МБОУ «СОШ №4 г. Красноармейска Саратовской области»
Зам. директора по ВР, учитель
История, обществознание.
Тема «Древний Восток», 10 урок.
1.Ознакомление с условиями жизни и занятиями жителей Финикии, объяснение предпосылок и следствий создания финикийского алфавита.
2.Развитие навыков извлечения и переработки информации из различных источников.
3.Воспитание уважения к историческому прошлому, понятие культурного многообразия и единства мира.
1. С помощью исторической карты определить географическое положение и природно-климатические условия древней Финикии, выделить основные занятия древних финикийцев, проследить причинно-следственные связи появления финикийского алфавита.
2.Развивать навыки работы с исторической картой, учебным текстом, навыки сравнения, анализа, преобразования информации.
3.Формировать уважительное отношение к историческому и культурному наследию прошлого.
Урок открытия нового знания.
-парная.
1. Мотивация и актуализация учебной деятельности
В)Занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли.
Г)Финикийский алфавит.
3.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону.
4.Закрепление и повторение.
5.Рефлексия.Домашнее задание.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Организационный момент. Акцентирует внимание учащихся на доску, где написаны слова «дом, гром, дымка» слевы нашими буквами, справа – буквами финикийского алфавита. -Вы можете прочитать, что написано слева? А справа? Почему? | Пытаются прочесть оба столбика, отмечают, что слева им знакомые буквы, а справа –нет. | Определяют область незнания. | | |
2.Выявление мест и причин затруднений | Организует диалоговую беседу: -Если они вам не знакомы, то почему вы решили, что это буквы? -Почему буквы могут быть похожи? -Вы уже знакомились с письменностью древних народов. Какая письменность была в Древнем Египте? В Древнем Двуречье? -Похожи эти знаки на египетские или шумерские? -Так что мы можем предположить? -Что же мы будем изучать на уроке? -То есть, мы будем изучать новую страну. | Определяют, что они чем- то похожи на наш алфавит. Выдвигают предположения – могут иметь общее начало. Вспоминают пройденный материал: -иероглифы; -клинопись. Сравнивают, делают вывод – нет. Выдвигают версии: -их придумал другой народ. Определяют проблему: -Какой народ придумал первые буквы? | Привлечение личностного опыта для решения познавательных задач | Применяют исторические знания для получения нового результата | Способность выдвигать версии, предположения, выдвигать проблему. Сравнивают, делают выводы. |
3.Этап построения проекта выхода из затруднений | Ориентирует учащихся на составление плана: -Как мы это будем делать? -Что нам нужно узнать об этом народе? -Составим план нашей работы. -Всё хорошо, план работы у нас есть, но вот незадача – мы до сих пор не знаем о какой стране пойдёт речь! Организует работу с картой: -Чтобы это узнать, я предлагаю вам обратиться к карте на стр.31 и определить – какая страна находится на северо-восток от Египта, но на запад от Междуречья, на берегу средиземного моря? Конкретизирует задание: -Эта страна вытянута вдоль восточного побережья Средиземного моря. Её главные города Библ, Тир и Сидон. | Составляют план с помощью учителя: -посмотреть на карте местоположение и природные условия страны; -определить, чем занимались жители страны; -определить, как и почему появились первые буквы. Исследуют карту, могут назвать три страны: Палестину, Сирию и Финикию. Находят Финикию. Фиксируют название страны, народа и географическое местоположение на доске и в тетради. | | Способность извлекать информацию из исторической карты, преобразовывать её и фиксировать. | Способность планировать с помощью учителя учебную деятельность |
