МОУ СШ № 9
Технологическая карта урока (ФГОС)
(Информатика, Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления)
составила учитель: информатики
Егорова Татьяна Геннадьевна
г. Переславль-Залесский
2019-2020 учебный год
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.
Предмет: Информатика
Глава: Математические основы информатики
Тема урока: «Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления»
Класс: 8 класс
Реализуемая программа: программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897; Примерной учебной программы по информатике и ИКТ для 5-9 классов (автор Босова Л.Л).
Цели урока: познакомить обучающихся с видами систем счисления, с историей непозиционных систем счисления; научить переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.
Предметные результаты: получение представления о системах счисления, позиционных и непозиционных системах счисления; введение понятий «система счисления, цифра, алфавит, позиционная и непозиционная система счисления, основание системы счисления»; знакомство с правилом перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Научатся: записывать в двоичной системе целые числа.
Получат возможность научиться: переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владение способами перевода из одной системы счисления в другую; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; работать с графическими объектами (рисунками, схемами), пользоваться всеми возможностями Графического редактора, составлять комплексный графический объект; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
Оборудование: персональные компьютеры; мультимедийный проектор; экран; мультимедийная презентация к уроку.
№ | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1 | Организационный момент 2 минуты | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2 | Целеполагание, планирование 4 минуты | Подведение учащихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам | Чтобы узнать тему сегодняшгнго урока необходимо разгадать кроссворд (учащиеся разгадывают кроссворд, ключевую фразу СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ. - Ребята, давайте спланируем свою работу. Подумайте и скажите, что вы сегодня узнаете на уроке? О чём будем говорить на уроке? Правильно, вы научитесь представлять числа в развёрнутой форме, переводить числа в двоичную систему счисления. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, подходят к выводу, что им необходимо знать | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы учащихся |
3 | Изучение нового материала 15 минут | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного, увиденного и прочитанного; -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации; - решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -вступать в диалог , с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы | Учитель демонстрирует презентацию, ведет беседу по решению задачи Презентация «Системы счисления» | Слушают учителя, выделяют главное, рассматривают слайды презентации | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4 | Закрепление изученного материала 5 минут | | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | Учащиеся выполняют задания на листах, (10102, 1112, 101012) затем учитель выводит на экран правильные ответы и ребята проверяют правильность выполнения, оценивают себя, выявляют, что усвоено, что не усвоено. | Выполнение заданий: решение примеров для закрепления изученного материала, затем меняются с соседом по парте и проводят взаимопроверку | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | |
5 | Физминутка http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd 2 минуты | | | Учитель показывает движения физкульминутки | Просмотр видеоролика с физкульминуткой | Учащиеся научатся снимать напряжение для дальнейшей работы | Словесное поощрение учителя |
6 | Практическая работа 12 минут | | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Учитель предлагает учащимся тихо пройти к своему рабочему месту за компьютером. Учитель проверит, правильно ли сели учащиеся: спину выпрямили, ноги поставьте под углом 90º, расстояние от глаз до экрана монитора не меньше 50-60 см. Учащиеся выполняют практическую работу на компьютере (с помощью программы Калькулятор). В тетради выполнить перевод чисел соблюдая правила и алгоритм перевода: 2710→А2 5410→А2 11102→А10 100002→А10 + № 6 стр. 14 (учебник). | Учащиеся работают за компьютером. | Учащиеся учатся ра- ботать с программой Калькулятор. Также для проверки используют программу: Перевод чисел из одной системы счисления в любую другую онлайн | Словесное поощрение учителя |
7 | Подведение итогов уроков 2 минуты | Подвести итог проделанной работы на уроке | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данной уроке. Они рассказывают | Результат взаимодействия: осознание пользы от урока | |
8 | Рефлексия 2 минуты | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Для того чтобы заполнить оценочный лист своей деятельности. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. - Ребята, в завершении хотелось бы сказать, что и на следующем уроке мы с вами продолжим изучать Системы счисления и будем ещё учится переводить числа из одной системы счисления в другую. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок | | Заполнение листа оценки. Оценка учителя |
9 | Домашнее задание 1 минута | | | Объясняет домашнее задание (выучить записи в тетради). Задание двух уровней на листах, фамилии подписаны | Записывают домашнее задание п. 1.1.1-п. 1.1.2 | | |
Оценочный лист ученика __________________
могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№ | Критерии | Ученик | Учитель |
1 | Знаю тему урока | | |
2 | Знаю цель урока | | |
3 | Могу работать по плану | | |
4 | Умею находить ответы на поставленные вопросы в тексте учебника | | |
5 | Умею работать в группе | | |
6 | Могу доказать свои высказывания | | |
7 | Могу оценить свою работу на уроке | | |
8 | Могу оценить работу своих товарищей | | |
9 | Могу сказать что урок прошел с пользой (если да – то что полезного было на уроке, если нет – указать причину) | | |
10 | За работу на уроке я поставил(а) бы себе оценку .. | | |
Источники информации:
1. http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php
2. https://calculatori.ru/perevod-chisel.html
3. https://bank.zabedu.ru/images/best_practics/uroki/urok3.pdf
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика : учебник для 8 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)