СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Город Россошь и Россошанский район в период оккупации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок исследования и комплексного применения знаний с элементами интеграции (обществознание +история +краеведение)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Город Россошь и Россошанский район в период оккупации"»

Технологическая карта урока

«Мой лучший урок навстречу Победе»









Тема: « Город Россошь и Россошанский

район в период оккупации»




Выполнила: Соколова Ольга Петровна

учитель истории

МКОУ СОШ № 24 г. Россоши















Россошь

2022

Разработка интегрированного урока по учебным предметам «История», «Обществознание», «Краеведение»




Учитель истории

Соколова Ольга Петровна

Место проведения урока

МКОУ СОШ № 24 г. Россоши

Дата


Класс

11

Раздел

«Мировые войны в истории человечества. Вторая Мировая война». Тема главы: «Великая Отечественная война 1941-1945годах»

Пояснение

Урок расширен краеведческим материалом, интегрирован. Привлечены материалы обществоведческого курса по теме: «Международная защита прав человека»

Тема урока

«Фашистский оккупационный режим.Город Россошь и Россошанский район в период оккупации»

Тип урока:

Урок исследования и комплексного применения знаний с элементами интеграции (обществознание +история +краеведение)

Форма урока

урок «Открытых мыслей»

Педагогическая цель

Формирование представления о том, что фашизм –международное преступление

Задачи урока:

Обучающая:

- формировать познавательную самостоятельность обучающихся путём создания проблемой ситуации;

- исследовать и проанализировать исторические источники, подтверждающие трагические последствия войны для народа;

-углубить знания учащихся по теме «Фашистский оккупационный режим»;

- познакомить с планом «Ост» и средствами для его проведения на оккупированной территории в годы ВОВ;

- сравнить положение военной оккупации по международному праву и проводимое германским командованием;

- расширить знания учащихся о жизни и героизме мирного населения Россошанского района в годы фашистского режима;

Развивающая:

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, выделять главное, делать сравнительный анализ, обобщать, делать выводы, систематизировать знания;

- активизировать творческое начало у обучающихся;

- создавать условия для реальной самооценки учащихся;

- вырабатывать навыки самостоятельной работы с источниками;

Воспитывающая:

-способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа;

-формировать толерантное сознание, патриотизм, доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушать одноклассников ;

- учить сопереживать, нравственно оценивать мир, проявлять активную позицию нетерпимости к современным проявлениям фашизма.

Методы обучения:


-по виду источника информации:

• словесные(объяснение, характеристика, описание, рассказ, беседа при активизации познавательной деятельности);

• наглядные(видеоматериал, презентация, книги, работа с картой, документами, диаграммой);

• практические ситуационные задания, графические упражнения (заполнение таблицы, работа по карте, составление статистических данных);

- по уровню включения в продуктивную деятельность:

• объяснительно-иллюстративный (демонстрация видео, работа с диаграммой, таблицей, презентация);

• проблемный (постановка проблемы);

• частично - поисковый (учитель разделяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по поиску ее решения);

• исследовательский (самостоятельное решение познавательной задачи: юристы –документы; аналитики –статистику; краеведы, политологи –информацию);

-по уровню познавательной самостоятельности и активности учащихся:

•информационный (изложение без элементов проблемности: сообщения, объяснения - политологи, краеведы);

•проблемное изложение знаний (показательное решение проблемы –фашизм –международное преступление);

•эвристический (организация поисковой деятельности: каждая группа получила определенное задание)

Формы организации образовательной деятельности:


- индивидуальная (сообщение);

-фронтальная;

- групповая (политологи, аналитики, краеведы, юристы) .

Используемые технологии обучения

-технология интегрированного обучения;

-технология интерактивного обучения;

-технология мастерских;

-проектная технология

Оборудование:

интерактивная доска, проектор

Образовательные ресурсы:

- презентация «Фашистский оккупационный режим»;

-исторические документы:

-Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907г.

- Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907.

-Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны;

- http://www.historia.ru -Электронный журнал «Мир истории»;

- http://www.hrono.info/dokum/ -Портал ХРОНОС Всемирная история в Интернете;

- http://www.rusarchives.ru - Сайт «Архивы России»

Средства обучения

1.История России.11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П.Карпова.-М.: Просвещение, 2016

2. А.Я. Морозов История Россоши.Воронеж. «Кварта» 2007.

3. А.Я. Морозов «Пусть с ними нас соединяет память».Воронеж. «Кварта» 2013.

