У: В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна, а сразу несколько сил. Так например, на тело лежащее на опоре, действуют сила тяжести и сила упругости опоры. Когда вы играете в игру, по перетягиванию каната, на него действуют сила направленная горизонтально в одну сторону и сила направленная в сторону противоположную первой. Вспоминаем басню И. А. Крылова "Лебедь, щука и рак"... В этой басне лебедь тянет воз вправо и вверх, щука - вправо и вниз, а рак - влево. В результате этого воз не двигается с места. Силы на него действуют, а он не движется… Как вы уже знаете, под действием силы меняется скорость движения тела. Значит, при действии на тело многих сил скорость его движения будет изменяться под действием каждой силы. Все это осложняет задачу изучения движения тел. Но ее можно упростить, если в каждом подобном случае заменить несколько сил действующих на тело, одной силой, которая окажет такое же действие, как и несколько данных сил. Эту силу называют равнодействующей. Опр: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил. Рассмотрим случай, когда на тело действуют две силы, направленные вдоль одной прямой, и попробуем найти равнодействующую этих двух сил. Для этого обратимся к опыту. Я возьму демонстрационный динамометр с круглой шкалой, закрепленный в штативе, и подвешу к его крючку груз массой 100 г. В: Можем ли мы сразу сказать, что покажет динамометр? О: Динамометр покажет приблизительно 1Н. В: Почему именно 1Н, а не 3Н или 10Н? О: На крючок динамометра будет действовать сила - вес тела. А так, как крючок (подвес) и груз неподвижны, то вес тела по своему числовому значению будет равен силе тяжести. Зная массу тела, мы всегда можем подсчитать действующую на него силу тяжести. Так, как m=100г, то Fтяж=10 Н/кг * 0,1 кг=1Н P=1Н Проделаем опыт... В: Что вы видите? О: Мы видим, что когда мы подвешиваем к крючку динамометра груз массой 100 г. динамометр показывает силу, равную 1Н. У: Давайте изобразим графически вес тела в этом случае (для удобства обозначим вес тела не буквой P, а буквой F, при этом мы не допустим никакой ошибки, так как любую силу можно обозначить буквой F; не забываем выбирать масштаб). В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась по часовой стрелке. В: А если я сниму груз массой 200г с крючка, и положу на столик динамометра груз массой 300г. Что в этом случае покажет динамометр? О: Динамометр покажет силу равную 3Н. Проделаем опыт... В: Что вы видите? О: Мы видим, что когда мы кладем на столик динамометра груз массой 300 г. динамометр показывает силу, равную 3Н. У: Давайте изобразим графически вес тела в этом случае...(Не забываем выбирать масштаб!) В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась по часовой стрелке. В: А если на столик динамометра я положу груз массой 300 г ,а к крючку подвешу груз массой 100г. Что покажет динамометр? Учащиеся высказывают свои предположения... У: Давайте изобразим графически вес грузов...(Не забываем выбирать масштаб!) В: Получается, что на динамометр действуют две силы, направленные по одной прямой в одну сторону. При этом она сила равна 3Н, а другая 1Н. Что же покажет динамометр? Учащиеся высказывают свои предположения... Проделаем опыт... В: Что показывает динамометр? О: Динамометр показывает силу равную 4Н. В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась по часовой стрелке. В: Почему в каждом из опытов стрелка динамометра поворачивается всегда в одну сторону? О: Потому что силы, действующие на динамометр, со стороны грузов, направлены в одну сторону. У: Согласно нашему опыту получается, что результирующая двух сил, действующих на динамометр равна сумме этих сил: R=F1+F2 Из нашего опыта следует, что: равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил: R=F1+F2 Изображаем графически результирующую двух сил… Выясним теперь, как найти равнодействующую двух сил, действующих на тело по одной прямой в разные стороны. Подвесим к нижнему крючку динамометра груз массой 100 г. В: Можем ли мы сразу