.

Н. Старшинов.

Человек должен ценить и понимать роль растений в своей жизни, ведь без них его бы просто не существовало, сажая и ухаживая за маленькими росточками зеленой жизни мы становимся чище и добрее, приобщаемся к таинствам природы и мироздания.

Задание:

  1. Какие покрытосеменные растения нашей местности нуждаются в охране?

  2. Что необходимо предпринять для охраны цветковых растений?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!