1.Организационный | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Я рада вас приветствовать на уроке физики. Надеюсь, что вы пришли с хорошим настроением и позитивно настроены на урок. Эпиграфом к нашему уроку станут слова К. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет» | Настраиваются на учебную деятельность. Прием «Измени свое настроение». - Я радуюсь потому, что… - Я доволен тем, что… - Мое настроение… | Формируются навыки к самоорганизации. |
2.Проверка домашнего задания | Организовывает проверку домашнего задания, используя метод «Сравни с эталоном», используя слайд1(см.приложение №1). Способствует проверке домашнего задания в парах (обращает внимание на ответы в соответствующих колонках таблицы). | Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одноклассников, заполнивших таблицу: № п/п | Название силы | Опреде ление | Форму ла | Направ ление и точка прило жения | | | | | | | | | | | | | | | | | Оценивать достижения других людей. |
3.Актуализация знаний | Предлагает послушать басню И. А. Крылова «Обезьяна». Предлагает ответить на вопросы. О чем говорится в басне? Какая главная мысль басни? Какое слово является синонимом слова труд? Вопрос запуска постановки учебной задачи: Знаете ли вы, что такое работа? Формирует учебную задачу: изучить понятие работа. | Слушают басню. Отвечают на вопросы. О том, как мужик трудился, а обезьяна, глядя на него, тоже захотела выполнить работу. Главная мысль о том, что любой труд должен быть полезен. Синонимом является слово работа. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивать навыки целеполагания. |
4.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. - Что от вас ожидается сегодня на уроке. - Чему нужно научиться? - Какие цели и задачи урока вы бы предложили? | Записывают в тетради тему урока. Участвуют в формировании цели и задач урока. - осознать сущность понятия «механическая работа», - научиться выполнять задания на нахождение значения работы. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. |
5.Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. - Хочу ли я на этом уроке чему – то научиться? - Каков мой настрой на урок? - Сумел ли я сосредоточиться для работы на уроке? - Какова моя личная цель на уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. |
6.Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала. | Организует работу в группах. «Один в поле не воин», современный стиль работы – это работа команды! Давайте с вами подумаем, какая работа бывает? Для этого вы поработаем в трех группах с карточками. Задание №1 каждой из трех групп: 1) объедините в группы предложенные фразы, 2) сколько групп у вас получилось? 3) назовите эти группы и прочитайте фразы в них. Итак, получилось 2 группы: 1) совершается умственная работа? 2) совершается механическая работа. Мы с вами будем изучать механическую работу. Исторически термин «механическая работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим стали понимать еще и определенную физическую величину, обозначаемую буквой А. Для расчета механической работы Понселе предложил формулу: А = FS, где А – механическая работа, F – сила, S – пройденный путь. За единицу работы принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути 1 м. Единица работы – джоуль (Дж) названа в честь английского ученого Джоуля. 1Дж = 1 Н м Используют также и дополнительные единицы измерения: 1 гДж = 100 Дж 1 кДж = 1000Дж 1 МДж = 1000000Дж Исследуем зависимость механической работы от силы и пройденного пути. Снова предлагаю задания трем группам. Задание №2: 1 группа – рассчитать работу по преодолению силы тяжести при подъеме бруска по вертикали на высоту 20 см. 2 группа – рассчитать работу по преодолению силы трения при горизонтальном перемещении бруска вдоль деревянной линейки на расстояние 20 см. 3 группа - рассчитать работу по преодолению силы тяжести при подъеме догруженного одним грузом бруска по вертикали на высоту 20 см. Ж. Понселе установил три правила для механической работы. Давайте познакомимся с ними. Снова работа в группах. Задание №3: в параграфе учебника найти ответ на вопросы: 1группа - Когда совершается положительная работа? Примеры. 2 группа - Когда совершается отрицательная работа? Примеры. 3 группа - Когда работа тела равна 0? Примеры. Физкультминутка Все встают и выходят из – за парт. Мы в ракету дружно сели (все приседают) В космос полететь хотели (поднимают руки вверх). С притяжением Земли Мы бороться не смогли (опускают руки) Шлем всем пламенный привет, (помахали руками) Опоздавшим места нет. (сели за парты) | Принимают участие в обсуждении полученного задания в группах. Назначают ответственного для ответа на задание №1 (см.приложении №2) Предоставляют отчет по заданию №2, заполнив на доске таблицу № группы | Сила тяжести бруска F,Н | Пройденный путь S,м | Работа силы А, Дж | 1. | | | | 2. | | | | 3. | | | | Делают общий вывод о том, как зависит механическая работа от силы и пройденного пути. – Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. – Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. – Таким образом, механическая работа зависит прямо пропорционально от приложенной силы и от перемещения тела под действием этой силы. Принимают участие в обсуждении полученного задания №3 в группах. Назначают ответственного для ответа на задание №3 (см приложение №2,3) А 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него. А А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы. Получают информацию различными способами: - работа в группах; - самостоятельное исследование; - работа с источниками информации; - совместная познавательная деятельность с учителем. Заполняют универсальные оценочные карты групповой деятельности (см приложение Слушают учителя и выполняют физические упражнения. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей, проводить исследование, делать выводы, самостоятельно оценивать свою работу в группе. |
7.Закрепление изученного материала | Предлагает тестированное задание. 1.Какую работу изучают в физике? А) труд рабочего; Б) труд инженера; В) механическую работу 2.Механическая работа совершается только тогда, когда А) ... на тело действует сила. Б) ... тело движется. В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы. 3.В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно. Б) Автопогрузчик поднимает груз В) Кирпич лежит на земле 4. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо... А) силу умножить на путь. Б) сложить силу и путь В) путь поделить на силу. 5.В каком случае сила совершает положительную работу? А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела. Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела В) Работа всегда имеет положительное значение. 6.Может ли сила совершать отрицательную работу? А) Не может. Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения. В) Может, если тело не двигается. | Выполняют тестированное задание и самостоятельно его оценивают по критериям (см. приложение №4): «5» - 5 - 6 б. «4» - 4 б. «3» - 3 б. «2» - ниже 3 б. Учащиеся самостоятельно выставляют отметки, сравнивая свои результаты с результатами записанными на слайде 2. | Осуществлять самопроверку и самоконтроль. |
8.Решение заданий | Организует самостоятельную работу по группам. Задание №4 (решить задачи): 1 группа – Какую работу совершает сила трения равная 5 Н, действующая на кирпич, при его перемещении на расстоянии 0,4 м? 2 группа – Петя, масса которого 35 кг, залез на высокую березу высотой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? 3 группа – Какой путь проходит тело, если под действием силы тяжести 50 Н тело совершает механическую работу 25 кДж? | Решают задачи в группах. Решение: 1. А = FS А = 5Н х 0,4 м = 2 Дж 2. А =FS F = mg A = mgS A = 35 кг х 10 Н/кг х 12 м = 4200 Дж = 4,2 кДж 3. А =FS S = A/F S = 2500 Дж х 50 Н = 50 м Производят самооценивание по слайду №3, используя универсальные оценочные картаы групповой деятельности ( см. приложение №5) | Развивать умение самостоятельно принимать решения. |