СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики на тему «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила». 7 класс. Урок – исследование.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики : «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила». 7 класс.Урок ознакомления с новым материалом. Урок – исследование. Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики на тему «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила». 7 класс. Урок – исследование.»

Эпиграф урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

Дата:

Предмет: физика

Класс: 7

Учитель: Васильева Елена Дмитриевна.

УМК: «Физика 7 класс», Пёрышки А.В., М.:Дрофа, 2015. 2 ч.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Урок – исследование.

Тема урока: «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила».

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор, лабораторное оборудование: стакан с водой, масло, теннисные шарики, пластилин, цилиндры стальной и алюминиевый, динамометр.

Цель урока: формирование исследовательского навыка через изучение темы: действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная;

работа в группе;

индивидуальная.

Здоровье сберегающие технологии:

профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Межпредметные связи:

физика, математика, ОБЖ.

Планируемые результаты

Предметные

Узнают о

- Действии жидкости и газа на погруженное в них тело.

- Причине возникновения выталкивающей силы

- Зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела.

Научатся

- Определять выталкивающую силу с помощью динамометра

- Экспериментально доказывать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела.

Метапредметные

Регулятивные

- овладение способностью формулировать цель и задачи занятия, составлять индивидуальный план действий, подводить итог занятия, анализировать индивидуальные достижения

- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные

- формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- формирование навыков работы в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета.

- формирование навыков умения слушать собеседника и вести диалог.

Познавательные

- Выдвигать гипотезу

- Самостоятельно проводит эксперимент

- Экспериментально доказывать гипотезу

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- овладевать при поддержке учителя учебно-организационными, учебно-информационными и учебно-коммуникативными умениями.

Личностные

- формирование навыков умения работать в коллективе и готовности к сотрудничеству;

- формирование познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся.

Ресурсы:

- маршрутные листы; компьютер, экран, проектор.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД

Организационно-мотивационный этап урока

I.Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

-создание психологической комфортности;

Приветствует учеников,

-Дорогие ребята! Мы продолжаем изучение темы давление жидкостей и газов. Предлагаю посмотреть фрагмента фильма о спасении утопающего и подумать над вопросом: почему человек тонет?

Здороваются с учителем. Настраиваются на учебную деятельность.

Просмотр фрагмента фильма


развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Уметь слушать и адекватно реагировать на видеоинформацию. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

II. Актуализация знаний учащихся 

(3 мин)


Большое количество людей, в том числе детей гибнут в летний сезон на водоемах. Как помочь тонущему человеку?

Высказывают свое мнение о необходимости знаний по данному вопросу.

Выдвигают гипотезы

Поиск и выделение необходимой информации. Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

III. Постановка проблемы

(3 мин)


Проведем опыт с теннисным и стальным шариками. Будем погружать их в воду.

Почему человек не может, как шарик всплыть на поверхность воды?

На основе увиденного возникает перед учащимися проблемная ситуация, требующая для своего разрешения дальнейшего изучения.

Проводят эксперимент с теннисным шариком, затем с металлическим, погружают их на дно в стакан с водой.

Наблюдают за происходящим.

Выдвигают гипотезы.

Формирование навыков самоорганизации.

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

Умение работать в группе, учитывать разные мнения.

IV. Постановка темы и формулировка учебно-познавательной задачи.


(3 мин)


Давайте вместе сформулируем тему нашего урока и запишем ее в путевой лист. (слайд 1)

- Как вы думаете какие задачи мы сможем сегодня решить.

Узнать…

Научиться…

Тему урока записывают в путевые листы.

Формулируют цели учебной задачи.



Формулировать учебную тему совместно с учителем;

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

Умение работать в группе, учитывать разные мнения

Основной этап урока

V.

1) Исследовательская деятельность учащихся 

(12 мин)




Учитель предлагает ряд вопросов (приложение), на которые можно ответить с помощью практических исследований.



Проводят опыты, которые показывают зависимость выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. Работа выполняется в группе (2 учащихся), заполняется бланк – задание, в котором учащиеся ставят свою подпись после ознакомления с техникой безопасности при проведении данного опыта. Заполняют таблицу результатов наблюдений и измерений, проводимых в данном опыте, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. На выполнение опыта 7-8 минут.


Алгоритм действий:

  1. Гипотеза.

  2. Анализ: что происходит? Почему происходит?

  3. Заполнение таблицы результатов.

  4. Вывод.

  5. Защита работ. Каждая группа выбирает представителя для защиты своей работы.

Доказывать с помощью эксперимента выдвинутую гипотезу и оценивать конечный результат.

Умение работать с партнёрами, учитывать разные мнения. Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи членов коллектива.

