СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока " Фосфор,его физические и химические свойства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения и совершенствования знаний, умений

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Фосфор,его физические и химические свойства"»




Технологическая карты

Предмет: Химия

Тема: Фосфор, его физические и химические свойства

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Тема



Фосфор, его физические и химические свойства

Цели


Образовательные:

  • актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме атомов и простых веществ, также рассмотреть его аллотропные модификации;

  • физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.

Развивающая:

  • развить навыки составления уравнений химических реакций;

  • логическое мышление и память учащихся;

  • совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная:

  • установление межпредметных связей;

  • повышение интереса к предмету;

  • воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;

  • способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

  • мотивация учения,

  • оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

- Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно,

  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,

  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта,

  • выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия,

  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Познавательные УУД:

  • формулирование познавательной цели,

  • поиск и выделение информации,

  • анализ с целью выделения признаков,

  • установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат

Предметные:

Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение.

Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные:

Умение работать в группе, отстаивать и аргументировать свою точку зрения

Метапредметные:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Основные понятия

Аллотропия.

Межпредметные связи

Литература, биология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные



компьютер, мультимедийный проектор, к/ф «Фосфор», учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс", ЭОР ЗОО «Новый диск».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа





Дидактическая структура

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Цели: Подготовить учащихся к работе, ввести в деловой ритм.

Настраиваются на урок. Готовятся к уроку.


Проверяет готовность учащихся к уроку,


Регулятивные:

волевая саморегуляция


Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы

Вопросно-ответное общение. Проводит параллель с ранее изученной темой, создает эмоциональный настрой

Отвечают на вопросы по раннее изученной теме «Азот, его строение и свойства»

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом).

давать определения изученных понятий

Регулятивные:

волевая саморегуляция


Формулирование темы урока, постановка цели

Цели: выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества

Высказывают свои предположения о теме урока, отгадывая загадку: «То я камень философский,
то огонь холодный я,
то цвет белый, красный, черный представляю я,
а в России появился, светоносцем объявился.», учащиеся аргументируют свои ответы смотрят фрагмент к/ф «Фосфор», формулируют цель урока

Предлагает определить тему урока по загадке,

озвучивает тему, формулирует цель вместе с учащимися

Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

делать выводы и умозаключения

Познавательные УУД:

логические: анализ, синтез

Коммуникативные УУД:

определение цели

Регулятивные УУД:

прогнозирование


Изучение нового материала

Цели: развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества по его строению 






работают в группах, характеризуют фосфор по его положению в ПСХЭ, составляют электронную формулу, определяют возможные степени окисления

Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний о физических и химических свойствах фосфора, используя фрагмент к/ф «Фосфор», зачитывает отрывок из романа А.Конан Дойля «Собака Баскервилей», формулирует задание, организует работу обучающихся в группах, организует обсуждение

  • Работа в группах:

  1. Теоретики:

составляют характеристику фосфора по положению в ПСХЭ, определяют электронную формулу фосфора, степени окисления, сравнивают с азотом;

  1. Практики:

знакомятся с химическими свойствами фосфора и его соединений, используя учебник, ЭОР, определяют наличие фосфат - ионов в трех неизвестных растворах (один из них – напиток «Кока – кола), составляют проведенную качественную реакцию в ионном виде.

  • Защита выданных заданий.


-давать определения изученных понятий;

-делать выводы и умозаключения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;


Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;



Познавательные УУД:

- поиск и выделение информации.

-анализ с целью выделения признаков,

-установление причинно-следственных связей

Закрепление нового материала

Цель: осознание и осмысление учебного материала.


Отвечают на вопросы учителя

Организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний

Фронтальный опрос по пройденной теме.

Опрос проходит в виде разминки (упражнение с мячом). Отвечает тот обучающийся, которому учитель бросит мяч.

1.Положение фосфора в периодической системе.

2.Аллотропия фосфора;

3.Какие валентности и степени окисления проявляет фосфор?

4.Какие вещества составляют генетический ряд фосфора?

На практике применять полученные знания








Познавательные УУД:

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение работать индивидуально

Контроль

Цель: проверить умение на практике использовать полученные знания

.

Работают с ЭОР ЗОО «Новый диск», выполняют итоговый тест

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний

Индивидуальная работа с ЭОР ЗОО «Новый диск»


  • умение работать с ЭОР;

  • На практике применять полученные знания


Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные УУД:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Рефлексия

Цели: проверить умение учащихся самостоятельно оценивать свою деятельность

Оценивают свою деятельность на уроке

Создает условия для оценки деятельности на уроке.


Оценивают свою работу на уроке по схеме:

  • Я узнал сегодня….

  • Я понял сегодня…

  • Я удивился, что…

  • Мне понравилось…

  • Я задумался о…





Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные УУД:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Домашнее задание

Воспринимают информацию, выбирают вид задания, фиксируют информацию в дневник

Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.


1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4.Индивидуальные творческие задания.

Подготовить сообщения:

1) об истории спичек;

2) о биологической роли фосфора и его соединений

3) составить синквейн о фосфоре.

4) Почему головка спички воспламеняется при трении? Научно-популярная информация-подсказка. В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку. (Ответ:

4Р + 5О2 = Р4О10 + Q,

КClО3 = КСI+3/2О2.)

Делают выбор уровня и вида Д/З.

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения)





Технологическая карта с методической структурой урока

Ф. И. О. педагога: Воробьева Елена Владимировна

Предмет: Химия

Тема: Фосфор, его физические и химические свойства

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений


Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы обучения

Форма деятельности

Методические

приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Актуализация знаний

Словесные Наглядные Практические

Форма урока:

применения и совершенствования знаний.

Тип урока:

комбинированный.  

формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ;

установление внутри предметных и меж- предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач

Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся;

Использование кинофрагмента

ответы учеников

Сообщение нового материала

Объяснения нового материала

Форма урока:

применения и совершенствования знаний.

Тип урока:

комбинированный.  

формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ;

установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач

Для учащихся: тетрадь, ЭОР, выданные задания;

 

Записи в тетради,

Закрепление изученного материала

Словесные Наглядные Практические

Форма урока:

применения и совершенствования знаний. Тип урока:

комбинированный.  

формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении;

установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач



Записи в тетради, ответы учеников

Подведение итогов

Словесные Наглядные Практические

Форма урока:

применения и совершенствования знаний.

Тип урока: комбинированный.  

формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач

 

 

ответы учеников

Домашнее задание

Словесные Наглядные Практические

Форма урока: применения и совершенствования знаний

Тип урока:

комбинированный.  

формирование знаний о фосфоре и его свойствах, применении ; установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач

 

 

Записи в тетради






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!