4.Этап реализации построения проекта | Организует работу по плану: -используя карту на стр.31 сравните природные условия Египта и Финикии. Выделите общее и различия и занесите в таблицу. -Что из выделенных вами природных условий было самым важным для жизни египтян? А для финикийцев? Организует работу с текстом учебника: -Попробуйте предположить, как море повлияло на занятия финикийцев? Для этого обратимся к тексту учебника п.1.&15, стр.70. Организует диалоговую беседу о занятиях финикийцев с фиксацией ответов на доске: -какие занятия древних финикийцев вы выделили? -Какое занятие стало для них самым важным? Организует работу с картой на стр.72 и настенной: -ознакомиться с условными обозначениями на карте; Показать финикийские колонии на настенной карте; -проработать понятие «колонии» с помощью текста учебника п.3. стр.72-73. - Итак, мы выяснили, что мореплавание и торговля стали главным занятием для финикийцев. Скажите, в наше время, человек, который ведёт торговлю, должен обладать какими-то специфическими знаниями, умениями? Какими? Подумайте, а финикийским купцам нужны были эти знания? Легко ли, по вашему, писать египетскими иероглифами? Почему? Как вы думаете, какой выход нашли финикийцы? Обратимся к тексту учебника, п.4, стр.73. Выделите в чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья, а в чем недостаток? | Работают с картой, заполняют таблицу: Общее Различия Солнце Река Море Горы Пустыня Море Предполагают: 1.Река 2.Море Изучающее чтение текста учебника с фиксацией в тетради основных занятий финикийцев Выписанные в тетрадь слова проговариваются и записываются на доску: -мореходство; -торговля; -ремесло. Делают вывод – торговля. Читают легенду карты, делают вывод, что финикийцы вели торговлю со всеми народами Средиземноморья и Передней Азии. - Показывают на настенной карте колонии финикийцев. -Находят в тексте учебника и выписыают в тетрадь понятие «колонии». Предполагают: -писать, считать. Предполагают, что да. Выдвигают версии. Изучающее чтение с выделением «плюсов» и «минусов» финикийского алфавита: «+» -всего 22 буквы; -значок обозначает звук, а не слово; -проще писать. «-« -нет гласных. | Способность оценивать факты, выделять «+» и «-«. | Способность изучать и систематизировать информацию из различных источников. | Способность работать по плану, извлекать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
5.Этап первичного закрепления | -Так как же связаны между собой наш алфавит и финикийский? Предлагает ещё раз прочитать столбик слов на финикийском. | Делают вывод: -Наш алфавит произошёл от греческого, а греческий от финикийского. Значит у них общие корни. С учетом полученных знаний пытаются прочесть слова. | Накладывают новое знание на личный опыт. | | Способность делать выводы |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Организует работу с раздаточным материалом Предлагает поменяться работами и проверить по образцу. | Соотносят страны и города: Египет Вавилон Финикия Мемфис Двуречье Тир Соотносят страну и письменность: Двуречье алфавит Египет клинопись Финикия иероглиф | Способность к самооценке и взаимооценке | Построение логических связей, знание исторических понятий. | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. Готовность к сотрудничеству с соучениками. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Организация фронтальной беседы: 1.Докажите, что торговля стала главным занятием финикийцев. 2.Как же были связаны между собой торговля финикийцев и изобретение ими алфавита? 3.Определите, какой ещё вклад внесли финикийцы в общемировую культуру, прослушав рассказ учителя ( чтение рассказа об изобретении финикийцами стекла из метод. пособия Годера). 4.Что ещё из наследия народов древности мы используем до сих пор? | Прослушивают рассказ, делают вывод, что финикийцы изобрели стекло, которое все используют и сейчас. На основе уже изученного материала вспоминают наследие Египта – пирамиды, календарь; наследие Вавилона – деление часа на 60 мин., круга –на 600. | Оценивают вклад финикийцев в мировое наследие, развивают понимание культурного многообразия и единства мира | Способность применять исторические знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Способность выделять аналогии. | Способность приводить доказательства, аргументировать, рассуждать, делать выводы. |
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Подведём итоги. Представьте, что каждый из вас собирает свой мешочек знаний. Какие знания каждый из вас положил сегодня в свой мешочек? Подумайте сами и поделитесь с товарищами. Домашнее задание: 1.На контурной карте отметить страну Финикию и её колонии. 2.Прочитать отрывок из Геродота на стр.72 и дать оценку действиям финикийских купцов. | Оценивают свою работу на уроке, проговаривают, что нового для себя узнали, чему научились. | Самооценивание результатов своего труда | | Способность оценивать результаты действий. |