СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"»

Технологическая карта урока географии в 8 классе


Тема урока

Байкал – жемчужина Сибири

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Цель урока

ознакомление с природными особенностями Байкала

Задачи урока

образовательная: расширить кругозор обучающихся о природе своей Родины, показать обучающимся значимость озера Байкал в природе Сибири и жизни человека

развивающая: развивать у обучающихся умение анализировать причинно-следственные связи, формулировать выводы

воспитательная: воспитывать интерес к предмету

Методы работы

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Уровень изучения

базовый

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная, работа в парах

Используемые технологии

здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, критического мышления, проблемное обучение

Оборудование

компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, презентация, цветная бумага, ножницы, клей, лист ватмана


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению, осознание значимости знаний о природных особенностях Байкала для практической жизни людей

Метапредметные: развитие познавательной активности, умения организовывать сотрудничество с учителем и со сверстниками, умения организовывать свою деятельность и оценивать достигнутые результаты

Предметные: знакомство с новыми биологическими понятиями, формирование знаний об уникальных природных особенностях Байкала


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка подготовленности к уроку. Деление обучающихся на группы

Приветствие учителя, настраивание на работу

2.Мотивация учебной деятельности

Показ видео « Шум волн Байкала»:

- Что это?

- Святыня России, одно из чудес планеты, великан, богатырь, красавец, уникальное озеро…Байкал. Говорят: «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал»

- Вы были на Байкале? Значит, еще побываете. А пока взгляните на него моими глазами

Презентация «Мои фото»


Смотрят видео, определяют водный объект

3.Постановка темы и цели урока

А теперь давайте определим, как будет называться тема нашего урока?

Тема: «Байкал – жемчужина Сибири»

И так, напишем тему нашего урока рабочих листах, которые лежат на ваших партах.

А вы знаете размеры Байкала, его возраст? А почему он так называется? А какие опасности есть на Байкале? А что бы вы хотели узнать про Байкал?

- Значит, у нас с вами сегодня целое озеро работы. Работать будем парами и все вместе. Надеюсь, у нас все получится. Лев Семенович Берг крупный ученый, академик Российской академии наук сказал: «Байкал – это чудо природы во всех отношениях». Предлагаю всем убедиться в этом.

Определяют тему и цель урока

4.Освоение нового материала

Задание 1

- Сначала поработаем в парах: гидрологи, климатологи, геологи. Что изучают люди этих профессий?

- Перед вами тексты [Приложение 1] с заданиями:

  1. Ознакомьтесь с текстом

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте выступление перед классом (отметьте прямо в тексте)

  4. Расскажите (или зачитайте) всему классу выбранную вами информацию.

Задание 2

А теперь все будем зоологами. А что бы мы были грамотными зоологами, познакомьтесь с органическим миром Байкала

- Так как вы еще новички-зоологи, у вас новый текст «Зоологи» [Приложение 2]. С помощью которых, вы будете помогать мне заполнять кроссворд, если будете испытывать затруднение при ответах.

Вопросы к кроссворду:

1.Преобладающими растениями Байкала являются? (водоросли)

2.Рыба – «визитная карточка» Байкала? (омуль)

3.Единственное млекопитающее Байкала? (нерпа)

4.Естественный биофильтр Байкала? (рачок эпишура)

5.Живородящая рыба Байкала? (голомянка)

5

1

г



в

о

д

о

р

о

с

л

и



2

л












о










о

м

у

л

ь





3

4

я





н

е

р

п

а


к



р

а

ч

о

к


э

п

и

ш

у

р

а



(Сообщение о голомянке в сопровождении презентации)

Обучающиеся работают в парах. Пары по очереди выступают, все по ходу заполняют рабочие листы












Читают текст. Разгадывают кроссворд, слушают сообщение о голомянке, просматривают презентацию к теме сообщения

5.Разминка

А теперь давайте немного отдохнем, заодно вспомним биологию и математику. В ответ на мои вопросы поднимайте одну или две руки.