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя.

Умения выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент.


2) Открытие новых знаний.



3) Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.





4) Воспроизведение изученного материала.


Учитель проверяет результаты эксперимента.

- Приглашаю одного представителя от каждой группы озвучить результаты вашей работы.

Учитель предлагает теоретически обосновать сделанные учениками выводы. Представляет чертеж на доске.

Тест-контроль на усвоение базового минимума по данной теме:

1.Как сила Архимеда зависит от плотности окружающей жидкости?

2.Как сила Архимеда зависит от объема погруженной части тела? От объема тела?

3. Как сила Архимеда зависит от плотности тела?

Ученики по группам делают выводы из эксперимента о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, объема погруженного тела и не зависит от формы, плотности погруженного тела и глубины погружения.

Вместе с учителем получают формулу для выталкивающей силы: FA=ρЖgVт

Устанавливают закон Архимеда. 






Отвечают на вопросы теста

Учатся устанавливать причинно-следственные связи.

Структурирование знаний.










Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


VI. Перенос знаний в новую ситуацию.


Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

  1. Действует ли на нас выталкивающая сила в воздухе?

  2. Почему мы ее не замечаем?

  3. Сравните выталкивающую силу, действующую на нас в воздухе и в воде (пусть V= 60л)

Отвечают на вопросы, рассчитывают и сравнивают выталкивающую силу, действующего на человека в воде и в воздухе.

Применять полученные знания для решения практических задач.

Определять значимость полученных на уроке знаний для себя. Формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий, результатам обучения.

Завершающий этап урока

VII. Итог урока.

Рефлексия

(2 мин)

-обобщение учебной деятельности на уроке


Учитель: Ребята, давайте вернемся к эпиграфу урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» (Слайд 1).

Как вы думаете, удалось нам сегодня применить знания на деле? Обоснуйте свой ответ.


Обучающие оценивают результаты своей учебной деятельности на уроке, выявляют наиболее интересную информацию по теме.

Возможный ответ ученика: Да, я сумел применить свои знания при ответе на теоретические вопросы и при решении задачи.

Самостоятельно выделять и формулировать вывод.

Оценивание учебной деятельности своих одноклассников и своей деятельности

Оформлять свои мысли в письменной форме. Осознавать свои действия. Владеть вербальными и невербальными средствами общения.

VIII.Домашнее задание

(1 мин)

-организовать выполнение домашнего задания

Объясняет домашнее задание: параграф 50 упр 26 №1-3; дополнительное задание: приготовить сообщение или мини-презентацию по теме: «Архимед и корона царя Герона»

Прощается с учениками.

Выбирают задание по силам. Задают вопросы.

Обращаться за помощью, объяснять свои затруднения

Осуществлять анализ информации.



Приложение.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ

Как вы думаете одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на алюминиевый и стальной цилиндр, подтвердите свою гипотезу экспериментом?

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

Определите выталкивающие силы, действующие цилиндры. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите цилиндр в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, так же и для второго тела. Сравните плотность тел и выталкивающие силы, действующие на тела

Сделайте вывод о зависимости выталкивающие силы от плотности тела.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЕ

Как вы думаете одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на тела из одного и того же вещества, но разных объемов? Подтвердите свою гипотезу экспериментом.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, так же и для второго тела. Сравните выталкивающие силы.

Сделайте выводы о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.



ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ

Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на алюминиевый цилиндр в воде и масле? Подтвердите свою гипотезу экспериментом.

Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле.

Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу так же и для второго тела, но опускать в сосуд с маслом.

Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ

Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на стальной цилиндр в воде на разных глубинах? Подтвердите свою гипотезу экспериментом

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h2, большей, чем h1.

Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, а затем опустите на другую глубину.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения.

ЗАДАНИЕ ПЯТОЙ ГРУППЕ

Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на кусок пластилина, если придать ему разную форму? Подтвердите свою гипотезу экспериментом

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить динамометр.

Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.

Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу для тел разной формы.

Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.



Тест (резерв)

1 блок заданий

А.

Сила Архимеда обычно направлена вверх.

Б.

Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость.

В.

Сила Архимеда измеряется в ньютонах.

Г.

Сила Архимеда по-другому называется выталкивающей силой.

Д.

Сила Архимеда является причиной взлета воздушных шаров.

1.

Верное утверждение

2.

Неверное утверждение

2 блок заданий

А.

Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести.

Б.

Сила Архимеда не действует на тяжелые тела.

В.

Сила Архимеда действует только на целиком погруженные тела.

Г.

Сила Архимеда не возникает в газах.

Д.

Если тело на динамометре опустить в жидкость, он покажет силу Архимеда.

 

 

1.

Верное утверждение

2.

Неверное утверждение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!