СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели для учителя познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор"»

Технологическая карта урока

Дата: 10.04.20 г.

Предмет: физика

Группа: 21 (машинист крана (крановщик))

Тема урока Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.

Базовый учебник: Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля; учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017





Преподаватель: Соляник Стелла Равиловна

Цели для студента: усвоить основные понятия и физические величины раздела.


Цели для учителя познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.


Технология:

  • Информационно – коммуникационная технология

  • Технология развития критического мышления

  • Игровые технологии


Опорные понятия, термины: радиоактивность, нуклоны, изотопы, закон радиоактивного распада, энергия связи, ядерные реакции, управляемая и неуправляемая ядерная реакция.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, мел.



Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

Время

(в мин.)


Организационный этап

Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута.

Участвуют в определении целей урока

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

1

Актуализация знаний


1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ?


2. Каковы особенности ядерных сил?




3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу.








4. Что называется ядерной реакцией?





5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?






6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер?



7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции?


Отвечают на вопросы.

1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31.

2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.

3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t.

4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.

5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.



6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2

7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции.

  • сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях

5

Мотивация изучения новой темы

Ставит проблему:

Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии?

Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции».

Примеры:

1.Атомный ледокол «Ленин»

2. Кольская АЭС

3. Атомные бомбы

Делают выводы после беседы, формулируют тему урока.

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

5

Изучение новой темы

  • Обращает внимание уч-ся к графику зависимости удельной энергии связи от массового числа.

  • Отвечают на вопросы.


  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности

  • сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях

  • анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

21

  • Назовите наиболее эффективные пути высвобождения внутренней энергии из ядра


1.Синтез более массивных ядер из самых легких.

2. Деление массивных ядер А~ 200


  • Объявляется тема урока.


  • Записывают тему урока.


  • Организует работу с ресурсом


  • Изучают содержание модуля


  • При каких условиях

возможно деление ядра? Под действием, каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов?


  • Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)


Ставит проблему

  • Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?


Делают вывод:

  • Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном

  • анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана



По презентации обьясняет

  • открытия деления урана

  • механизм деления ядра


  • Отвечают на вопросы.


  • Разъясняется понятие цепной реакции.


  • Записывают определение цепной реакции и условий ее протекания

  • записывают реакции деления ядер урана




  • Изотопы урана.


  • записывают в тетрадях


  • испускание нейтронов в процессе деления(модуль 5)


  • записывают в тетрадях


  • Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна!

  • записывают в тетрадях


  • Разъясняется понятие коэффициента размножения нейтронов



  • Разбирают зависимость течения цепной реакции от коэффициента размножения



  • Критическая масса


  • записывают в тетрадях


  • Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор.


  • По плану рассказа о физическом приборе или устройстве составить краткий рассказ о ядерном реакторе


  • Первые ядерные реакторы


  • Демонстрация принципа действия ядерного реактора


  • Каковы преимущества ядерной энергетики?

  • Неуправляемые цепная ядерная реакция.


  • Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие.


  • Термоядерные реакции – слияние легких ядер при очень высокой температуре.


  • Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций.

Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока.

Предлагает метапредметную игру « Проверим себя».

  • Выполняют задания в бригадах. Обсуждают. Отвечают на вопросы.

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

  • анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

12

Подача домашнего задания.

Изучить параграфы учебника 22.7, 22.8, 22.9, стр. 403. Задача для самостоятельного решения № 2, стр. 415

  • записывают в тетрадях


  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!