1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент) | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Девочки за парты тихо сели, Мальчики за парты тихо сели, На меня все посмотрели. - Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки. Речевая разминка. У ёжика и ёлки иголки колки. | Настраиваются на работу; Проверяют готовность рабочего места. Ответы детей. Повторяют скороговорку. | Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения. Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы. | Изучение нового материала Дыхательная гимнастика. - Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику. - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. - Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. а) . Целеполагание. - Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших) - Кого мы называем нашими меньшими братьями? Назовите авторов, с произведениями которых вы уже познакомились. (Слайд 6) С произведением какого автора мы познакомимся сегодня, узнаете, соединив название автора и произведения. (Слайд 7) -Назовите цель урока. | Дети отвечают на предложенные вопросы. Слушают Отвечают Рассуждают Высказывают предположения (О братьях наших меньших) На карточках задание. “Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин - познакомиться с произведение Е.Чарушина «Страшный рассказ» | Познавательные УУД: Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4.Изучение нового материала. Работа над произведением «Страшный рассказ». Словарная работа. Знакомство с произведением. Первичное чтение Первичное закрепление во внешней речи. Повторное чтение и анализ произведения. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке. Выставление оценок. Домашняя работа | б). Работа с портретом. Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором? - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя. ( Слайд 9 -13) Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных. Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных. Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин. -О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку. Первичное восприятие художественного произведения а). Отгадайте загадку: Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж? (Слайд 14 - 15) Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. б) Эмоциональная подготовка к восприятию. Вы когда-нибудь вечером дома были одни? Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх? Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”. (Слайд 16) - Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. В тексте вы встретите незнакомые слова. (Слайд 17 -18) - Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих) Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд. Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой. - Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь) г) Прослушивание аудиозаписи. д). Первичный анализ. Могло ли быть такое на самом деле? Что вы испытывали, слушая это произведение? Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям? Обмен впечатлениями. -Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему автор назвал рассказ страшным? - В какой момент вы волновались? - Кто главные герои этого рассказа? - Кого испугались мальчики? - Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке. Б). Анализ произведения. - Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения) - Почему мальчики испугались ежа? - Какими вы представляете мальчиков? - Как автор говорит об этом вначале рассказа? - Какую подсказку нам дает? (“в постельки”) - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся? - Кто испугал ребят? - Почему ёжик не ушел потом в лес? - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город? - А как бы поступили вы? Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет? - Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня? - Кто его автор? - Почему Чарушин назвал рассказ именно так? - Чему учит рассказ? -Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем? - Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Нарисуйте смайлик на листочках. Если довольны уроком- улыбка, средне-рожица, недовольны- печальный смайл. - Хочу поблагодарить вас за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли. -Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138. (Прослушивание песенки про ёжика). | Слушают учителя, смотрят презентацию. Еж. Ответы детей. Предположения детей. (Ответы детей). Ответы детей: -помощь учителя; - обратиться к толковому словарю; -посмотреть в энциклопедии; Обучающиеся слушают рассказ. Дети делятся своими впечатлениями Рассказ. Читают по цепочке. Ответы детей. ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить). Ответы детей. Рисуют смайлики. Записывают д\з. Слушают песенку. | Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова,видеофрагмент). Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы. Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации Коммуникативные УУД: Уметь воспринимать на слух художественное произведение. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст). Анализировать поступки героев. Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Предметные умения: Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; Развивать умение работать с текстом. Познавательные УУД: Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач. Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе. Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания. Личностные УУД: формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе). Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания Регулятивные УУД: Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке. Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. |