Тема | Фосфор, его физические и химические свойства |
Цели | Образовательные: актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть его аллотропные модификации; физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций. Развивающая: развить навыки составления уравнений химических реакций; логическое мышление и память учащихся; совершенствовать умения доказывать, сравнивать. Воспитательная: установление межпредметных связей; повышение интереса к предмету; воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций; способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор - Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно, предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - Коммуникативные УУД: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей. |
Планируемый результат | Предметные: Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение. Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена. Личностные: Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения Метапредметные: - использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; - умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использование различных источников для получения химической информации. |
Основные понятия | Аллотропия. |
Межпредметные связи | Литература, биология |
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер, мультимедийный проектор, к/ф «Фосфор», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", ЭОР ЗОО «Новый диск». |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Дидактическая структура | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент Цели: Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм. | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. | Проверяет готовность учащихся к уроку, | | | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания | Отвечают на вопросы | Вопросно-ответное общение. Проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой | Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства» Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). | давать определения изученных понятий | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Формулирование темы урока, постановка цели Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества | Высказывают свои предположения о теме урока, отгадывая загадку: «То я камень философский, то огонь холодный я, то цвет белый, красный, черный представляю я, а в России появился, светоносцем объявился.», учащиеся аргументируют свои ответы смотрят фрагмент к/ф «Фосфор», формулируют цель урока | Предлагает определить тему урока по загадке, озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися | Отвечают на вопрос, формулируют цель урока | делать выводы и умозаключения | Познавательные УУД: логические: анализ, синтез Коммуникативные УУД: определение цели Регулятивные УУД: прогнозирование |
Изучение нового материала Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению | работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей», формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение | Теоретики: составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают с азотом; Практики: знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде. | -давать определения изученных понятий; -делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; -структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; | Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. -выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Познавательные УУД: - поиск и выделение информации. -анализ с целью выделения признаков, -установление причинно-следственных связей |
Закрепление нового материала Цель: осознание и осмысление учебного материала. | Отвечают на вопросы учителя | Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний | Фронтальный опрос по пройденной теме. Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот обучающийся, которому учитель бросит мяч. 1.Положение фосфора в периодической системе. 2.Аллотропия фосфора; 3.Какие валентности и степени окисления проявляет фосфор? 4.Какие вещества составляют генетический ряд фосфора? | На практике применять полученные знания | Познавательные УУД: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально |
Контроль Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания . | Работают с ЭОР ЗОО «Новый диск», выполняют итоговый тест | Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний | Индивидуальная работа с ЭОР ЗОО «Новый диск» | | Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Рефлексия Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность | Оценивают свою деятельность на уроке | Создает условия для оценки деятельности на уроке. | Оценивают свою работу на уроке по схеме: Я узнал сегодня…. Я понял сегодня… Я удивился, что… Мне понравилось… Я задумался о… | | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор |
Домашнее задание | Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. | 1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”. 2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод. 3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора. 4.Индивидуальные творческие задания. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений 3) составить синквейн о фосфоре. 4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ: 4Р + 5О2 = Р4О10 + Q, КClО3 = КСI+3/2О2.) | Делают выбор уровня и вида Д/З. | Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения) |
Ф. И. О. педагога: Воробьева Елена Владимировна
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач |
Организационный момент | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
Актуализация знаний | Словесные Наглядные Практические | Форма урока: применения и совершенствования знаний. Тип урока: комбинированный. | формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ; установление внутри предметных и меж- предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач | Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; | Использование кинофрагмента | ответы учеников |
Сообщение нового материала | Объяснения нового материала | Форма урока: применения и совершенствования знаний. Тип урока: комбинированный. | формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач | Для учащихся: тетрадь, ЭОР, выданные задания; | | Записи в тетради, |
Закрепление изученного материала | Словесные Наглядные Практические | Форма урока: применения и совершенствования знаний. Тип урока: комбинированный. | формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач | | | Записи в тетради, ответы учеников |
Подведение итогов | Словесные Наглядные Практические | Форма урока: применения и совершенствования знаний. Тип урока: комбинированный. | формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач | | | ответы учеников |
Домашнее задание | Словесные Наглядные Практические | Форма урока: применения и совершенствования знаний Тип урока: комбинированный. | формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач | | | Записи в тетради |