Тип урока (форма урока) | Изучение нового |
Цели (результаты) урока: Регулятивные принимать учебную задачу; планировать необходимые действия, операции; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные осознавать познавательную задачу; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; выполнять учебно-познавательные действия; устанавливать причинно следственные связи, делать выводы. Коммуникативные вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; умение работать в паре; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать трудности и стремиться к их преодолению. | Обучающие: повторить понятие «координатная ось»; сформировать понятие «прямоугольная система координат»; сформировать понятие «координатная плоскость»; научиться определять положение точки на координатной плоскости; отработать навык отмечать точку в плоскости по её координатам; расширить исторический кругозор. Развивающие: развивать познавательные функции учащихся: мышление, восприятие, память, быстроту реакции, умение объяснять свои действия. развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать аккуратность при выполнении построений; развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру устной и письменной математической речи; воспитывать умение высказывать свою точку зрения; воспитывать навыки сотрудничества |
Автор УМК | Математика 6 класса, автор С.М.Никольский |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия) | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. |
Приложение к уроку | Раздаточный материал, презентация. |
Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов) | Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | |
Организационный момент (1 – 2 мин) | |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку; Настраиваются на работу. (Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.) | Проверить готовность учащихся к уроку; Создать благоприятный настрой на работу; - Здравствуйте, ребята! - Урок хочется начать словами известного европейского экономиста Джоан Робинсон « Я ничего не понимала в математике, поэтому мне пришлось думать…» | |
Проверка домашнего задания (2- 3 мин.) | |
Учащиеся проверяют правильность выполненной работы. Самопроверка. | На закрытой доске выполнено домашнее задание. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) |
Выделение и осознание того, что уже пройдено, умение ориентироваться в своих знаниях. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. (Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.) | Давайте вспомним, что нам уже известно о координатах и координатах на координатной оси. - какую прямую называют координатной осью? - как называют точку ноль? - что такое единичный отрезок? - какие числа расположены справа от нуля? - какие числа расположены слева от нуля? - что показывает стрелка на координатной прямой? | |
Целеполагание и мотивация (3-4 мин) |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. (Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.) Концентрируют внимание; Отвечают на вопросы; Формулируют цель и задачи урока. Вывод: Прямоугольная система координат – две оси координат, расположенные под прямым углом друг к другу, пересекающиеся в точке, которая является начальной точкой для каждой из них. Ось х называется осью абсцисс, она расположена горизонтально. Ось у называется осью ординат, она расположена вертикально. Плоскость, на которой задана декартова система координат, называется координатной плоскостью. Каждая точка имеет две координаты: -первая координата – это координата х (абсцисса), - вторая координата – это координата у (ордината). | Смотрим и обсуждаем слайды . - В кино любите ходить? - Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету? (Выслушать ответы. Варианты ответов: Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место.) - Ребята, что общего между игрой в морской бой, в шахматы и поиском своего места в кинотеатре? Ваши версии. (Дети высказывают свои предположения. - Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены - горизонтали игрового поля, а цифрами - вертикали.) - Места в зрительном зале кинотеатра задают двумя числами: первым числом – обозначают номер ряда, а вторым – номер кресла в этом ряду! При этом ряд расположен горизонтально, а кресла вертикально. И в том и другом случае мы находили местоположения объекта. - Ещё раз делаем вывод о необходимости наличия двух координат для точки на плоскости. .-Ребята вспомним произведение Жуль Верна: «Дети капитана Гранта». Почему героям этой книги пришлось обогнуть весь земной шар, чтобы найти отца? - Правильно: они знали только одну координату! Значит этого не достаточно? И тема сегодняшнего урока позволила бы путешественникам сразу найти отца. Мы умеем отмечать точки на координатной прямой. А на плоскости? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока; А какие цели урока можно поставить? - Запишите в тетрадях число, классная работа и тему нашего урока. | |