4. С.И. Филоненко, А.С. Филоненко Острогожско – Россошанская операция – «Сталинград на Верхнем Дону»: «Катастрофа итальянского альпийского корпуса» Серия: История России. ISBN: 5-89609-059-5. Издательство: Кварта Год издания: 2005с- 488.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводная часть

1. Организационный этап

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников и присутствующих.

-Здравствуйте, садитесь!

-Мы с вами заканчиваем раздел истории, посвященный Великой Отечественной войне 1941-1945года. Данному уроку предшествовала работа по группам с определенным заданием.

-Руководители, представьте группы и вашу деятельность.

Таким образом, на основе исследования и анализа исторических источников, которые вы подобрали, мы проводим с вами урок «Открытых мыслей».


Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу.


Аналитики – подбор и обработка статистического материала.

Юристы- изучение нормативно-правовых документов

Политологи- характеристика основных аспектов фашистского оккупационного режима.

Краеведы- подбор и обработка краеведческого материала


2. Актуализация, целеполагание, мотивация

















3. Оформление темы и цели урока

















4. Постановка проблемы.

Планирование работы.

…о разве ж то люди? Никто не поверит

При встрече с одетым в мундиры зверьём.

Они и едят не как люди — как звери,

Глотают парную свинину сырьём.



У них и повадки совсем не людские,

Скажите, способен ли кто из людей

Пытать старика на верёвке таская,

Насиловать мать на глазах у детей?



Закапывать жителей мирных

живыми,

За то, что обличьем с тобой не одно.

Нет! Врёте! Чужое присвоили имя!

Людьми вас никто не считает давно.



-Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока.



-Почему решили, что «фашизм»?



-Есть ли актуальность этой темы на сегодняшний день



-Итак, на основе вышесказанного, тема сегодняшнего урока

«Фашистский оккупационный режим.


-Какие предположения, кусаемые темы могут добавить группа краеведов?

-Как вы думаете, можем ли мы конкретизировать эту тему?

Город Россошь и Россошанский район в период оккупации».



Эпиграфом нашего урока будут слова



«Не поддаться беспамятству» К.Костин


-С какими трудностями вы столкнулись при подготовке к уроку?



-Я надеюсь, что эти трудности не помешали вам прийти к определенным выводам.

Сегодня на уроке мы попытаемся

доказать, что Фашизм - международное преступление.





Высказывают свою точку зрения, предполагают тему урока, вспоминают все, что они знают о фашизме.

Отвечают на вопросы.
















Приводят примеры актуальности темы.


















Каждая группа определяет круг своих трудностей.


Обсуждают проблемное задание.



II. Практическая деятельность учащихся.

1.Статистика войны

Группа Аналитики




-Вторая мировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству

неисчислимые страдания.





Группа « Аналитики»

-Какие доказательства вы можете привести?












-обратите внимание на цифры погибшего гражданского население, в основе - это фашистская оккупация.


(работа с таблицей «Статистические данные» см. Приложение)

Аналитики представляют результат своей работы: таблицы количества погибших в войне, раненых, попавших в плен.

Россия -1418 бессонных дней и ночей,

это 26 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.



На основе исследования статистических данных обучающиеся приходят к определенному выводу.

Вторая мировая война по количеству жертв и материальным потерям превосходила Первую мировую войну.

2. Работа с документами.

Работа группы «Юристов»

Группа «Юристы»

-Как определяется военная оккупация с точки зрения международного права?




-Сравните эти положения с фашистской оккупацией?






-Какой вывод можно сделать?





-При этом гитлеровское командование заранее позаботилось о том, чтобы придать своим зверствам видимость законности.






-Какие документы это подтверждают?















-А в совершенно секретном документе с замечаниями и предложениями по плану "Ост", датированным 27 апреля 1942 года, прямо указывается:

"Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве /имеется в виду СССР/. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русский народ, разобщить их.



-Как советская историография характеризует план «Ост»?

«Юристы» дают определение понятия, характерные меры.


Обучающиеся дают характеристику фашистской оккупации, сравнивают с положением


Обучающие формируют вывод: основополагающие принципы международного права были цинично

Отвергнуты.




Ребята представляют документы, подтверждающие зверства фашистов.


Генеральный план «Ост», план «Барбаросса»

Генеральный план Ост (нем. GeneralplanOst) — обширная программа закрепления господства Третьего рейха в Восточной Европе; предусматривал принудительное выселение с территории Польши и оккупированных областей СССР до 75 — 85 процентов населения и размещение его в Западной Сибири, на Северном Кавказе и в Южной Америке.[1]

«Генеральный план Ост» представлял собой комплекс документов, посвященных вопросам заселения «восточных территорий» (Польши и Советского Союза) в случае победы Германии в войне.