- Сколько у вас глаз? (2)

- Сколько в классе дверей? (2)

- Сколько у вас верхних конечностей? (2)

- Сколько у вас жизней? (1)

- Сколько в классе искусственных цветов? (1)

- Сколько у вас уроков географии в неделю? (2)

Выполняют физические упражнения

6.Проверка первичного усвоения

- Ну что отдохнули, теперь за работу. Скоро вам предстоит сдавать ОГЭ. Попробуем с помощью Байкала сделать одно из типовых заданий. Нужно соотнести понятия друг с другом. Только на этот раз работать нужно не в паре, а каждый сам за себя. Подпишите листы. Переверните все тексты

1. Самый большой остров Байкала

2. Самый сильный ветер на Байкале

3. Залив, образовавшийся после землетрясения

4. Река, вытекающая из Байкала

5. Единственное млекопитающее Байкала

6. Самая крупная, впадающая в Байкал, река

7.Живородящая рыба Байкала

А)Провал Б) Ангара В)Сарма Г)Голомянка Д)Селенга Е)Нерпа Ж)Ольхон

- Обменяйтесь работами друг с другом, проверьте по ключам (ответам) [Приложение 3] и поставьте оценки.


Выполняют задание в формате ОГЭ, обмениваются работами и оценивают друг друга

7.Применение изученного материала

Задание 1

- Вам сейчас были предложены два вопроса про реки Байкала. Мне интересно, как вы с ними справились. Итак, как называется самая крупная река, впадающая в Байкал? (Селенга). А какая река вытекает из него? (Ангара).

- Действительно, Байкал уникален еще и тем, что в него впадает более 336 рек, а вытекает всего одна Ангара. Новое задание как раз про реки. Это задание по функциональной грамотности, внимательнее вчитывайтесь в текст [Приложение 4]

Задание 2

- А теперь представьте, что вы переписываетесь с другом из другой страны. И он просит вас описать Байкал в следующей форме: 3 существительных, 5 прилагательных, 4 глагола. И одно предложение – ваше отношение к Байкалу [Приложение 5].

Выполняют задание по функциональной грамотности















Выполняют задание по карточке





8.Рефлексия

- Заполните карточки на вашем столе [Приложение 6].

Выполняют задание по карточке



9.Домашнее задание

- Я предлагаю вам оформить памятку для туриста, так как нужно повышать экологическую культуру посетителей этого уникального объекта природы.


Записывают домашнее задание

10.Творческое задание

- А сейчас все вместе оформите эмблему озера Байкал

На листе ватмана коллективно выполняют эмблему Байкала























Приложение 1


«Геологи»

“Происхождение озера и его рельеф”

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте выступление перед классом (отметьте прямо в тексте)

  4. Расскажите (или зачитайте) всему классу выбранную вами информацию.

Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Длина озера 620 км. Ширина – от 24 до 79 км. Островов – 27. Самый крупный остров – Ольхон, расположен в центре озера.

Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются.

Из поколения в поколение рассказывают старожилы, как в 1861 году на Байкале, севернее дельты реки Селенги, во время землетрясения силой 11 баллов участок суши в 209 кв. км за сутки опустился под воду на глубину 2 метра. Новый залив назвали Провалом, и глубина его теперь около 11 метров. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 мелких толчков землетрясений.

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т. е. имеет тектоническое происхождение.  Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Глубина озера 1642м., средняя глубина 744м.

Байкал -  самым глубокое озеро планеты.




«Гидрологи»

“Уникальность воды озера”

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте выступление перед классом (отметьте прямо в тексте)

  4. Расскажите (или зачитайте) всему классу выбранную вами информацию.



Байкал называют – колодец планеты. «Байгал – далай» - называют его буряты, что означает «Байкал – море». Пресноводное озеро, имеет уникальную чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Важной особенностью, отличающей Байкал от других глубоких озер, является высокая концентрация кислорода в его водах, распространяющаяся до наибольших глубин.

