Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный этап. | Активизирует внимание обучающихся. - У меня есть волшебные лучики солнца. Я подойду к каждому, и вы выберите тот лучик, которая вам больше понравится. Берегите этот лучик до конца нашего занятия. А теперь, когда вы выбрали лучики, сожмите свой лучик в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. | Включаются в работу | Коммуникативные УУД: -слушать собеседника и понимать речь других Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место -настраивать себя на продуктивную работу Личностные УУД: -самоопределение -смыслообразование |
2. Создание проблемной ситуации, целеполагание. | Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди. Давайте все вместе прочитаем слова М.Пришвина, которые будут эпиграфом нашего занятия: «Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека». О чем же мы сегодня будем говорить? | Отвечают на вопрос. Самостоятельно формулируют тему и цель классного часа. | Познавательные: -формулировать проблему -определять цель занятия Коммуникативные УУД: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя -слушать и понимать речь других -формулировать свое мнение в устной форме -высказывать свое предположение Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему и цель -принимать и сохранять цель и задачи -организовать выполнение заданий учителя -высказывать свое предположение, прогнозировать предстоящую работу Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание |
3. Актуализация знаний | Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. - Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? | Отвечают на вопрос. | Познавательные: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта -определять и формулировать проблему Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других -строить понятные для собеседника высказывания -отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу -организовать выполнение заданий учителя Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание |
4. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темой занятия | В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное. Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так позаботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Сегодня мы попробуем с вами создать дерево доброты. Но, чтобы распустились листочки, потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе, дружно, сообща, листочек за листочком, мы создадим прекрасное дерево. | Обучающиеся принимают учебную задачу. | Познавательные: -соотносить информацию в разных форматах -структурировать материал, выделяя в нем главное -анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность -осуществлять самоконтроль -организовать выполнение заданий учителя -делать выводы по результатам работы Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание |
| Задание: Корни доброты «Где спряталось добро» Вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». | На листах бумаги коричневого цвета записывают как можно больше слов и сочетаний, где есть слово добро.( Например: добродушный, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.). Заклеивают листочками ствол дерева. | Познавательные: -использовать информацию для решения учебной задачи -систематизировать, обобщать изученное Коммуникативные УУД: -высказывать суждения -аргументировать свое мнение Регулятивные УУД: -организовать выполнение заданий учителя -делать выводы по результатам работы -действовать по алгоритму, правилу Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание, - умение выделять нравственный аспект поведения |
| Задание Листочки улыбки. Игра «Передай другому». Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Звучит песня В.Шаинского «Улыбка». | Становятся кругом. Ученику предлагается передать сердце другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления. Обучающиеся приклеивают листочки на дерево. | Познавательные: -самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи -обобщать и классифицировать -анализировать, сравнивать, группировать -ситематизировать изученное Коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами -оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль -планировать свои действия -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -конролировать и корректировать свою деятельность Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание. |
| Задание. Листочки взаимопомощи. А сейчас прочитаем Сказку о счастье Ирины Токмаковой. На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. – О всемогущий мой король, – Подать хоть грошик мне изволь. – Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. – О мой король, – вскричал солдат, – Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услуженье, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. – А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. – Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то… – А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: – В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Детей согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…» Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет! Вопросы: Почему был несчастлив король? В чем оказалось счастье? Согласны ли вы с мнением короля? | Читают сказку, отвечают на вопросы. Приклеивают дереву «листочки взаимопомощи». | Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное -работать с информацией -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: -логически мыслить. Продумать и сформулировать вопрос -формировать навыки речевой деятельности -учитывать разные мнения, уметь договариваться Регулятивные УУД: -планировать свое действие Прогнозировать результаты уровня усвоения Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание, - умение выделять нравственный аспект поведения. |
| Задание Цветы дружбы. Игра называется «Мост дружбы».Каждая пара получает линейку – «Мост дружбы», которую должны удержать лбами. Получилось ли у вас удержать «мост дружбы»? Было ли это сложно? | Обучающиеся делятся на пары игроков. Звучит музыка. Пары, взявшись за руки, танцуют. Отвечают на вопросы. Приклеивают цветы на «Дерево доброты». | Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: -логически мыслить. Продумать и сформулировать вопрос -формировать навыки речевой деятельности -учитывать разные мнения, уметь договариваться Регулятивные УУД: -планировать свое действие Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание, |
| Задание Плоды добрых поступков. Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. Учитель показывает детям карточки с рисунками предметов: семян, лопата, книги, костра. Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью данных предметов. Какие дорые дела вы совершили? Дома вы можете завести «тетрадь добрых поступков» и записывать их. А можете их рисовать. И не забудьте написать: «Я сделал это здорово. Молодец!». Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности. Какое прекрасное дерево у нас получилось. | Ответы учеников. Ученики должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили, затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец» и приклеить плод на дерево. | Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное Коммуникативные УУД: -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме Регулятивные УУД: -контролировать время и управлять им -организовать выполнение заданий учителя -анализировать и оценивать результаты своей деятельности Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание, - умение выделять нравственный аспект поведения. |
| Разгадывание кроссворда. 1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. 2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь. 3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 4.Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. 5. Человек, помогающий нуждающимся. 6..Пожелание добра. 7.Близкие отношения, основанные на доверии. | Разгадывают кроссворд. 1. Сердце 2. Злоба 3. Любовь 4. Радость 5. Волонтер 6. Забота 7. Дружба | Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное Коммуникативные УУД: -строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме Регулятивные УУД: -контролировать время и управлять им -организовать выполнение заданий учителя -анализировать и оценивать результаты своей деятельности Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание. |
5. Рефлексия | Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Возьмите теплыми руками лучики солнца, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Путешествие наше подошло к концу – лучики солнца прикрепляем солнышку, чтобы оно светило нашему дереву доброты. Я хочу, чтобы вы в классе были сплоченными и дружными, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами... | Ребята проговаривают, что нового они узнали на мероприятии и приклеивают свои лучики к солнышку. Обучающиеся берутся за руки в круг и мысленно желают друг другу всего самого хорошего. | Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное, делать выводы Коммуникативные УУД: -строить монологическое высказывание -оформлять мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль -соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения Личностные УУД - личностное самоопределение, - нравственно-этическое оценивание, - умение выделять нравственный аспект поведения. |