Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) |
Приветствие. Проверка готовности к уроку - Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его кормилица. Сегодня с вами мы снова попадём в удивительный мир природы, и я желаю вам больших успехов в постижении этого удивительного мира. | Ученик читает стихотворение: С. Смирнова: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм - С цветами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. | Регулятивные (Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, организация рабочего места.) |
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в действии |
Предлагает выполнить 1 задание в группе. «Прочитайте задание. Найдите лишнее. Назовите «профессию». Проверка у доски. | Читают задание. Находят «лишние». Подписывают «профессию». Сверяют свой ответ | Личностные (умение сотрудничать в группе); Познавательные (сравнение и группировка); Регулятивные (сверяют свои действия и исправляют ошибки) |
Знакомит с «Листом самооценки». Объясняет работу с «Листом». | Ставят знак + в соответствующей колонке | Регулятивные (соотносят свой ответ с эталоном) |
Предлагает назвать «профессии» организмов. - Дать определение понятию «Экосистема». | Называют (производители, потребители, разрушители) (Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) | Регулятивные (сверяют свои действия и исправляют ошибки) |
III. Постановка задач урока:построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) |
Задаёт вопрос: Какую экосистему вы видите на слайде? - Что произошло с озером? Подумайте, пожалуйста, над таким вопросом: «Почему одна экосистема сменяет другую?» | Отвечают: озеро. Если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому на месте озера рано или поздно появится болото | Познавательные (предположение, какая информация нужна) Коммуникативные (высказывание своей точки зрения) |
Предлагает назвать тему урока Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Экосистема луга) - Какие цели поставим перед собой? | Экосистема луга Нам предстоит выяснить особенности экосистемы луга, познакомиться с растениями, животными, луга | Регулятивные (формулирование темы; задач урока) |
IV. Самостоятельное «открытие» знаний детьми. |
Предлагает высказать свои впечатления о посещении луга. «Приглашает погулять на лугу». Видео-фрагмент. | Высказывают свои впечатления. Смотрят. | Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные (извлечение информации) |
Используя различные источники информации, которые находятся на партах, предлагает ответить на вопрос Что такое луг? | Ищут ответ на вопрос, используя: словари, учебник, ПК, сеть Интернет | Познавательные (отбор источников информации, извлечение информации из текста) Коммуникативные (умение договариваться, сотрудничать) |
Предлагает оценить себя. | Отмечают в листе самооценки знаком + как справились со 2-м заданием | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
|
Чтобы выяснить какие растения, животные, микроорганизмы обитают на лугу, предлагает выполнить задание по группам. Задания находятся в конвертах. (Если возникнут затруднения, то обратитесь к тексту учебника на странице 54 – 56) Проверка с использованием интерактивной доски. | Работают по плану. Размещают нужные картинки на правой стороне доски. | Познавательные (сравнение группировка фактов) Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
V. Физминутка |
Читает стихотворение. Музыкальное сопровождение. | Выполняют движения. | Личностные |
VI. Первичное закрепление. |
Предлагает рассмотреть гербарий, который находится на столах, и определить дикорастущий или культурный злак? Открытие «тайн» злаков. Предлагает ответить на вопросы: «Как вы считаете, где могут сохраниться молодые ростки от вымерзания и вытаптывания копытами животных? Как легче выжить злакам: если листья растут верхушками или пучком от основания ? Как появился овраг? А как вы считаете, как остановить рост оврага?» | Рассматривают гербарий. Отвечают, какие злаки преобладают на лугу. (В дернине) (Листья растут пучком от основания, а на месте съеденного листа быстро вырастает новый) (размыло дождём) | Познавательные (извлечение информации) Познавательные (умение делать выводы) Познавательные (умение делать выводы) Познавательные (извлечение информации, умение делать выводы) |
VII. Применение новых знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). |
Предлагает задания на карточках. | Подчеркивают зеленым карандашом названия производителей, красным – потребителей, черным – разрушителей. | Познавательные (сравнение группировка фактов) |
Предлагает проверить задание. Отметить в листах самооценки, как выполнили 4- е задание. | Три человека выполняют задание на интерактивной доске. Оценивают себя. Ставят + | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
Предлагает выполнить задание компьютера . «Кто за кем охотится? Кто из потребителей питается растениями? А кто поедает других животных?» Составить «цепь питания». Напоминает выполнить 5-е задание. | Составляют «цепи питания» Ставят знак + в нужной графе. | Регулятивные (умения сверять свои действия с целью и исправлять ошибки) Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
VII. Рефлексия |
Предлагает ответить на вопросы: Как вы думаете на лугу плодородная почва? Почему? - А если почва на лугу станет влажной и в ней начнут прорастать семена кустарников и деревьев? Что может произойти с лугом? | Отвечают на вопросы. | Познавательные (умение делать выводы) Коммуникативные (высказывания своей точки зрения приводя аргументы) |
Ответы на вопросы: Что нужно было сделать? Вы справились с заданием? Понравилось ли вам работать на уроке? - Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? - Чему вы научились? | Ответы на вопросы. | Познавательные (умение делать выводы) Коммуникативные (оформление своих мыслей в устной речи) |
Заполнение «Листа самооценки». Выставление отметки. |
Предлагает заполнить листы самооценки, оценить результат работы, выставить отметки. | Заполняют листы самооценки урока. Оценивают результат своей работы. Выставляют отметки. | Регулятивные (определение степени успешности, оценка своей работы) |
VIII. Домашнее задание. |
Предлагает записать д/з. | Записывают д/з | |
Заканчивает урок стихотворением. | Слушают | Личностные |
| | |
При составлении презентации к уроку использованы слайды презентаций, представленных на интернет-ресурсах:
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CFIQFjAF&url=http%3A%2F%2Fwww.school2100.ru%2Fpedagogam%2Flessons%2Ffile.php%3Ffile%3D16604&ei=KHvwUpyVLqeF4gTNxYEo&usg=AFQjCNEy83HCp8rCSfRB7fSQvQE2z24blA&sig2=iLWLPU7k80E-I6Aou_i-0g&bvm=bv.60444564,d.bGE&cad=rjt
Видео-фрагмент, вставленный в презентацию, скачан с сайта http://www.youtube.com/watch?v=XqmWZ7ueKAk
Упражнение «Цепь питания луга» составлено самостоятельно, размещено по адресу https://learningapps.org/608856