СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В 8 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ «Природа и человек»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

Урок- проект «Особенности природы родного края. Мир пещер»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа и человек »

Дидактическая цель урока

Создать условия для осмысления, применения и углубления знаний по разделу «Природа и человек» к родной природе, интереса к краеведению.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В 8 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ «Природа и человек»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В 8 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ «Природа и человек»

Предмет, класс,

8 класс, география

ФИО учителя, ОУ

Лавренова Евгения Юрьевна МКОУ «Порогская СОШ»

Тема урока

Урок- проект «Особенности природы родного края. Мир пещер»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа и человек »

Дидактическая цель урока

Создать условия для осмысления, применения и углубления знаний по разделу «Природа и человек» к родной природе, интереса к краеведению.

Задачи:

Образовательная: активировать познавательную деятельность учащихся в проектной деятельности.

Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, оценивать результаты.

Воспитательная: развивать речевую культуру.


Требования ФГОС ООО (планируемые результаты обучения)

Предметные

УУД

- Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Природа и человек»;

- Уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений по данной теме;

- Подготовить на основе дополнительных источников информации вопросы для создания мини-проекта на уроке;

Познавательные УУД

Смогут:

1.Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

2. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Строить логические рассуждения, включающее установление причинно- следственных связей.

3. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок, схему).

5. Проводить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Регулятивные УУД

Смогут:

1.Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

2.Самостоятельно планировать пути достижения целей.Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

4.Владеть основами самоконтроля, самооценки.

5. Оценивать результаты своей деятельности и всего класса.

Коммуникативные УУД

Смогут:

1.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе.

2. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

3.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

4. В дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль.

5. Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты.

6.Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, договариваться с людьми, имеющими иную позицию.

Личностные УУД

  1. Будут оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других.

  2. Формирование положительного отношения к процессу познания.


Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, парная

Образовательные технологии

Проектная деятельность, использование ИКТ

Оборудование. Средства обучения

Рабочий лист, макет пещеры, образцы горных пород, мультимедийная презентация, физическая карта России, учебник А.И. Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким «География России. Природа и население», атласы.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.



















































2.

Организационный (1-2 мин)

Цель.

Настроить детей на работу











































Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Приветствие учащихся, настрой на работу.

В начале урока обеспечивается мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.



- В каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может это все наша природа, природа нашего родного края? Изучая географию России, ее природу мы постоянно, что то новое открываем для себя. Сегодня на уроке я вам предлагаю собрать информацию о таких природных объектах нашей Родины как пещеры.





- Ребята, вы знаете, что такое пещера?

Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями [1]. Есть еще одно определение: пещера — естественная подземная полость, доступная для проникновения человека, имеющая неосвещённые солнечным светом части и длину (глубину) больше, чем два других измерения [2]. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяжённостью до нескольких десятков километров.

Два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов.

-Ребята, а вы знаете, как называется наука, которая изучает пещеры? Как называют людей данной профессии?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие по родному краю в поисках пещер. Мы с вами представим себя спелеологами и отправимся в поисках информации о пещерах на нашей территории. Всю собранную информацию о пещерах Нижнеудинского района представите в виде проекта, над которым работу начнете прямо сегодня на уроке.

Тема урока: ««Особенности природы родного края. Мир пещер»

- Сегодня в путь отправляются две группы спелеологов.

1 группа спелеологов – соберёт информацию о знаменитых Нижнеудинских пещерах.

2 группа спелеологов - соберет информацию о официально зарегистрированных пещерах Нижнеудинского района.

Возникает вопрос, каким образом работают группы?

Для работы у вас на столах лежат дорожные карты для работы над проектом, который должен у нас получиться по итогу урока.


Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха.

Личностные: формирование мотивационной готовности к учебной деятельности.









































Высказывают свое мнение.

Слушают учителя, формулируют тему и цели урока, определяют личную значимость изучаемой темы.

(Фронтальная работа)

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные: постановка учебной задачи



Комплектация в группы (команды), выбор капитанов.




-Ребята, чтобы нам легко было собрать необходимую информацию о пещерах нашего края, нам необходимо закрепить информацию о видах пещер, их образовании.

Существуют искусственные (образованные человеком) и естественные (образованные природными процессами) пещеры. Определения видов происхождения пещер найдите в Интернете. Естественные пещеры делятся по происхождению (ведущему процессу) на следующие пять видов. Подводим итог.

