СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс "Искусство Гжели. Истоки современное развитие промысла"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ИЗО 5 класс "Искусство Гжели. Истоки современное развитие промысла"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ИЗО 5 класс "Искусство Гжели. Истоки современное развитие промысла"»

СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя, отчество педагога

Романова Людмила Сергеевна


Тема занятия

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла


Возраст обучающихся

11 – 12 лет (5 класс)


Дата занятия


12.12.2018 г.

Тип урока

Комбинированный


Вид урока

Актуализация ранее полученных знаний, изучение нового материала


Форма урока

Индивидуальная деятельность


Цель урока:


Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

  • Образовательный аспект. Познакомить обучающихся с керамикой Гжели, разнообразием посудных форм, особенностью росписи.

  • Воспитательный аспект. Создать условия для формирования нравственно-эстетического отношения к истории и культуре своей родины. Способствовать эстетическому воспитанию школьников, осознанию связи изучаемых тем для понимания и формирования окружающего эстетически-смыслового пространства мира.

  • Развивающий аспект. Развивать творческое мышление, активность, эмоциональное восприятие.


Планируемые результаты

Предметные

  • Умение видеть форму изделия

  • Умение давать эстетическую оценку произведения гжельской керамики

  • Умение выполнять базовые элементы кистевой росписи

  • Творческое оформление объекта народного промысла


Метапредметные

  • Знакомство с новым видом народного промысла, с терминами, характеризующими определённую группу народных промыслов


Личностные

  • Формирование позитивной самооценки

  • Осознание принадлежности к культуре России

  • Развитие учебной мотивации

  • Формирование эстетических чувств, основных моральных норм



Коммуникативные

  • Осуществление коммуникативной деятельности в процессе усвоения нового материала

  • Умение вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

  • Умение давать определение изученных понятий


Регулятивные

  • Умение организовывать самостоятельную учебную деятельность

  • Умение последовательно выполнять необходимые операции (алгоритм действий)

  • Осознавать необходимость применения тех или иных художественных приёмов для достижения желаемого результата


Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: оригинальные образцы гжельской керамики, образцы работ учеников, наглядный материал (презентация, учебные таблицы) с изображениями гжельской керамики и этапами выполнения элементов росписи, материалы для педагогического показа (бумага, кисть, вода, синяя гуашь), раздаточный материал – шаблоны с очертаниями объектов для росписи.


Ученикам: синяя гуашь, кисти, банка с водой, альбом.


Образовательные ресурсы

УМК «Изобразительное искусство» (автор Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, О.А. Островская, М.: Просвещение, 2014 г.)






Технологическая карта урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД



Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


  1. Мотивация к учебной деятельности


Здравствуйте ребята!

Посмотрите на экран и расскажите, что вы видите перед собой?


Современные предметы, украшенные народной росписью




Просмотр изображений в презентации


Высказывание предположений















Анализ просмотренной информации



Коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний



2. Актуализация опорных знаний



Наверняка вам уже знакомы подобные узоры – где вы могли их видеть? (в музее, дома на посуде, фигурках, у бабушки и пр.)

Может кто-нибудь сказать, как называются этот вид народного промысла? (гжель)



Актуализация знаний, высказывание предположений


Коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний


3. Постановка учебной проблемы


Скажите, ребята, а зачем народные умельцы расписывали предметы посуды и мебели? (для красоты, оберег — защита от злых духов)

Верно, промысел, с историей и традициями которого мы сегодня познакомимся, зародился почти 200 лет назад, и мастера старались сделать предметы быта не только удобными, но и красивыми.



Высказывание предположений.




Коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний


4. Целеполагание


Как вы думаете, что станет целью сегодняшнего занятия? (научиться выполнять гжельскую роспись)

Верно, но не зря в начале урока мы рассматривали современные предметы, украшенные традиционной росписью.

При выполнении практического задания вы в случайном порядке будете поделены на две группы — мастера, поддерживающие традиции, и мастера, смотрящие в будущее.

Угадайте, в чем будет различие между этими мастерами? (первые будут украшать традиционные предметы — кувшины и другую посуду, а вторые — современные предметы быта)



Высказывание предположений, вывод о цели предстоящего урока


Коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний


5. Открытие новых знаний


Прежде чем приступать к росписи, давайте узнаем о промысле немного больше, а для этого отгадаем кроссворд. Ответы на вопросы вы найдете в своем учебнике.

  • Как называют изделия, выполненные из глины и обожженные в печи? (керамика)

  • Раньше гжельская роспись не ограничивалась сине-белой цветовой гаммой. Как называли раннюю крупнопористую многоцветную расписную керамику? (майолика)

  • Рассмотрите традиционные гжельские расписные сосуды. Как называли сосуд с плоским круглым туловом, вытянутым горлышком, с ручкой и носиком? (кумган)

  • Со временем грубоватая майолика уступает место более тонкой форме керамики. Как она называлась? (фаянс)

  • Найдите название краски, используемой мастерами Гжели, которая после обжига становится ярко синей (кобальт)

  • И напоследок рассмотрите иллюстрации гжельских изделий с цветочными гирляндами. Какой цветок чаще всего становится центром композиции? (роза)




Поиск нового материала в учебниках




Коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний


6. Первичное закрепление знаний


Итак, ребята, вы изучили текст учебника и иллюстрации, представленные в нём. Перед вами на слайде два образца кистевой росписи предметов. Расскажите, на каком из них изображена именно гжельская роспись и как вы это поняли.

(

на второй картинке гжельская роспись — керамическая тарелка, бело-синяя цветовая гамма, на первой картинке, хоть и изображены цветочные композиции, цветовая гамма более разнообразна, и доски выполнены из дерева)



Активное участие в диалоге с учителем и одноклассниками, высказывание предположений


Анализ изображений, коммуникативное взаимодействие с учителем и друг с другом, произвольное и осознанное построение высказываний


7. Практическая работа (с демонстрацией этапов работы учителей или устным разъяснением творческого задания)


Что же, ребята, вы познакомились с историей и традициями гжельской росписи и научились визуально отличать её от других видов народных промыслов.


Теперь мы попробуем свои силы в изображении элементов росписи, а после каждый из вас получит изображение какого либо предмета, который нужно будет украсить композицией в стиле гжели.


(Педагог на прикрепленном к доске листе ватмана выполняет показ нескольких ключевых элементов росписи — мазок с тенями, цветок, волнистая линия, ученики тренируются на черновиках. После приступают к выполнению практического задания)



Создание композиции в стиле гжельской росписи в очертаниях заданного предмета



Осуществление самоконтроля за ходом и результатом выполненных практических действий

8. Подведение итогов урока


Итак, ребята, столкнулись ли вы с трудностями при выполнении задания? (тяжело выполнить работу аккуратно и сохранить похожесть, стиль росписи)

Конечно, за одно занятие мастерами росписи нам не стать — эти навыки достигаются долгой, упорной и кропотливой работой. И все же мы прикоснулись к этому народному промыслу, попытались соединить традиции и современность, и я считаю, что все вы справились!


Всем спасибо за урок!



Выставка работ — традиционных и современных.



Рефлексия собственных действий, визуальный сравнительный анализ своей работы с работами одноклассников и образцами в презентации





Образовательные ресурсы:

  • УМК «Изобразительное искусство»(автор Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, О.А. Островская, М.: Просвещение, 2014 г.)

  • Сайт Wikipedia.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!