СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"мТехнологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"мТехнологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"ммммТехнологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"ммТехнологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения МКТ. Размеры молекул"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики для 10 класса на тему "Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул"»

Технологическая карта

урока физики в 10 классе

по теме «Основные положения МКТ. Размеры молекул»


Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: урок проблемного обучения

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: проблемное обучение с элементами технологии КСО


Цели:

Деятельностная: научить обучающихся новым способам нахождения знания (основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению., ввести новые понятия (диффузия, броуновское движение, расширение тел при нагревании, испарение, смачивание), термины (масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро).

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.


Задачи:

Обучающая- (формирование познавательных УУД): организовать деятельность учащихся по изучению основных положений МКТ и их экспериментальному подтверждению, повторить понятия: Броуновское движение, диффузия, смачивание, масса, молярная масса, количество вещества, число Авогадро;

Развивающая – (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Воспитательная - (формирование коммуникативных и личностных УУД): Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

ЭОР:

https://www.youtube.com/watch?v=Hvp18WLNWR0

https://www.youtube.com/watch?v=pn_RnNGKsKU

ЦОР:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4722/main/47804/

Основные положения МКТ. Броуновское движение

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve




ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД



Предметные

Личностные



1

Мотивационный

(самоопределение) к учебной деятельности

  1. мин.

Введение в тему с помощью эпиграфа


Если бы я захотел читать, еще не зная букв Это было бы бессмыслицей.

Точно так же, если бы я захотел судить

О явлениях природы, не имея никакого

представления о началах вещей, это

было бы такой же бессмыслицей.

М.В. Ломоносов

включённое слушание





дискуссия

  • зачем изучать строение вещества?

-Смыслообразование

(Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

введение в понятие МКТ и

строение вещества

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;


2

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

  1. мин.


Повторение тепловых явлений, формулировка что такое молекулярно-кинетическая теория, история развития представлений о строении вещества ученых древней Греции.

Работа с раздат .листами (базовое задание)


Проверка знаний о молекулах, полученных на физике, химии, биологии ранее в виде

Физического диктанта «Веришь - не веришь»




Приводят примеры тепловых явлений.


Записывают в тетради тему и понятие МКТ.


работа в «мобильных группах» (группа на одно задание)

на 2 варианта. На листочках пишут да или нет.

Потом взаимопроверка по слайду с ответами

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- волевая саморегуляция (Р)

Положения МКТ

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


3

Выявление места и причины затруднения

  1. мин.

Фронтальная проверка

физического диктанта.

  • Что такое молекула? Из чего состоит молекула? Атом? Сколько атомов у молекулы воды?

  • Объем тела равен сумме объёма молекул?

  • Отличаются ли молекулы воды в супе, компоте?

  • Как «увидеть» молекулы?

Сформулируем основные положения МКТ:

Основные положения МКТ: Все тела состоят из молекул, Молекулы движутся, Молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и отталкиваются)


вербализация итогов работы во фронтальной форме









Формулировка основных положений МКТ и запись в тетради положений МКТ и формул




Запись в тетради формул массы, молярной массы, количества вещества

- учебно-познавательный интерес (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- подведение под понятие (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Положения МКТ,

масса вещества

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

4

Построение проекта выхода из затруднения

8 мин.

Учитель подводит обучающихся к формулировке индивидуальных целей урока

Объяснение понятий: масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро


Постановка проблемного вопроса или проблемного поля


Какие опыты подтверждают положения МКТ, если увидеть молекулы нельзя даже в оптический микроскоп?

Проблемные вопросы:

  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: кто украл золото?

  2. Почему протираются локти пиджаков, изнашивается обувь?

Наблюдение демонстраций - распространение запаха духов, расширение металлического шарика ,окрашивание индикаторной бумаги с помощью нашатырного спирта. Просмотр кинофрагмента (слои атмосферы + броуновское движение)

Постановка индивид.целей урока










Записывают в тетрадь экспериментальные подтверждения положений МКТ из примеров и опытов.


Работа в «мобильных группах» (2-3 чел)



Наблюдают эксперименты и отвечают на вопросы: что наблюдали? Какое положение МКТ подтвердили?

- постановка познавательной цели (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);


Масса вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, число Авогадро, Диффузия, Броуновское движение, расширение тел при нагревании, смачивание

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности.

  • инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

5

Реализация построенного проекта

5 мин.

Защита проекта

Групповая работа – практическая работа по экспериментальной проверке основных положений МКТ.


Защита задания, проверка


Работа в «мобильных группах» (2-3 чел) Почему? Какое положение МКТ подтвердили? Записывают в тетради




- волевая саморегуляция (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);


- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);


Броуновское движение, диффузия, смачивание, окрашивание, спайка, склеивание, восстановление формы после деформации.


осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

6

Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

5 мин.

Работа у доски ………..

Проверка во фронтальной форме экспериментальных доказательств положений МКТ.



Индивид. Работа у доски (3-4 чел.)

Анализ работы.

Отчет групп

С записью в тетради экспериментальных доказательств положений МКТ других групп




- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);


- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П);


Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5 мин.

Ответить на проблемные вопросы:

-Почему атмосфера не имеет четкой границы

-Почему пластилин легко изменяет свою форму?

  • Почему нельзя соединить 2 куска мела?

-Сколько будет, если к 1л воды добавить 1л спирта?

фронтально.


Демонстрация: Если смешать ½ стакана пшена ½ стакана гороха. Что будет?

Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили?

Разобрать 2 ситуации устно по плану: Что наблюдали? Почему? Какое положение МКТ подтвердили? 1.Если яблоко разрезать пополам, а затем соединить, то они не распадутся сразу.

2.Художник смешивает краски на палитре до получения нужного оттенка.

Индивидуально по карточкам:

По 2 ситуации запишите в тетрадь- это задание на дом




Фронтальная работа с записью в тетради

















































индивидуальная работа в тетрадях по карточкам - анализ ситуаций по экспериментальному доказательству положений МКТ

- анализ, сравнение, классификация (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);



Диффузия, взаимодействие молекул, промежутки между молекулами, смачивание, окрашивание, склеивание, восстановление формы после деформации

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию

8

Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций


комментарии к дифференцированному домашнему заданию

5 мин.

Учитель организовал предметную рефлексию:

Поставить на ступеньке галочку: понял, не понял…


  1. Что вам было на уроке сложно…трудно?

  2. Как вы думаете, почему…..?

Выставление оценок за урок за диктант, за устные ответы , практическую работу

Д/З

Базовый.уровень:. п 56,58,59 Учить понятия по тетради.


Повыш.уровень: Анализ ситуаций по плану. Письменно в тетради


Выс.уровень – работа ЦОР (Выполнить задание в скайсмарт:

https://edu.skysmart.ru/student/dukuketuve),

Ставят галочку на ступеньке






Выполняют задания в соответствии с уровнем сложности


- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);


  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности; . готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!