Цитируют документы, сравнивают, приходят к выводу.

3. Презентация доказательства фашистской оккупации



-Какие примеры в доказательства жестокости фашистов к военнопленным и гражданским лицам, вы можете привести?



План:

1. Фашистский оккупационный режим на территории Польши. ( Освенцим)

2. Фашистский оккупационный режим на территории Белоруссии. (Хатынь)

3. Фашистский оккупационный режим на территории Украины. (Бабий Яр)

4 . Фашистский оккупационный режим на территории Россошанского района.

1.Концентрационные лагеря – места массового заключения и физического уничтожения людей.

2). Карательные операции – совокупность репрессивных, военных и политических акций для захвата и уничтожения материальных и людских ресурсов.

Группа «Политологов» доказывает на примерах нечеловеческие страдания, горе, боль.

Более подробно группа «Краеведов» останавливается на истории своего края.

-Приводят примеры героического труда в годы войны железнодорожников.

4. Дети войны.

Просмотр видеоклиппа

Т.Гвардцителли «Дети войны».

- Величайшую чашу горя, бед и страданий испил наш народ-победитель, и среди жертв фашистской оккупации были дети.



Статисты озвучивают количество погибших детей в годы войны.

5. Анализ анкетирования.

Анкета

1. Что вам известно о плане «Ост» германского рейха?

2. Каким представлялось будущее славянского народа по планам Гитлера?

3. На каком положении находилась территория Россошанского района с июля 1942 года по январь 1943 года?

4. Считаете ли вы, что оккупанты (особенно итальянцы) вели себя довольно мирно на оккупированной территории?

5. Разделяете ли вы точку зрения, что можно найти оправдание для оккупантов: «Действовали по приказу…», «Выполняли миссию по очистке СССР от коммунистического режима…»?

Группа «Краеведов» проводит анкетирование среди учащихся 8-11 классов.

Составляют диаграмму и на основе проделанной работы делают вывод.




Мы обязаны знать историю своей Отчизны!

6.Выполнение задания в рабочих листах.

-Разобрав тему, вспомнив пройденное на уроках, закрепите материал, выполнив задание в рабочих листах.

«Немецкий оккупационный режим на территории СССР».

-карательные меры;

-экономические меры;

-отношение к военнопленным.

Учащиеся выполняют задание.

III. Обсуждение достигнутых результатов работы.

-Теперь вернемся к проблемному заданию.



-Какой вывод по результатам исследования вы можете сделать.

Формулируют выводы по уроку совместно с учителем «Фашизм - международное преступление». Ученики могут задать вопрос, на который они хотели, но не получили ответ.

Рефлексия

Оценивание руководителей групп.

Учащиеся оценивают предлагаемые способы обучения, степень сложности; выражают удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью и деятельностью товарищей.

Подведение итога урока









Песня «Мир без войны»

-В канун 70-летия Великой Победы хочется верить, что все мы, не равнодушные к прошлому и будущему Родины, не допустим беспамятства по отношению к трагическим и героическим страницам нашей истории.

В Росси проводится акция «Бессмертный полк».

-Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой герой.

-Вспомним ваших родных защищавших Отечество, подарившим нам мир!

(Выходят с портретами)

-И пусть эта карта войны – станет картой мира. (голуби)


-Учащиеся заранее подготовили портреты воевавших родственников.

- Сделали поделки «Голубь – мира».

Прикрепляют на карту

военных действий голубей, тем самым закрывают фронт, наступает мир.




-Я помню! Я горжусь!


-Пусть будет мир во всем Мире!

Возложение цветов к братской могиле № 522


-Мы находимся у братской могилы № 552, где покоятся замученные, истерзанные тела узников Россошанского концлагеря.

- Светом любви нашей, нашей скорби, пусть озарятся имена павших.

Минутой молчания почтим память, не вернувшихся с войны.

Учащиеся возлагают цветы к Братской могиле. Минутой молчания выражают почтение и память к погибшим

IV. Информация о домашнем задании

Интернет ресурсы.

- http://www.historia.ru -Электронный журнал «Мир истории»;

- http://www.libussr.ru -Библиотека нормативно – правовых актов Союза Советских Социалистических республик;

- http://www.hrono.info/dokum/ -Портал ХРОНОС Всемирная история в Интернете;

- http://www.rusarchives.ru - Сайт «Архивы России»

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!