-
Входной контроль, проверка домашнего задания | Выполните тест: 1. Отметьте причины поражения России под Нарвой в 1700 г.: а) измена иностранных офицеров-наемников, б) помощь, оказанная шведам турецким султанам; в) плохая подготовленность, слабая обученность русских войск; г) численное превосходство шведов; д) нехватка боеприпасов у русских, е) неучастие в сражении русского флота, ж) стрелецкое восстание. 2. В каком городе был построен первый русский военный корабль: а) в Петербурге б) в Воронеже в) в Нарве г) в Москве. 3. В каком году был основан Санкт-Петербург? а) 1403 г; б) 1703 г; в)1765 г. г)1700 г. 4. Какие страны были участниками «Северного союза»: а)Англия; б) Австрия; в) Россия; г)Франция; д) Саксония е) Дания ж) Речь Посполитая 5. Назовите хронологические рамки Северной войны: а) 1558-1583 гг. б) 1757 – 1762 гг. в) 1700-1721 гг. г)1704-1722 гг. Ответы: 1- авг, 2-б, 3-б, 4-вдеж, 5-в. | Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполнения теста по предложенным учителем критериям. |
-
Информационно-аналитический этап | План освоения новых знаний и видов учебных действий: -
Шведское нашествие -
Полтавская битва -
Прутский поход 1711 г. -
Окончание войны. Морские сражения -
Каспийский поход (1722-1723) -
День Героев Отечества Организует работу с презентацией «Победа в Северной войне». -
Шведское нашествие Работа со слайдами презентации №№1-13. Комментированное чтение п. 1 § 3, стр. 20-21. Говоря об измене Мазепы, учитель спрашивает: - В чём вы видите причины этого шага? - Продолжите заполнять таблицу «Крупнейшие сражения Северной войны (1700—1721)» (форма таблицы приведена на стр. 20 учебника, задание 3), начатую на прошлом уроке. В таблицу внесите битву у д. Лесной. 2. Полтавская битва - Прослушайте текст «Приказа Петра I перед Полтавской битвой» (см. приложение). Как вы его прокомментируете? Организует работу обучающихся в парах. - Изучите п. 2 § 3, стр. 21-23 и, используя алгоритм, расскажите о Полтавской битве. Памятка (алгоритм) для сообщения о битве, сражении Рекомендуемые пункты памятки: -
место сражения в общем ходе войны; -
задачи сторон; -
соотношение сил; -
особенности тактики сторон; -
ключевые моменты сражения, действия участников; -
исход борьбы; -
последствия, значение сражения. Работа со слайдами презентации №№14-36. - О Полтавской битве рассказывает учитель, опираясь на схему сражения (с. 22 учебника). Для показа народного характера борьбы против шведов приводится свидетельство шведского историка, описывающего ситуацию после форсирования шведскими войсками Вислы, когда армия Карла XII встретила пустые дома в городах и сёлах, в то время как леса были полны враждебно настроенного населения: «Карл попытался сначала привлечь население добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся большой опасности встречи с коварной пулей». - В таблицу внесите Полтавское сражение. - Сообщение обучающегося «Полтавская битва». - Отметим решающее значение Полтавской битвы для исхода всей войны; битва имела переломный характер, несмотря на то, что война продолжалась ещё 12 лет. 3. Прутский поход 1711 г. Работа со слайдами презентации №№37-40, работа с учебником, п. 3 § 3, стр. 26. - Почему в то время, когда велась Северная война, российские войска должны были совершить Прутский поход? Чем он завершился? 4.Окончание войны. Морские сражения - Сообщения обучающихся: Работа со слайдами презентации №№41-52. - Обратимся к обсуждению события, непосредственно последовавшего за окончанием Северной войны — провозглашение России империей. Что послужило основанием для этого решения, какую перспективу оно открывало? - Познакомимся с историческим документом «Из акта о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского» - стр. 29 учебника - ответим на вопрос к документу. Выводы. Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности России удалось одержать победу в Северной войне и войти в число ведущих европейских держав. п. 5 плана урока обучающиеся читают самостоятельно дома. п. 6. День Героев Отечества - День Героев Отечества в России выпадает на 9 декабря, что является продолжением вековой традиции, существовавшей в российском государстве до 1917 года. Именно в эти дни в Российской Империи праздновали День георгиевских кавалеров. О подобной преемственности заявил инициатор современного праздника Борис Грызлов, возглавлявший на тот момент Государственную Думу Российской Федерации и Высший совет партии «Единая Россия». Произошло это 25 января 2007 года. При этом, по замыслу Бориса Грызлова, День Героев Отечества мог носить сокращенный вариант названия – «День Героев» и исторический – «День георгиевских кавалеров». На следующий день российские парламентарии приняли соответствующий законопроект в первом чтении. В своих комментариях народные избранники отмечали, что тем самым не только отдают дань памяти событиям далекого прошлого. День Героев Отечества в России призван чествовать современниками и Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. По мнению депутатов, новая памятная дата должна способствовать формированию идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству. | Обсуждают план освоения новых знаний и видов учебных действий. Изучают материал презентации, работают с учебником, отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. Знакомятся с историческим документом. Комментируют высказывание царя, высказывают свои предположения. Работают в парах с учебником, описывая Полтавскую битву по алгоритму. Изучают материал презентации, отвечают на вопросы. Знакомятся с историческим документом. Заполняют таблицу. Получают информацию из сообщения одноклассника. Изучают материал презентации, учебника, отвечают на вопросы. Получают информацию из сообщений одноклассников. Изучают материал презентации, учебника, отвечают на вопросы. Знакомятся с историческим документом. Анализируют, обобщают, делают выводы. Знакомятся с памятной датой календаря, приводят примеры Героев Отечества. |
VII.Оценочно-рефлексивный этап | Рефлексия учебной деятельности Закончить предложения: Я узнал … Я научился …. Для меня был полезен опыт … Мне было интересно, потому что … Оцените свою работу на уроке. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении: § 3, стр. 20-29, пересказ. Задание по выбору обучающихся: Напишите сочинение про Санкт-Петербург. Возможные темы - «Петербург — окно в Европу», «Люблю тебя, Петра творенье…» или сформулировать тему самостоятельно. | Рефлексируют по методу «неоконченное предложение». Я оцениваю свою работу на уроке отметкой … Мне понравилась на уроке работа … (назвать имя ученика) Ученики выражают своё отношение к проделанной работе, указывают, что понравилось или не понравилось на уроке. Слушают комментарии к выполнению домашнего задания, задают уточняющие вопросы. |