- Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Природа и человек»; - Уметь выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений по данной теме; - Подготовить на основе дополнительных источников информации вопросы для создания мини-проекта на уроке; | Познавательные УУД Смогут: 1.Определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. 2. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Строить логические рассуждения, включающее установление причинно- следственных связей. 3. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок, схему). 5. Проводить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Регулятивные УУД Смогут: 1.Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2.Самостоятельно планировать пути достижения целей.Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. 4.Владеть основами самоконтроля, самооценки. 5. Оценивать результаты своей деятельности и всего класса. Коммуникативные УУД Смогут: 1.Организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе. 2. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, чувств и потребностей. 3.Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. 4. В дискуссии выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль. 5. Понимая позицию другого, различать в его речи мнение, доказательство, факты. 6.Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, договариваться с людьми, имеющими иную позицию. Личностные УУД Будут оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других. Формирование положительного отношения к процессу познания. |
1. 2. | Организационный (1-2 мин) Цель. Настроить детей на работу Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне | Приветствие учащихся, настрой на работу. В начале урока обеспечивается мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. - В каждом из нас заложено стремление познавать мир. Это стремление связано с ожиданием чего-то таинственного. Мы хотим бесконечно вглядываться в бездонное звездное небо, в неповторимый бег морских волн, в пламя костров. Откуда в нас это? Может это все наша природа, природа нашего родного края? Изучая географию России, ее природу мы постоянно, что то новое открываем для себя. Сегодня на уроке я вам предлагаю собрать информацию о таких природных объектах нашей Родины как пещеры. - Ребята, вы знаете, что такое пещера? Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями [1]. Есть еще одно определение: пещера — естественная подземная полость, доступная для проникновения человека, имеющая неосвещённые солнечным светом части и длину (глубину) больше, чем два других измерения [2]. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяжённостью до нескольких десятков километров. Два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов. -Ребята, а вы знаете, как называется наука, которая изучает пещеры? Как называют людей данной профессии? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие по родному краю в поисках пещер. Мы с вами представим себя спелеологами и отправимся в поисках информации о пещерах на нашей территории. Всю собранную информацию о пещерах Нижнеудинского района представите в виде проекта, над которым работу начнете прямо сегодня на уроке. Тема урока: ««Особенности природы родного края. Мир пещер» - Сегодня в путь отправляются две группы спелеологов. 1 группа спелеологов – соберёт информацию о знаменитых Нижнеудинских пещерах. 2 группа спелеологов - соберет информацию о официально зарегистрированных пещерах Нижнеудинского района. Возникает вопрос, каким образом работают группы? Для работы у вас на столах лежат дорожные карты для работы над проектом, который должен у нас получиться по итогу урока. | Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха. Личностные: формирование мотивационной готовности к учебной деятельности. Высказывают свое мнение. Слушают учителя, формулируют тему и цели урока, определяют личную значимость изучаемой темы. (Фронтальная работа) Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности Регулятивные: постановка учебной задачи Комплектация в группы (команды), выбор капитанов. |
| | -Ребята, чтобы нам легко было собрать необходимую информацию о пещерах нашего края, нам необходимо закрепить информацию о видах пещер, их образовании. Существуют искусственные (образованные человеком) и естественные (образованные природными процессами) пещеры. Определения видов происхождения пещер найдите в Интернете. Естественные пещеры делятся по происхождению (ведущему процессу) на следующие пять видов. Подводим итог. Карстовые. Самая многочисленная группа. Они же самые красивые, глубокие и протяженные. Процесс их образования является следствием растворения различных пород в воде (гипса, известняка, мела, соли, мрамора и т.д.). Именно в карстовых пещерах образуются сталактиты, сталагмиты, а также геликаты и удивительный пещерный оникс. Эрозионные. Схожи по процессу образования с карстовыми, однако эрозионные пещеры образуются в результате механической эрозии, т.е. вымываются водой, содержащей твердые крупинки (песок, осколки камней и т.д.). Часто образуются по береговой линии. Тектонические. Образуются на местах тектонических разломов. Наиболее распространены в бортах речных долин, глубоко вклинившихся в плоскогорье. Такие пещеры могут возникать в любых породах в результате образования тектонических разломов. Изучены они сравнительно слабо. Помимо тектонических встречаются и гравитационные пещеры — полости, образованные в результате обрушения породы внутри горных массивов под действием силы тяжести. Вулканические. Образуются следующим образом: при извержении вулкана лавовый поток, остывая, покрывается коркой, образуя лавовую трубу. Внутри трубы лава продолжает какое-то время течь, что приводит к образованию полости. Также к вулканическим относятся пещеры, образованные жерлами вулканов Ледниковые. Образуются в теле ледников. Среди ледниковых пещер различают пещеры, образованные талой водой, пещеры, образуемые в ледниках на месте выхода подледниковых и внутриледниковых вод, а также пещеры, образующиеся в ледниках на местах выхода подледниковых термальных источников. -Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о самых известных и красивых пещерах нашей страны России.( видеофрагмент на 8 мин) -Ваша задача определить, какого происхождения пещеры нашего края? (предлагаю обучающимся тексты с описанием некоторых пещер Нижнеудинского района) -Все верно! Вы разобрались с видами пещер, рассмотрели их образование, в дорожных картах сделали все необходимые записи. -Давайте с вами подведем итог урока! Один из вашей группы представит дорожную карту с работой, которая перед каждым стояла, были ли достигнуты результаты? Анализируем материал проектов. Организую рефлексию в виде проекта «Закончи предложения (интервью)». Учащиеся по очереди читают начало фразы из рефлексивного ряда и продолжают ее. Рефлексивный ряд: сегодня я узнал(а)… было интересно… мне понравилось…. было трудно… я выполнял(а) … я понял(а), что… теперь я могу… меня удивило… мне захотелось… -Теперь вы по праву можете называть себя «спелеологами», с такими знаниями как у вас, ничто и никто не сможет сбить вас с намеченного пути или ввести в заблуждение. Вы многое теперь знаете о пещерах, но чтобы знать больше вам необходимо дома выполнить задание на выбор: В ходе урока мы выяснили, что на территории Нижнеудинского района существует большое количество пещер. Есть пещеры официально признанные памятниками природы и есть пещеры мало изученные. В сети Интернет можно найти много информации о Нижнеудинских пещерах (мы их называем Богатырскими). Я вам предлагаю выполнить проект по одной из предложенных тем: «Пещеры-памятники природы Нижнеудинского района». Об этих пещерах много сведений в интернете. Пещера в Унылском провале. Об этой пещеры нет сведений в официальных источниках, но несколько жителей села Порог побывали в этой пещере. У них есть фото и видео съёмки. За информацией можно обратиться к Фурзанову С.Г., Титоренко И.И., Русанову Ю.Л. | Дают ответы на заданные вопросы. На физической карте России крупные формы рельефа. Аналогично работают с картой Иркутской области. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью ИКТ технологий. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, давать оценку ее результатам. Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, оформлять свои мысли в дорожной карте. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Каждая группа работают с материалом предложенным учителем, и все необходимые данные вносят в дорожную карту. Учащиеся отслеживают и анализируют результаты своей деятельности в дорожных картах, наряду с количественной оценкой, дают качественную. Что позволяет оценить свои успехи и сравнить их с успехами одноклассников. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивать результаты деятельности одноклассников. Высказываются по очереди одним предложением по началу фразы рефлексивного ряда. Определяют уровень достижений своих результатов (Фронтальная работа) Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивать результаты свей деятельности и всего класса Записывают в дневники. Познавательные: творческое применение знаний и умений. |