Карстовые.  Самая многочисленная группа. Они же самые красивые, глубокие и протяженные. Процесс их образования является следствием растворения различных пород в воде (гипса, известняка, мела, соли, мрамора и т.д.). Именно в карстовых пещерах образуются сталактиты, сталагмиты, а также геликаты и удивительный пещерный оникс.

Эрозионные. Схожи по процессу образования с карстовыми, однако эрозионные пещеры образуются в результате механической эрозии, т.е. вымываются водой, содержащей твердые крупинки (песок, осколки камней и т.д.). Часто образуются по береговой линии. 

Тектонические. Образуются на местах тектонических разломов. Наиболее распространены в бортах речных долин, глубоко вклинившихся в плоскогорье.

Такие пещеры могут возникать в любых породах в результате образования тектонических разломов. Изучены они сравнительно слабо. Помимо тектонических встречаются и гравитационные пещеры — полости, образованные в результате обрушения породы внутри горных массивов под действием силы тяжести.

Вулканические. Образуются следующим образом: при извержении вулкана лавовый поток, остывая, покрывается коркой, образуя лавовую трубу. Внутри трубы лава продолжает какое-то время течь, что приводит к образованию полости. Также к вулканическим относятся пещеры, образованные жерлами вулканов

Ледниковые. Образуются в теле ледников. Среди ледниковых пещер различают пещеры, образованные талой водой, пещеры, образуемые в ледниках на месте выхода подледниковых и внутриледниковых вод, а также пещеры, образующиеся в ледниках на местах выхода подледниковых термальных источников.

-Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о самых известных и красивых пещерах нашей страны России.( видеофрагмент на 8 мин)

-Ваша задача определить, какого происхождения пещеры нашего края? (предлагаю обучающимся тексты с описанием некоторых пещер Нижнеудинского района)

-Все верно! Вы разобрались с видами пещер, рассмотрели их образование, в дорожных картах сделали все необходимые записи.









-Давайте с вами подведем итог урока! Один из вашей группы представит дорожную карту с работой, которая перед каждым стояла, были ли достигнуты результаты?

Анализируем материал проектов.













Организую рефлексию в виде проекта «Закончи предложения (интервью)». Учащиеся по очереди читают начало фразы из рефлексивного ряда и продолжают ее.

Рефлексивный ряд:

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

мне понравилось….

было трудно…

я выполнял(а) …

я понял(а), что…

теперь я могу…

меня удивило…

мне захотелось…



-Теперь вы по праву можете называть себя «спелеологами», с такими знаниями как у вас, ничто и никто не сможет сбить вас с намеченного пути или ввести в заблуждение.

Вы многое теперь знаете о пещерах, но чтобы знать больше вам необходимо дома выполнить задание на выбор:

 

В ходе урока мы выяснили, что на территории Нижнеудинского района существует большое количество пещер. Есть пещеры официально признанные памятниками природы и есть пещеры мало изученные. В сети Интернет можно найти много информации о Нижнеудинских пещерах (мы их называем Богатырскими). Я вам предлагаю выполнить проект по одной из предложенных тем:

  1. «Пещеры-памятники природы Нижнеудинского района». Об этих пещерах много сведений в интернете.

  2. Пещера в Унылском провале. Об этой пещеры нет сведений в официальных источниках, но несколько жителей села Порог побывали в этой пещере. У них есть фото и видео съёмки. За информацией можно обратиться к Фурзанову С.Г., Титоренко И.И., Русанову Ю.Л.




Дают ответы на заданные вопросы.

На физической карте России крупные формы рельефа. Аналогично работают с картой Иркутской области.

Познавательные:

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью ИКТ технологий.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, давать оценку ее результатам.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, оформлять свои мысли в дорожной карте.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

































Каждая группа работают с материалом предложенным учителем, и все необходимые данные вносят в дорожную карту.









Учащиеся отслеживают и анализируют результаты своей деятельности в дорожных картах, наряду с количественной оценкой, дают качественную. Что позволяет оценить свои успехи и сравнить их с успехами одноклассников.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности одноклассников.



Высказываются по очереди одним предложением по началу фразы рефлексивного ряда. Определяют уровень достижений своих результатов

(Фронтальная работа)

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: оценивать результаты свей деятельности и всего класса





Записывают в дневники.

Познавательные: творческое применение знаний и умений.
































План изучения пещер Нижнеудинского района.

  1. Официальное название.

  2. Географическое местоположение пещер.

  3. История открытия.

  4. Описание пещер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!