Технологическая карта урока учитель: Мильчакова Г.С.
(в рамках системно - деятельностного подхода)
Предмет: история
Класс:5
Тема урока: Древнейшие люди
Тип урока: комбинированный
Метод: беседа, поисковый, исследовательский, метод воспроизведения (реконструкции)
Цель урока: 1. Учиться реконструировать (воспроизводить) события исторической давности;
2. Учиться взаимодействовать со сверстниками, учителем для решения образовательной задачи урока;
3. Развивать умение получать, анализировать, синтезировать, использовать информацию из различных источников.
Оборудование и материалы: Ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Древнейшие люди», рабочие тетради по истории Древнего мира Вигасин А.А., Г.И.Годер, Свеницкая И.С. 5 класс, карточки с тестом,
Учебник для общеобразовательных учреждений Вигасин А.А., Г.И.Годер, Свеницкая И.С. Класс 5.
Ход урока Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный этап | Проверка готовности к уроку учащихся | Выбор материалов и инструментов для работы | Умение слушать учителя | Организация рабочего места |
Этап актуализации знаний | Организует просмотр презентации «Древнейшие люди» Слайд 1(иллюстрации о жизни древнейших людей) Вопрос: Что вы знаете о первых людях на Земле, о том, как они добывали себе пищу? | Повторение изученного материала | Взаимодействие с учителем. | Умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Мотивационно – целевой | Организует беседу об орудиях труда, используемых древнейшими людьми: Слайд 2 (древнейшие орудия труда) «Он (кубу) отламывает длинный прямой сук и, подняв с берега ручья камень, бьёт им по концу сука, пока тот не расшепится на тонкие острые части. Затем он сдирает с дерева кору и, разделив её на тонкие волокна, обматывает ими расшеплённый конец палки – копьё для ловли рыбы готово.» (Фольц В. В девственных лесах Суматры., - 1935, - С. 82 ) Просит выдвинуть предположение по теме, цели урока, регулирует, корректирует образовательный процесс Подводит итог: формулирует тему, план урока, цель урока из полученных ответов учащихся План изучения темы: Первобытные люди: расселение; Орудия труда; Отличие древнейших людей от обезьян; Что умели делать первобытные люди? | Выдвижение гипотезы по теме урока, обоснование, осуществление актуализации личного жизненного опыта | Взаимодействие с учителем. Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся. Умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказываемые мнения по существу полученного задания |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Организует работу по группам Задание 1 группе: найти определения слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция с использованием словарей, Интернета Задание для 2 группы: по описанию в учебнике, хрестоматии по истории Древнего мира выполнить эскиз рисунка первобытного человека; Контролирует, корректирует работу групп, по окончании работы выслушивает отчёты групп; Организует оценку выполненных заданий учащимися | Умение самостоятельно добывать необходимую информацию | Взаимодействие с учителем, умение строить диалог в группе | Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать работу товарищей |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач | Организует самостоятельную работу учащихся с заданиями из рабочей тетради №2,3,4 с использованием материалов учебника с. 10 - 13 Вопрос: в чём главное отличие древнейшего человека от обезьяны? Слайд 3 | Умение выделять существенные признаки, делать обобщение | Умение формулировать собственное мнение и позицию | Умение обнаруживать ошибки Адекватно воспринимать оценку выполненного задания одноклассниками |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Организует практическую работу учащихся по реконструкции орудий труда древнейших людей Задание: из подручных (природных материалов) средств (приготовленных заранее) изготовить макет орудия труда первобытного человека. Организует проверку выполненной работы путём взаимопроверки учащимися | Умение использовать полученные знания на практике | Самоконтроль выполнения задания | Умение организовать свою деятельность по времени и последовательности выполнения задания |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД | Организует работу по обобщению полученных знаний Вопрос: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? Слайд 4 | Умение на основе анализа полученной информации делать обобщение | Взаимодействие с одноклассниками Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся | Организует самостоятельную работу по заполнению теста по теме урока, самопроверку «Сравнение с образцом», выставление оценки самими учащимися по количеству баллов Слайд 5 | Умение самостоятельно оценивать свою работу | Самоконтроль выполнения задания | Умение самостоятельно организовывать свою деятельность |
Рефлексия деятельности | Организует объяснение, запись домашнего задания: Выучить определения, выполнить творческое задание из рабочей тетради № 5- составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя; Организует рефлексию деятельности: Что нового я узнал (а) на уроке____ Что из услышанного я не понял (а)_ О чём бы я хотел (а) узнать _______ Слайд 6 | Умение письменно формулировать в краткой форме свои мысли | Умение формулировать собственное мнение, отстаивать его | Умение «переключаться» с одного вида деятельности на другой |
Тест №1
Первобытные люди – это:
а) люди, жившие до изобретения письма, первых государств, городов; б) люди, которые умели писать;
в) люди, которые жили в городах; г) люди, которые умели говорить;
Стоянки первобытных людей были найдены в:
а) Норвегии; б) Китае;
в) Южной Америке; в) Восточной Африке;
Орудие труда – это:
а) материальный элемент (предмет), с помощью которого человек воздействует на природу;
б) нематериальный элемент;
в) любой природный предмет;
Собирательство – это:
а) изготовление предмета;
б) сбор информации;
в) форма хозяйственной деятельности, состоящая в сборе готовых видов пищи;
г) любой вид хозяйственной деятельности;
Археолог – это:
а) человек, который занимается раскопками в поиске источников для новых исследований;
б) человек, изучающий историю;
в) учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности;
г) учёный, который собирает предметы хозяйственной деятельности древних цивилизаций;
Реконструкция – это:
а) изменение свойств предмета;
б) воспроизведение событий (предметов) исторической давности;
Главное отличие древнейших людей от животных состояло в:
а) умении говорить; б) умении готовить;
в) умении изготавливать орудия труда; г) умении строить жилище;
3