Параллель классов: 8.
УМК: «Физика 78 класс», Перышкин А. В, Гутник Е. М., М. Дрофа, 2017г.
Место урока в изучаемом разделе: 25 урок в разделе «Электрические явления».
Роль урока в изучаемом разделе: продолжение изучения работы электрических цепей постоянного тока.
содержательный компонент: малое сопротивление в цепях постоянного тока, короткое замыкание и защита от короткого замыкания.
деятельностный компонент: создание условий для практического и теоретического исследования причин короткого замыкания, отработки комплекса УУД решения задач на закон Ома и Джоуля-Ленца, формирования навыка предметно-рефлексивного анализа.
обучающие: формирование навыков: решения тестовых задач различного типа (элементы подготовки к ОГЭ), расчетных и исследовательских задач.
развивающие: продолжение формирования комплекса метапредметных УУД (выдвижение гипотез, анализ подобной информации из источников различного типа), способствовать развитию умения оценивать результат своей деятельности.
воспитывающие: продолжение формирования позитивного отношения к физике, осознания важности изучения предмета для правильной трактовки жизненных ситуаций; активизация личностной мотивации, научно-технических способностей.
формирование личностной предметной мотивации, активной образовательной позиции на уроке и успешной познавательной мотивации на выполнение домашней работы
формирование навыка предметно-рефлексивного анализа, контроля скорости индивидуальной и групповой работы
формирование навыка позитивного плодотворного сотрудничества с учителем и классом, тренировка навыка использования терминологии в устной и письменной речи
Познавательные УУД: формирование навыка групповой исследовательской работы, формирование смысловых конструктов, базирующихся на универсальности правил электроустановок.
Средства ИКТ: мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
Актуальность использования на уроке средств ИКТ: ИКТ на данном уроке позволяют визуализировать эксперименты, которые невозможно провести в классе из соображений техники безопасности, разнообразить деятельность обучающихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий | осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий | осуществляемые учебные действия | формируемые способы действий |
Этап №1: организационный. Цель: организованно перейти от отдыха к учебной деятельности. 1-2 минуты |
Приветствие | | | Приветствие | речевое взаимодействие с соблюдением этикета кадетской школы | осознание начала учебной деятельности | активизация внимания в короткий срок |
Этап №2: актуализации знаний. Цель: повторить пройденный материал в рамках подготовки к контрольной работе и ОГЭ в режиме «быстрый ответ». ≈15 минут |
Организует тестирование с помощью системы Plickers. | Отвечают на вопросы по разделу «Электрические явления». | Индивидуальная работа с тестом | взаимодействие с учителем в ходе проведения тестирования | слушать учителя | умение быстро анализировать ситуацию, принимать решения | умение действовать в соответствии с заданной учебной установкой, ориентироваться на временной регламент |
Этап №3: целеполагание, определение темы, постановка проблемы Цель: совместное формулирование темы и целей урока ≈ 2 минуты |
Предлагает проанализировать статистику пожаров; обсуждает с учащимися тему и цель урока; записывает тему на доске | Анализ статистической таблицы, обсуждение темы урока, целей, запись темы в рабочий лист | Выдвижение гипотез | Фронтальная беседа | предложение к обсуждению своей точки зрения | участие в совместном с классом и учителем обсуждении | умение высказать свою точку зрения, не помешав остальным |
Этап №4: формирования первоначальных предметных навыков Цель: сформировать представление о причинах и последствиях короткого замыкания ≈ 15 минут |
Фронтальная беседа с классом, обсуждаемые направления: тип соединения нагрузки в домашней электрической цепи, особенности общего сопротивления в цепях параллельного соединения нагрузки. | используют бытовые знания о домашней электрической цепи, называют тип соединения приборов, делают вывод об общем сопротивлении | анализируют проблемную ситуацию со стороны бытовых и академических знаний, образуя целостное системное представление | вербальное взаимодействие с учителем и классом | формулирование своей точки зрения, обсуждение личностного жизненного опыта | участие в совместном обсуждении | синтез программного, школьного материала и конкретной жизненной ситуации |
Предлагается контекстная задача, решение которой разбивается на части по группам (по 4 человека), анализ ответов | Решают задачу на закон Джоуля-Ленца, записывают решение в рабочих листах, ответы на доске | записывать условие задачи, анализируя табличные данные; обобщать полученные другими группами данные, делать вывод | общение с учителем и группой, обсуждение решения, допущенных ошибок | умение пояснить решение, рассказать о допущенных ошибках | самоконтроль при решении задачи, взаимоконтроль | умение применять план решения задачи, контролировать его исполнение, осуществлять взаимный контроль |
Предлагает исследовать короткое замыкание на практике, напоминает правила ТБ (исследование в группах по 2 человека) | Проводят эксперимент, делают вывод | Отрабатывают навык воспроизведения лаконичного физического вывода | Общение в группе и с учителем | Умение договариваться о распределении работы в группе | Участие в совместном исследовании | умение быстро налаживать научное сотрудничество |
Предлагает ознакомиться с причинами короткого замыкания в быту. Элементы «скрытой» разминки. | слушают учителя; «скрытая» разминка | видеть только что изученное в конкретных жизненных ситуациях | слушают | систематизируют информацию | сопоставляют ранее поставленную цель с уровнем личного освоения темы | структурирование информации |
Предлагает ознакомиться с прибором, позволяющим предотвратить возгорание при коротком замыкании | слушают доклады о предохранителях | понимать и анализировать вербальные тексты научного содержания | слушают (докладчики – выступают) | класс – уважительно относиться к выступающим, докладчики – четко и научно формулировать высказывания | сопоставляют ранее поставленную цель с уровнем личного освоения темы | структурирование информации |
Этап №5: Первичного усвоения знаний и рефлексии Цель: формирование навыка предметно-рефлексивного анализа собственного уровня знаний и умений. 4-5 минут |
Предлагает найти ошибку в электрических цепях (устранить короткое замыкание), провести предметную рефлексию | рассматривают, «читают» схему, определяют ошибку, зарисовывают верную схему в рабочий лист; осуществляют рефлексию | применяют знание о коротком замыкании на практике | обсуждение работы в группе | слушать, высказывать свое мнение | участвуют в совместном исследовании с элементами индивидуальной работы (вычерчивании схемы) | осуществляют самоконтроль |
Этап №6: Домашнее задание Цель: мотивировать на самостоятельную коррекцию своих знаний, подготовку к контрольной работе. 1-2 минуты |
Поясняет домашнее задание | вспоминают пройденные темы в разделе «Электрические явления» | определяют область полученных знаний | задают вопросы | умение слушать | соотносят свои умения с требующимися для выполнения домашнего задания | определяют степень корректировки пробелов в знаниях |
Этап №7: Подведение итогов урока. Цель: организованно окончить урок, мотивировать на выполнение домашнего задания. 1-2 минуты |
Итоги урока, выборочное оценивание. | слушают учителя | анализируют свои достижения | задают вопросы | умение слушать | соотносят свои полученные на уроке умения с поставленной целью | формирование адекватной самооценки |