СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 7 классе по теме Междуцарствие

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 7 классе по теме Междуцарствие»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет история России

Класс 7 класс

Тема урока Междуцарствие

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1) формирование основ гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;

2) воспитание патриотических чувств и любви к Родине через осмысление исторических процессов;

3) воспитание в детях чувства товарищества, взаимопомощи, самостоятельности;

4) развитие чувства ответственности за результат собственных действий.

Предметные:

1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями об эпохе Смутного времени;

2) формирование, осмысление и закрепление основных понятий и дат по изучаемой теме;

3) формирование представлений об исторических личностях и их оценка с точки зрения современности;

4) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях Смутного времени;

Метапредметные:

1) развитие познавательной активности учащихся, мыслительной деятельности учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

2) развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

3) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

4) развитие критического и аналитического мышления.

Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод, практические методы (выполнение блока практических задач), метод формирования познавательного интереса, метод самоконтроля.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1) История России. XVI–XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; под ред. Ю.А. Петрова.

2) Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова, П.В. Лукина "История России. XVI-XVII века". 7 класс

3) Презентация к уроку.

4) Карта “Смутные времена в России XVII века”


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формы

оценивания

1. Организационный.

Входная диагностика.




Проверь, готов ли ты к работе?

Откроем ученики, параграф № 13. Давайте предположим, почему авторы дали данной теме название

«Междуцарствие»? Что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить?


Читают название параграфа.


Коллективное представление результатов задания.




1.Определять цель в учебной деятельности.

2.Планировать деятельность в учебной ситуации.


1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.


1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.




устный опрос

2.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Итак, мы закончили с вами на том, что сказали об ухудшении положения Московского государства. Давайте вспомним, чем это было вызвано?

Я вам задавала на дом прочитать пункт 1 параграфа. Таким образом, ответьте, что же стало с Василием Шуйским в это не лучшее время для Московского государства? А кто сменил его на престоле? Таким образом у нас наступает период междуцарствия.




Учащиеся называют основные события правления Василия Шуйского.Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Лжедмитрия. При нём в России появился новый воинский устав — результат переработки немецких образцов. Ярким событием было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года.
В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Возникла альтернативная столица— Тушинский лагерь. показывают на карте направления походов Лжедмитрия II, дают определение понятию интервенция, называют причины польской и шведской интервенции. Заполняют таблицу в рабочей тетради по содержанию договора между Россией и Швецией. Выборгский трактат начала 1609 года обещал территориальные уступки шведской короне в обмен на вооружённую помощь царскому правительству. Личность- князь М. В. Скопин-Шуйский.







1.Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.


1.Определять проблему в учебной деятельности.

2. Выбирать средства достижения цели.


1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


1.Анализировать (выделять главное).

2.Определять понятия.

3. Ставить проблему.






беседа, работа с картой



3.Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему данный период именно так называется? Давайте запишем его определение. Скажите, а что такое семибоярщина? А что же у нас стало с Лжедмитрием II и Мариной Мнишек?


Обсуждение. Работа со словарем. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Междуцарствие : 1) Период между двумя царствованиями, когда престол никем не замещен. 2) перен. разг. Период, когда какая-л. должность остается свободной; междуначалие. Давайте запишем первое определение. Выступление докладчика о судьбе Лжедмитрия II и Марины Мнишек.

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

1. Выбирать средства достижения цели.

2.Работать по плану, сверяясь с целью

3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Строить монологическое контекстное высказывание.

2. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Находить в тексте требуемую информацию.

3. Обобщать, делать выводы.



беседа

4.Открытие нового знания.

Давайте определим причины прихода к власти «семибоярщины», дадим оценку её деятельности. В результате чего образовалась семибоярщина? И что такое семибоярщина? Кого приглашали на русский престол? Почему собралось Первое ополчение? Кто сыграл главную роль в его организации?

Вспомним определение

«народное ополчение», в каких случаях оно формировалось? Кто возглавил первое ополчение?

Скажите пожалуйста, каковы были причины развала Первого ополчения










Запись в тетрадях: «Семибоярщина»-временное правительство. Претенденты на престол: князь В. В. Голицын, Мстиславский и польский королевич Владислав, шведский королевич. Святейший патриарх Гермоген всячески предостерегал народ от избрания иноземца. Оценивают роль русской православной церкви в рассматриваемых событиях.

Показывают на карте путь передвижения Первого ополчения, города, поддержавшие Первое ополчение.

Церковь смогла призвать народ к защите государства и православной веры. Давайте начертим с вами небольшую табличку и вместе ее заполним. (Таблица «Первое ополчение» из 5 колонок – год и место формирования, руководители, состав ополчения, цели и итоги).

В коллективной беседе выясняются основные причины и выписываются на доску учителем. Учащиеся высказывают свое мнение












1. Представлять характеристики участников событий, давать моральную оценку их действиям

1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.


1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


1. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций.

4. Обобщать, делать выводы.


беседа


работа с иллюстрациями на слайдах

5.Выражение решения проблемы.

Давайте подведем итог нашего урока. Мы сегодня с вами рассмотрели период междуцарствия, выявили основные события данного периода.

Давайте сделаем выводы.


Предполагаемый вывод:

В результате событий первого периода Смуты во главе государства «воцарилась» семибоярщина, которая проводила такую политику, что Московское княжество оказалось под угрозой потери независимости. И, пожалуй, главным событием периода междуцарствия стало создание Первого народного ополчения для защиты государства, пусть и не совсем удачного.


1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.



1.Анализировать (выделять главное).

2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию.



беседа

6.Применение нового знания.

Первичное повторение и систематизация знаний. Для закрепления ваших знаний, полученных на уроке, я предлагаю сыграть с вами в игру. Прошу вас разделиться на две команды. Вам на слайде представлены карточки с вопросами. Блиц по определениям

Чья команда ответит на все вопросы выбранных ею карточек, та и победит.


Вопросы:

1-команде

Старший сын Ивана Грозного (Иван)

Он устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)

Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)

Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)

Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)

2 команде

Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)

Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)

Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)

Он запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)

Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)

Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)

Блиц по определениям

Династический кризис

“угличское дело”

Смута

Ополчение

Самозванство

“семибоярщина”

ополчение


1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.




1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Строить логическое рассуждение.

3. Обобщать.



игра в команде

7.Домашнее задание.

Прочитать п.13 и написать развернутый план.


Запись д/з











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!