Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Режим урока: интерактивный.
Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания (основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению., ввести новые понятия (диффузия, броуновское движение, расширение тел при нагревании, испарение, смачивание), термины (масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро).
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Обучающая- (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению, повторить понятия: Броуновское движение, диффузия, смачивание, масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро;
Развивающая – (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Воспитательная - (формирование коммуникативных и личностных УУД): Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Основные положения МКТ. Броуновское движение
ЭТАПЫ УРОКА | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
УУД | Предметные | Личностные |
1 | Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности мин. | Введение в тему с помощью эпиграфа Если бы я захотел читать, еще не зная букв Это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить О явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей. М.В. Ломоносов | включённое слушание дискуссия | -Смыслообразование (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) | введение в понятие МКТ и строение вещества | российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии мин. | Повторение тепловых явлений, формулировка что такое молекулярно-кинетическая теория, история развития представлений о строении вещества ученых древней Греции. Работа с раздат .листами (базовое задание) Проверка знаний о молекулах, полученных на физике, химии, биологии ранее в виде Физического диктанта «Веришь - не веришь» | Приводят примеры тепловых явлений. Записывают в тетради тему и понятие МКТ. работа в «мобильных группах» (группа на одно задание) на 2 варианта. На листочках пишут да или нет. Потом взаимопроверка по слайду с ответами | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - волевая саморегуляция (Р) | Положения МКТ | принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; |
3 | Выявление места и причины затруднения мин. | Фронтальная проверка физического диктанта. Что такое молекула? Из чего состоит молекула? Атом? Сколько атомов у молекулы воды? Объем тела равен сумме объёма молекул? Отличаются ли молекулы воды в супе, компоте? Как «увидеть» молекулы? Сформулируем основные положения МКТ: Основные положения МКТ: Все тела состоят из молекул, Молекулы движутся, Молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и отталкиваются) | вербализация итогов работы во фронтальной форме Формулировка основных положений МКТ и запись в тетради положений МКТ и формул Запись в тетради формул массы, молярной массы, количества вещества | - учебно-познавательный интерес (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) | Положения МКТ, масса вещества | -принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению |
4 | Построение проекта выхода из затруднения 8 мин. | Учитель подводит обучающихся к формулировке индивидуальных целей урока Объяснение понятий: масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро Постановка проблемного вопроса или проблемного поля Какие опыты подтверждают положения МКТ, если увидеть молекулы нельзя даже в оптический микроскоп? Проблемные вопросы: Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото? Почему протираются локти пиджаков, изнашивается обувь? Наблюдение демонстраций - распространение запаха духов, расширение металлического шарика ,окрашивание индикаторной бумаги с помощью нашатырного спирта. Просмотр кинофрагмента (слои атмосферы + броуновское движение) | Постановка индивид.целей урока Записывают в тетрадь экспериментальные подтверждения положений МКТ из примеров и опытов. Работа в «мобильных группах» (2-3 чел) Наблюдают эксперименты и отвечают на вопросы: что наблюдали? Какое положение МКТ подтвердили? | - постановка познавательной цели (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); | Масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро, Диффузия, Броуновское движение, расширение тел при нагревании, смачивание | развитие компетенций сотрудничества со сверстниками взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности. инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. |
5 | Реализация построенного проекта 5 мин. | Защита проекта Групповая работа – практическая работа по экспериментальной проверке основных положений МКТ. | Защита задания, проверка Работа в «мобильных группах» (2-3 чел) Почему? Какое положение МКТ подтвердили? Записывают в тетради | - волевая саморегуляция (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); | Броуновское движение, диффузия, смачивание, окрашивание, спайка, склеивание, восстановление формы после деформации. | осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению |
6 | Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи 5 мин. | Работа у доски ……….. Проверка во фронтальной форме экспериментальных доказательств положений МКТ. | Индивид. Работа у доски (3-4 чел.) Анализ работы. Отчет групп С записью в тетради экспериментальных доказательств положений МКТ других групп | - контроль (Р); - коррекция (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); | Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации | культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону 5 мин. | Ответить на проблемные вопросы: -Почему атмосфера не имеет четкой границы -Почему пластилин легко изменяет свою форму? -Сколько будет, если к 1л воды добавить 1л спирта? фронтально. Демонстрация: Если смешать ½ стакана пшена ½ стакана гороха. Что будет? Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили? Разобрать 2 ситуации устно по плану: Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили? 1.Если яблоко разрезать пополам, а затем соединить, то они не распадутся сразу. 2.Художник смешивает краски на палитре до получения нужного оттенка. Индивидуально по карточкам: По 2 ситуации запишите в тетрадь- это задание на дом | Фронтальная работа с записью в тетради индивидуальная работа в тетрадях по карточкам - анализ ситуаций по экспериментальному доказательству положений МКТ | - анализ, сравнение, классификация (П); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); | Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации | - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию |
8 | Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций комментарии к дифференцированному домашнему заданию 5 мин. | Учитель организовал предметную рефлексию: Поставить на ступеньке галочку: понял, не понял… Что вам было на уроке сложно…трудно? Как вы думаете, почему…..? Выставление оценок за урок за диктант, за устные ответы , практическую работу Д/З Базовый.уровень:. п 56,58,59 Учить понятия по тетради. Повыш.уровень: Анализ ситуаций по плану. Письменно в тетради Выс.уровень – работа ЦОР (Выполнить задание в скайсмарт: https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve), | Ставят галочку на ступеньке Выполняют задания в соответствии с уровнем сложности | - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); | | физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности; . готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |