Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»
Дата: |
Предмет: физика |
Класс: 7 |
Учитель: Васильева Елена Дмитриевна. |
УМК: «Физика 7 класс», Пёрышки А.В., М.:Дрофа, 2015. 2 ч. |
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Урок – исследование. |
Тема урока: «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила». |
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, лабораторное оборудование: стакан с водой, масло, теннисные шарики, пластилин, цилиндры стальной и алюминиевый, динамометр. |
Цель урока: формирование исследовательского навыка через изучение темы: действие жидкости и газа на погруженное в них тело. |
Формы организации познавательной деятельности | фронтальная; работа в группе; индивидуальная. |
Здоровье сберегающие технологии: | профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности. |
Межпредметные связи: | физика, математика, ОБЖ. |
Планируемые результаты |
Предметные | Узнают о - Действии жидкости и газа на погруженное в них тело. - Причине возникновения выталкивающей силы - Зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела. Научатся - Определять выталкивающую силу с помощью динамометра - Экспериментально доказывать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела. |
Метапредметные | Регулятивные - овладение способностью формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения - формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные - формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - формирование навыков работы в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета. - формирование навыков умения слушать собеседника и вести диалог. Познавательные - Выдвигать гипотезу - Самостоятельно проводит эксперимент - Экспериментально доказывать гипотезу - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями. |
Личностные | - формирование навыков умения работать в коллективе и готовности к сотрудничеству; - формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся. |
Ресурсы: | - маршрутные листы; компьютер, экран, проектор. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный этап урока |
I.Мотивация к учебной деятельности (3 мин) -создание психологической комфортности; | Приветствует учеников, -Дорогие ребята! Мы продолжаем изучение темы давление жидкостей и газов. Предлагаю посмотреть фрагмента фильма о спасении утопающего и подумать над вопросом: почему человек тонет? | Здороваются с учителем. Настраиваются на учебную деятельность. Просмотр фрагмента фильма | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Уметь слушать и адекватно реагировать на видеоинформацию. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
II. Актуализация знаний учащихся (3 мин) | Большое количество людей, в том числе детей гибнут в летний сезон на водоемах. Как помочь тонущему человеку? | Высказывают свое мнение о необходимости знаний по данному вопросу. Выдвигают гипотезы | Поиск и выделение необходимой информации. Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме. |
III. Постановка проблемы (3 мин) | Проведем опыт с теннисным и стальным шариками. Будем погружать их в воду. Почему человек не может, как шарик всплыть на поверхность воды? На основе увиденного возникает перед учащимися проблемная ситуация, требующая для своего разрешения дальнейшего изучения. | Проводят эксперимент с теннисным шариком, затем с металлическим, погружают их на дно в стакан с водой. Наблюдают за происходящим. Выдвигают гипотезы. | Формирование навыков самоорганизации. Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме. Умение работать в группе, учитывать разные мнения. |
IV. Постановка темы и формулировка учебно-познавательной задачи. (3 мин) | Давайте вместе сформулируем тему нашего урока и запишем ее в путевой лист. (слайд 1) - Как вы думаете какие задачи мы сможем сегодня решить. Узнать… Научиться… | Тему урока записывают в путевые листы. Формулируют цели учебной задачи. | Формулировать учебную тему совместно с учителем; Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме. Умение работать в группе, учитывать разные мнения |
Основной этап урока |
V. 1) Исследовательская деятельность учащихся (12 мин) | Учитель предлагает ряд вопросов (приложение), на которые можно ответить с помощью практических исследований. | Проводят опыты, которые показывают зависимость выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. Работа выполняется в группе (2 учащихся), заполняется бланк – задание, в котором учащиеся ставят свою подпись после ознакомления с техникой безопасности при проведении данного опыта. Заполняют таблицу результатов наблюдений и измерений, проводимых в данном опыте, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. На выполнение опыта 7-8 минут. Алгоритм действий: Гипотеза. Анализ: что происходит? Почему происходит? Заполнение таблицы результатов. Вывод. Защита работ. Каждая группа выбирает представителя для защиты своей работы. | Доказывать с помощью эксперимента выдвинутую гипотезу и оценивать конечный результат. Умение работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива. Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Умения выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент. |
2) Открытие новых знаний. 3) Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. 4) Воспроизведение изученного материала. | Учитель проверяет результаты эксперимента. - Приглашаю одного представителя от каждой группы озвучить результаты вашей работы. Учитель предлагает теоретически обосновать сделанные учениками выводы. Представляет чертеж на доске. Тест-контроль на усвоение базового минимума по данной теме: 1.Как сила Архимеда зависит от плотности окружающей жидкости? 2.Как сила Архимеда зависит от объема погруженной части тела? От объема тела? 3. Как сила Архимеда зависит от плотности тела? | Ученики по группам делают выводы из эксперимента о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, объема погруженного тела и не зависит от формы, плотности погруженного тела и глубины погружения. Вместе с учителем получают формулу для выталкивающей силы: FA=ρЖgVт Устанавливают закон Архимеда. Отвечают на вопросы теста | Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Структурирование знаний. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
VI. Перенос знаний в новую ситуацию. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | Действует ли на нас выталкивающая сила в воздухе? Почему мы ее не замечаем? Сравните выталкивающую силу, действующую на нас в воздухе и в воде (пусть V= 60л) | Отвечают на вопросы, рассчитывают и сравнивают выталкивающую силу, действующего на человека в воде и в воздухе. | Применять полученные знания для решения практических задач. Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий, результатам обучения. |
Завершающий этап урока |
VII. Итог урока. Рефлексия (2 мин) -обобщение учебной деятельности на уроке | Учитель: Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» (Слайд 1). Как вы думаете, удалось нам сегодня применить знания на деле? Обоснуйте свой ответ. | Обучающие оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме. Возможный ответ ученика: Да, я сумел применить свои знания при ответе на теоретические вопросы и при решении задачи. | Самостоятельно выделять и формулировать вывод. Оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности Оформлять свои мысли в письменной форме. Осознавать свои действия. Владеть вербальными и невербальными средствами общения. |
VIII.Домашнее задание (1 мин) -организовать выполнение домашнего задания | Объясняет домашнее задание: параграф 50 упр 26 №1-3; дополнительное задание: приготовить сообщение или мини-презентацию по теме: «Архимед и корона царя Герона» Прощается с учениками. | Выбирают задание по силам. Задают вопросы. | Обращаться за помощью, объяснять свои затруднения Осуществлять анализ информации. |
Приложение.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
Определите выталкивающие силы, действующие цилиндры. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите цилиндр в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, так же и для второго тела. Сравните плотность тел и выталкивающие силы, действующие на тела
Сделайте вывод о зависимости выталкивающие силы от плотности тела.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сделайте выводы о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле.
Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить динамометр.
Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу для тел разной формы.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.