По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1литре менее 0,1 г солей, т.е. соленость воды равна 0,1‰) . В чистоте и прозрачности уникальность воды Байкала!

А еще огромным объемом воды. Озеро содержит 20% доступной питьевой воды планеты!

Полная смена воды происходит в течение 332 лет.

В озеро впадает 336 рек. Самая крупная из них – Селенга.

И лишь одна река – Ангара (приток Енисея) вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная (температура -10 - 12 ºС). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, но и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июле они тают у берегов. Байкал закован в ледяной панцирь 4-4.5 месяца в году, в северной части - до 6,5 месяцев. Байкальский лед может достигать толщины 2.3 метра.



«Климатологи»

“Особенности климата Байкала”

Задание:

  1. Ознакомьтесь с текстом

  2. Выберите в тексте предложения, отражающие главную мысль всего отрывка;

  3. Составьте выступление перед классом (отметьте прямо в тексте)

  4. Расскажите (или зачитайте) всему классу выбранную вами информацию.



Климат по типу резко континентальный (малоснежные безветренные морозные зимы, жаркое короткое лето).  Средняя температура января - 24ºС, июля +15ºС. в течение года наблюдается большое количество солнечных дней (более 310)..

Байкал оказывает смягчающее влияние  на климат прибрежной зоны. Зимой здесь на 5-7 градусов теплее, а летом – прохладнее.

Водные массы летом прогреваются до глубины 200-250 метров, и как аккумулятор, накапливают огромное количество тепла. Поэтому, несмотря на суровые сибирские зимы, озеро долго не замерзает.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры.

При верховике, так называют северный ветер, дующий из долины реки Верхняя Ангара вдоль озера с севера на юг, стоит солнечная погода, он дует спокойно, без резких порывов, у берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной.

Баргузин - дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Он приносит с собой устойчивую солнечную погоду.

Култук — ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду.

Сарма — самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Он поднимает штормовые волны на Байкале высотой 4-5 метров, дует со скоростью до 60 м/с. 



Приложение 2

Текст «Зоологи»

Древность озера и его длительная изоляция позволили сформироваться уникальному растительному и животному миру Байкала. Общее число эндемичных (нигде, кроме Байкала, не встречающихся) видов животных сейчас приближается уже к 2,5 тысячам. 70% из всех обитающих – эндемики.

Эндемики озера: (не встречаются больше нигде)

Самый многочисленный обитатель прозрачных байкальских глубин - веслоногий рачок - эпишура. Питаясь мельчайшими планктонными водорослями, бактериями, он является прекрасным фильтром Байкала.

В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, омуль, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и др.

Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала — голомянка.  Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера,— байкальская нерпа. Она точь - в - точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов.

Берега Байкала заняты тайгой – из кедра, сосны, лиственницы, красивейшим покровом цветковых растений.

В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурый медведь, лось и другие.



Приложение 3



1

2

3

4

5

6

7

Ж

В

А

Б

Е

Д

Г





Приложение 4


Задание по функциональной грамотности

« Озеро Байкал уникально. В него впадает более 336 рек, а вытекает одна Ангара. Озеро очень древнее. Его возраст 15-20 млн. лет. Белый диск в воде Байкала виден на глубине 40 м, настолько вода прозрачна. По химическому составу почти дистиллированная.»

1)В связи с чем на Байкале много эндемиков?

2)Почему вода из Байкала может быть использована как в быту, так и в производстве?

3)По какой причине Байкал по запасам водной энергии превосходит энергетическую мощность Волги, Камы и Дона вместе взятых?



Приложение 5

3 существительных:___________, ___________, ____________

5 прилагательных:_______________, _____________, ___________,

____________, _______________

4 глагола:_________, _____________, _____________, ____________

  1. предложение: ваше отношение к Байкалу.











Приложение 6



Урок

Информация на уроке

Я на уроке

Скучный

Доступная

Понял(а)

Сложный

Недоступная

Не понял(а)

Интересный

Полезная

Затрудняюсь ответить















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!