СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Индивидуальное развитие" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Комбинированный урок по теме "Индивидуальное развитие" в 9 классе.  В ходе изучения материала учащиеся знакомятся с  законом  "Зародышевого сходства" К. Бэра, биогенетическим законом Геккеля -Мюллера, закрепляют знания 7 класс о типах развития животных.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Индивидуальное развитие" 9 класс»

Тема. Индивидуальное развитие организма. Биогенетический закон.

Тип урока : комбинированный.

Цель:

формирование общих знаний о закономерностях развития и сути биогенетического закона.

Задачи.

обучающие: выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.

развивающие: продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: презентация, таблицы, модель онтогенез.

Формируемые УУД.

Предметные результаты.

Знать понятия онтогенез и филогенез, формулировку и суть биогенетического закона развития.

Личностные:

- формирование уважительного отношения к иному мнению.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, умение строить речевое высказывание.

личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Планируемые результаты.

Знать:

- терминологию, биогенетический закон Геккеля - Мюллера

- этапы онтогенеза,

- типы постэмбрионального периода онтогенеза.

Уметь:

- объяснять сущность биогенетического закона,

- характеризовать постэмбриональный период развития организмов,

- приводить примеры организмов с прямым и непрямым развитием, полным и неполным метаиорфозом,

- выделять сходство и различие типов постэмбрионального развития.




Ход урока.


Этапы урока

Основное содержание Деятельность учителя


Характеристика основных видов деятельности ученика

I.Организационный момент.

Подготовка кабинета к уроку. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих. Приветствует учащихся. Готовит оборудование, аппаратуру. Отмечает отсутствующих.

Полная готовность класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.

II.Проверка знаний.


1. Фронтальный опрос.

2. Индивидуальная работа у доски, по карточкам.

Выполняют задание. Отвечают н вопросы, анализируют ответы одноклассников.

III.Актуализация знаний. Целеполагание.

1. С чего начинается развитие многоклеточного организма?

2. Благодаря какому типу деления клеток происходит рост и развитие?

3. Назовите свойство живых организмов – упорядоченное, постепенное и последовательное изменение организмов.

Сегодня не уроке разберём тему индивидуальное развитие организмов, биогенетический закон.

4 Сформулируйте цель урока.

1. Слушают и высказывают свое мнение.

2. Определяют тему и цели урока.


IV. Изучение нового материала.

I. Эмбриональный период развития.

В начале XIX века ученые впервые стали обращать внимание на сходство стадий развития эмбрионов высших животных со ступенями усложнения организации, ведущими от низкоорганизованных форм к прогрессивным.

- Карл Бэр.

Изучая развитие зародышей позвоночных животных, Бэр однажды не подписал, зародыш какого животного в какой баночке находится и не смог определить их.

- Посмотрите на рис 55, и объясните почему так произошло.

Какой вывод вы бы сделали, окажись на месте К. Бэра?

«Закон зародышевого сходства» — описан в 1826 году. «Чем более ранние стадии индивидуального развития сравниваются, тем больше сходства удается обнаружить». Доказывает, что на начальных этапах развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению, что отражает единство происхождения животного мира.

Карл фон Бэр не был эволюционистом, поэтому он не смог связать сделанное им открытие с процессом филогенеза.

Однако в XX веке их выводы о том, что каждый организм в своем индивидуальном развитии проходит стадии филогенеза подверглись решительной корректировке.

2. Рассмотрите 2 и 3 стадию развития эмбрионов позвоночных.

Какие закономерности можно увидеть?

- Как известно, онтогенез — это индивидуальное развитие организма, а филогенез — процесс исторического развития всех живых существ на Земле. Связь между онтогенезом и филогенезом отмечал в своих трудах еще Ч. Дарвин. Его идею развили немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель.

Биогенетический закон Мюллера-Геккеля.

Каждое живое существо в своём индивидуальном развитии, онтогенезе, повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом, то есть филогенез.

- Какой вывод можно сделать из этого закона?

Онтогенез является ничем иным как быстрым повторением филогенеза. При этом в онтогенезе повторяются не стадии развития самих взрослых предков, а зародышевые стадии предков — и даже не всегда полностью (уточнение А.Н. Северцова).

II. Постэмбриональное развитие.

Организует работу с учебником, таблицей. Контролирует заполнение схемы.

Непрямое развитие (с метаморфозом) – процесс превращения организма на личиночной стадии во взрослую особь

Оно сопровождается анатомическими и физиологическими перестройками организма. Такой способ развития характерен для земноводных и насекомых.

Различают полный метаморфоз и неполный метаморфоз. При полном метаморфозе организм проходит ряд стадий, резко отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания

Определяют понятия, записывают в тетрадь.

Работают с учебником, таблицей, высказывают своё предположение и аргументируют его.





Работают с таблицами, учебником, выполняют задания, заполняют схему, задают вопросы. Сравнивают, обобщают, делают выводы.

V. Физкультминутка

Физкультминутки с использованием ИКТ.



Выполняя упражнения, снимают психо-эмоциональную нагрузку.

V. Закрепление знаний.

Сравнить развитие с полным и неполным метаморфозом, выделить преимущества и недостатки. Данные занести в таблицу.

Сравнение развития с полным и неполным превращением.


Заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку, выполняют работу над ошибками.

VI.Рефлексия.

Выяснить мнение учащихся о проведенном уроке, уровне усвоения материала.

Просит высказать своё мнение об уроке. Фиксирует результаты.

Краткое подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания.

Высказывают свое мнение, оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения материала.

VII. Подведение итогов урока, запись домашнего задания

Обязательный уровень. Пар. 27, вопросы устно

Дополнительно.

- Составьте 5 тестовых заданий по теме «Индивидуальное и историческое развитие организмов».

По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез лягушки».


Участвуют в обобщении.

Выбирают и записывают



Развитие организмов



Онтогенез Филогенез

Периоды

Эмбриональный Постэмбриональный

Развитие



Прямое Непрямое

развитие без превращения, с постепенным ростом

(пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) с полным превращением с неполным превращением

Стадии Стадии

яйцо яйцо

личинка личинка

куколка

взрослая особь взрослая особь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя