СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока чтения Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока чтения Е.Чарушин "Страшный рассказ"»

Технологическая карта

Предмет: Литературное чтение

Программа: «Школа России»

Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий

Класс: 2

Тема: Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Тип урока: урок открытия нового знания

Ф.И.О.: Миронова Кристина Игоревна




Цель урока:







Задачи:



Обучающая: создать условия для формирования у обучающихся представлений о биографии Е.И. Чарушина и его произведении «Страшный рассказ».

Развивающая: помочь осознать ценность изучаемого материала; содействовать развитию умений анализировать познавательный объект (текст). Продолжить работу по развитию речи, мышления, общения обучающихся;

Воспитывающая: создать условия для формирования у обучающихся бережного отношения к природе, животным.

  1. развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;

  2. развивать навыки осознанного, выразительного чтения;

  3. формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;




Планируемый результат:

Личностные УУД:

Проявление интереса к уроку чтения;

осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

Метапредметные умения.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя,видеофрагмент, текст, иллюстрация, тест).

Анализировать поступки героев;

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Тип урока:

Открытие нового знания

Межпредмет-ные связи:

Русский язык (словари), окружающий мир.



Ресурсы

Для учителя:

- УМК по литературному чтению (программа, учебник, методические пособия и книги для учителя)

- мультимедийный комплекс;

- презентация

Для ученика:

- учебник по литературному чтению

- карточки – задания: для индивидуальной работы.

- сигнальные карточки (карточки для рефлексии).


Организация пространства:


Работа фронтальная, индивидуальная.





Ход урока.


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты тихо сели,

Мальчики за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.


- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там?

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий…

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…).

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

Речевая разминка.

У ёжика и ёлки иголки колки.


Настраиваются на работу;

Проверяют готовность рабочего места.





Ответы детей.








Повторяют скороговорку.

Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

2.Проверка домашнего задания.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Организует проверку домашнего задания.

Осуществляет проверку знаний предыдущего урока (пересказ).

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М.Пришвин “Ребята и утята”).
- Вам нужно было подготовить пересказ, перескажите по плану.

(восстановить деформированный план к рассказу).

1.Утка повела утят к озеру.

2.Ребята ловили утят.

3.Приказ взрослого.

4.Семья продолжает путешествие

- Что полезного вы взяли из этого рассказа?


Осуществляют пересказ домашнего текста, опираясь на пункты плана.


















Нельзя обижать животных.

Познавательные УУД:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.


3. Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы.

Изучение нового материала

Дыхательная гимнастика.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

а) . Целеполагание.

- Вспомните, какую тему мы изучаем на уроках чтения. (О братьях наших меньших)

- Кого мы называем нашими меньшими братьями?

Назовите авторов, с произведениями которых вы уже познакомились.

(Слайд 6)

С произведением какого автора мы познакомимся сегодня, узнаете, соединив название автора и произведения.

(Слайд 7)

-Назовите цель урока.

Дети отвечают на предложенные вопросы.

Слушают

Отвечают

Рассуждают

Высказывают предположения








(О братьях наших меньших)









На карточках задание.

Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин

- познакомиться с произведение Е.Чарушина «Страшный рассказ»


Познавательные УУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.



Физкультминутка

4.Изучение нового материала.


































































Работа над произведением «Страшный рассказ».












Словарная работа.





















Знакомство с произведением.

Первичное чтение


Первичное закрепление во внешней речи.








Повторное чтение и анализ произведения.


















Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке.


























Выставление оценок.




Домашняя работа


б). Работа с портретом.
Кому-то из вас сегодня предстоит впервые познакомиться с этим автором?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Евгения Чарушина, жизнью и творчеством этого замечательного детского писателя.

( Слайд 9 -13)

Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (Киров) 11 ноября 1901 года. Отец, известный русский художник – архитектор, много разъезжая, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Отец же дал первые навыки рисования.

Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу, животных.

Чарушин в детстве жил среди вятских лесов. Он хорошо знал и любил лес и его обитателей. Свою любовь и интерес к природе писатель умело передает детям. В своих книгах Чарушин трогательно изображает медвежат, пушистых зайчат, лисичек, лупоглазых олешек, занимательно рассказывает о поведение животных.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам М. Пришвина, К. Ушинского, С. Маршака. Это только часть книг, которые иллюстрировал Е. Чарушин.


-О ком мы сегодня будем читать произведение вы узнаете, отгадав загадку.


Первичное восприятие художественного произведения

а). Отгадайте загадку:

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами

Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем питается еж?

(Слайд 14 - 15)

Ёж - хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь еж проходит иногда до 3-х км. Пищей ему служат жуки, лягушки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев. В случае опасности еж свертывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя: получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.

б) Эмоциональная подготовка к восприятию.
Вы когда-нибудь вечером дома были одни?

Отчего бывает страх? Испытывали ли вы когда-нибудь страх?
Сегодня мы прочитаем рассказ Е.И. Чарушина “Страшный рассказ”.

(Слайд 16)

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ?

Кому удалось услышать что-нибудь в названии этого произведения? Попробуйте, слушая это произведение, отмечать свое настроение: какое оно, меняется или остается постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод.






В тексте вы встретите незнакомые слова.

(Слайд 17 -18)


- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.


- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)


г) Прослушивание аудиозаписи.


д). Первичный анализ.

Могло ли быть такое на самом деле?
Что вы испытывали, слушая это произведение?

Случалось ли кому-нибудь из вас переживать то же самое, что и героям?


Обмен впечатлениями.

-Понравился рассказ?

Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном?

Почему автор назвал рассказ страшным?

- В какой момент вы волновались?
- Кто главные герои этого рассказа?
- Кого испугались мальчики?


- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ?

А). Повторное чтение рассказа учащимися по цепочке.



Б). Анализ произведения.

- Почему автор назвал рассказ страшным? (Каждый высказывает свою точку зрения)

- Почему мальчики испугались ежа?
- Какими вы представляете мальчиков?
- Как автор говорит об этом вначале рассказа?
- Какую подсказку нам дает? (“в постельки”)

- Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся?

- Кто испугал ребят?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?



Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?


- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Кто его автор?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чему учит рассказ?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром).

Нарисуйте смайлик на листочках.

Если довольны уроком- улыбка, средне-рожица, недовольны- печальный смайл.













- Хочу поблагодарить вас за то, что на уроке вы не просто читали, а рассуждали, размышляли.



-Выразительно читать текст. Учебник с. 136-138.


(Прослушивание песенки про ёжика).



Слушают учителя, смотрят презентацию.









































Еж.





Ответы детей.


















Предположения детей.





(Ответы детей).














Ответы детей:

-помощь учителя;

- обратиться к толковому словарю;

-посмотреть в энциклопедии;










Обучающиеся слушают рассказ.








Дети делятся своими впечатлениями











Рассказ.


Читают по цепочке.







Ответы детей.





( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить).









Ответы детей.









Рисуют смайлики.



















Записывают д\з.



Слушают песенку.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова,видеофрагмент).

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.







Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

Коммуникативные УУД:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

Анализировать поступки героев.


Коммуникативные УУД:

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
























Предметные умения:

Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

Развивать умение работать с текстом.

Познавательные УУД:

Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.

Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.








































Личностные УУД:

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе). Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания

Регулятивные УУД:

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!