сказать, что покажет динамометр? О: Динамометр покажет приблизительно 1Н. Проделаем опыт... В: Что вы видите? О: Мы видим, что когда мы подвешиваем к крючку динамометра груз массой 100 г. динамометр показывает силу, равную 1Н. В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась по часовой стрелке. В: А если я сниму груз массой 100г с крючка, и подвешу к нити, привязанной к верхнему крючу и перекинутой через блок, груз массой 300 г. Что в этом случае покажет динамометр? О: Динамометр покажет силу равную 3Н. Проделаем опыт... В: Что же показывает динамометр? О: Динамометр показывает силу, равную 3Н В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась против часовой стрелки. В: А почему в одном случае (когда мы подвешиваем гирю к нижнему крючку) стрелка динамометра отклоняется по часовой стрелке, а в другом против?О: Дело в том, что в одном случае сила направлена вниз, а в другом вверх. В: Что же тогда покажет динамометр, если я к нижнему крючку подвешу груз массой 100 г, а к нитке, привязанной к верхнему крючку и перекинутой через блок, подвешу груз массой 300 г? Учащиеся высказывают свои предположения... У: Давайте изобразим графически силы, действующие на динамометр со стороны грузов...(Не забываем выбирать масштаб!) В: Получается, что на динамометр действуют две силы, направленные по одной прямой в противоположные стороны. При этом одна сила равна 3Н, а другая 1Н. Что же покажет динамометр? Куда повернется стрелка динамометра? Учащиеся высказывают свои предположения... Давайте проделаем опыт... В: Что же показывает динамометр? О: Динамометр показывает силу в 2Н. В: В какую сторону поворачивалась стрелка динамометра в нашем опыте? По часовой стрелке или против часовой? О: Стрелка динамометра поворачивалась против часовой стрелки. В: Какой вывод мы можем сделать на основании этого факта? О: Раз стрелка динамометра повернулась против часовой стрелки, значит результирующая сила, действующая на него со стороны грузов направлена так же, как и сила действующая на него со стороны верхнего груза. У: Действительно, результирующая сила, действующая на динамометр со стороны грузов направлена вверх, т.е. в сторону большей силы. Кроме того, ее модуль равен разности двух сил: R=3Н-1Н=2Н Изобразим результирующую этих двух сил... Из нашего опыта следует, что: равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил R=F2-F1 В: Что покажет динамометр, если я к нижнему крючку подвешу груз массой 200 г, а к нитке, привязанной к верхнему крючку и перекинутой через блок, подвешу груз массой 200 г? О: Динамометр покажет 0Н. В: Почему? О: Потому что, на динамометр действуют две силы, направленные по одной прямой в противоположные стороны. При этом обе они равны 2Н: R=2Н-2Н=0 Проделываем опыт... В: Что же показывает динамометр? О: Динамометр показывает 0Н. У: Мы уже раньше говорили с вами о том, что если на тело действуют равные, но противоположно направленные силы, то оно находится в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. Давайте попробуем теперь убедиться в этом на опыте, и обосновать это утверждение с помощью полученных нами правил для сложения сил направленных вдоль одной прямой. Возьмем пробку с булавочками и привязанными к ней нитками. Перекинем нити через блоки, а к их концам подвесим грузы… В: Если справа и слева мы подвесим одинаковые грузы, то что будет происходить в этой системе и почему? О: Если с обоих сторон мы подвесим одинаковые грузы, то пробка будет покоиться, так как на нее будут действовать равные и противоположно направленные силы, результирующая которых, согласно полученным нами правилам сложения сил, направленных вдоль одной прямой, равна нулю. Проделаем опыт… В: А что произойдет в нашей системе, если на один, из подвешенных грузов, я положу две стирательные резинки? О: Пробка придет в движение так, как в одном из направлений на нее будет действовать большая сила, чем в другом. Результирующая сила, действующая на нее не равна нулю! | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. |