Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Ожидаемый результат | Время (в мин.) |
Организационный этап | Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута. | Участвуют в определении целей урока | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 1 |
Актуализация знаний | 1.Каков состав атомных ядер: Li, K, Co ? 2. Каковы особенности ядерных сил? 3. Сформулируйте закон радиоактивного распада и запишите его формулу. 4. Что называется ядерной реакцией? 5. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях? 6.Как рассчитать энергию связи атомных ядер? 7.Что называется энергетическим выходом ядерной реакции? | Отвечают на вопросы. 1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31. 2) Это-ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания. 3) N=N02-t/T, где Т-период полураспада - это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. N0-число радиоак-х атомов в начальный момент времени. N-число нераспавшихся ядер в любой момент времени t. 4) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом. 5) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа. 6) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2 7) Q = (M1– M2)c2 = Δmc2 , где M1 – массы исходных продуктов, M2 – массы конечных продуктов реакции. | сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях | 5 |
Мотивация изучения новой темы | Ставит проблему: Можно ли найти практическое применение выделяющейся энергии? Беседа с классом. презентация, в которой отражены ключевые моменты изучаемой темы «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции». Примеры: 1.Атомный ледокол «Ленин» 2. Кольская АЭС 3. Атомные бомбы | Делают выводы после беседы, формулируют тему урока. | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | 5 |
Изучение новой темы | | | умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; | 21 |
| 1.Синтез более массивных ядер из самых легких. 2. Деление массивных ядер А~ 200 |
| |
| |
возможно деление ядра? Под действием, каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов? | Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны. (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность) |
Ставит проблему | Делают вывод: Деление возможно, если ядро возбудить или столкнуть с нейтроном |
По презентации обьясняет открытия деления урана механизм деления ядра | |
| Записывают определение цепной реакции и условий ее протекания записывают реакции деления ядер урана |
| |
| |
Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна! | |
| |
| |
| |
|
|
|
| |
| Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций. |
Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. | Предлагает метапредметную игру « Проверим себя». | | навыки сотрудничества со сверстниками; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации. | 12 |
Подача домашнего задания. | Изучить параграфы учебника 22.7, 22.8, 22.9, стр. 403. Задача для самостоятельного решения № 2, стр. 415 | | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации. | 1 |