Восприятие и первичное осознание нового материала (4-6 мин) |
Ребята учатся оперировать новыми понятиями и терминами. Составляют алгоритм нахождения координат точки, тем самым развивают умение строить логические рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей. Алгоритм определения координат точки: 1) Опустить из точки А перпендикуляры на ось х и на ось у. 2) Найти точку пересечения этих перпендикуляров с осью х и с осью у. 3) Записать координаты точки в круглых скобках. На первое место поставить значение х, на второе – значение у. | Постройте две перпендикулярные прямые. - Под каким углом они пересекаются? (90 градусов) - Точку пересечения данных прямых обозначим латинской буквой О. - Как называют точку О? (Начало отсчета) - Зададим стрелками направление данным прямым. Какое обычно направление отмечают стрелкой? (Положительное). - Возьмем за единичный отрезок одну клетку! Мы получили две перпендикулярные координатные прямые ох и оу на плоскости! -Или система координат на плоскости. - Сами координатные прямые называют осями координат. - Какое количество значений определяло ваше местоположение в кинотеатре? (Двумя) - Причем на первом месте мы ставили число, расположенное на горизонтальной оси, а на втором – по вертикальной оси. Тогда положение точки на плоскости будет определять ….. (Два числа) - Какие числа находятся правее нуля? (Положительные) - Какие числа находятся левее нуля?. (Отрицательные) - Какие числа находятся выше нуля? (Положительные) - Какие числа находятся ниже нуля?(Отрицательные) - А на какое количество частей разделяется плоскость двумя координатными прямыми? (Четыре) -На 4 части, которые называются координатные четверти. - Определим знаки чисел, образующих координату точки в первой четверти ( +; +). -Определим знаки чисел, образующих координату точки во второй четверти ( -; +) -Определим знаки чисел, образующих координату точки в третьей четверти ( -; -). -Определим знаки чисел, образующих координату точки в четвертой четверти ( +; -). -Дана точка А(-3; 2). - Как называются эти числа? ( Координаты точки) - Как называется первое число? (Абсцисса) - Как называется второе число? (Ордината) - Координатную прямую ох – называют осью абсцисс, а координатную прямую оу – осью ординат. - Определение координат точки. - После этого вместе с учителем разрабатывают алгоритм определения координат точки. Стр.216, №1062 | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
7. Первичная проверка понимания.(5-6 мин.,) |
Применяют алгоритм определения координат точки. Приобретают навыки построения точки по заданным координатам. Развивают графические способности, аккуратность при построении рисунка. Осуществляют сотрудничество со сверстниками, анализируют, структурируют информацию. Знакомятся с историей математики с историческими личностями. | - Знаменитый французский философ, физик и математик Рене Декарт . Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел. - Впервые систему координат на плоскости ввел Рене Декарт, в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому систему координат на плоскости называют также — Декартова система координат. - Определите координаты точек на плоскости, результат запишите в тетради. Построение точки по заданным координатам. Стр.216, №1063 | |
8. Самостоятельная работа. (3-5 мин) |
Развивают навыки построения точки на координатной плоскости по заданным координатам. Оценивают эстетическую сторону математики. (Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.) | - На столе у вас находится задание, которое вы будете выполнять самостоятельно. - Вам необходимо соединить последовательно данные точки. -Сейчас вы сами спроектировали ту отметку, на которую желаю вам учиться! И чтобы по данной теме у вас всегда была отличная отметка, вы можете самостоятельно попробовать ответить на вопросы на странице 216, для лучшего усвоения материала! | |
9. Домашнее задание |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения задания. | Домашнее задание: п.5.9(теория), п.5.9, №1066, №1067(а) (построение фигуры по данным точкам) | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия. (Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.) | Обобщаем изученный материал: -как задают прямоугольную систему координат на плоскости; -как называют точку пересечения координатных осей; -как называют горизонтальную и как вертикальную ось; -как называют плоскость, на которой задана система координат; -как указывается положение точки на координатной плоскости. Закончи фразу: Я узнал… У меня возникли затруднения… Мне понравилось… Мне не понравилось… Мне могут пригодиться эти знания… | |