Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. Момент. | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Полина Александровна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Проверим вашу готовность к уроку. Покажите мне белый альбомный лист, простой карандаш. | | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности. | Л: -сопричастность к прошлому своей страны через беседу о древнерусских воинах – защитниках. | -Чтобы узнать тему нашего урока, послушаем фрагмент песни «Богатырская наша сила» слова Николая Добронравова, музыка Александры Пахмутовой. -Как мы можем охарактеризовать эту песню? Какой у неё характер? -Исходя из названия и текста песни, кому она посвящена? | | Слушают песню. -Песня «Богатырская наша сила» - энергичная, боевая, грозная… -Богатырям. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка темы и цели урока. | -Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – «Древнерусские воины – защитники». -Какую цель мы поставим перед собой? | | -Узнать, кто такие воины – защитники, научиться их рисовать. |
Реализация построенного проекта. | К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения через беседу о воинах – защитниках. | -А как вы думаете, кто такой богатырь, воин – защитник? - В толковом словаре Владимира Ивановича Даля дается следующее определение: «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь». -Какими качествами обладает каждый богатырь? -А кто хотел бы стремиться к этим качествам и хоть немного быть похожими на богатырей? -На каких уроках, кроме изобразительного искусства мы можем встретить богатырей? | | -Богатырь - герой русских былин, воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством и умом. -Богатырь – смелый, храбрый, удачливый… Поднимают руки. -На уроках литературного чтения. |
| Л: -сопричастность к прошлому своей страны через беседу о древнерусских воинах – защитниках. П: -овладеть навыками изображения фигуры человека по пропорциям; -выполнять работы, используя графические средства выразительности. | - Какие жанры искусства вы знаете, в которых воспевались подвиги богатырей? -Каких богатырей вы знаете? -Сейчас мы рассмотрим одну из картин Виктора Васнецова «Богатыри». -Кто на ней изображен? Предположите где какой богатырь? -Обратите внимание на снаряжения воинов, на воинские доспехи и оружие. Опишите их. | Прил. 1 | -Подвиги богатырей воспевались в былинах, сказаниях, песнях, картинах -Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец… -Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Слева Добрыня Никитич, посередине Илья Муромец, справа Алеша Попович. - Посередине находится Илья Муромец. Приложив ладонь ко лбу, он всматривается вдаль — «нет ли где врага». На правой руке его висит булава, в левой руке — копьё, на плече — щит. По левую сторону от Муромца находится Добрыня Никитич. Судя по его виду, на своём веку богатырь повидал немало. Он всегда готов к бою, и даже на этой картине вынимает меч из ножен, готовый в любой момент вступить в схватку. В правой части картины — Алёша Попович, ещё один легендарный богатырь. В руке Алёша держит лук. На боку у него гусли, которые говорят о творческой и поэтической натуре богатыря. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | П: -овладеть навыками изображения фигуры человека по пропорциям; -выполнять работы, используя графические средства выразительности. | -Приступаем к практической работе. Будем рисовать воина – защитника в технике «графика». Практическая работа №1: Учитель рассказывает и показывает правильность построения фигуры человека по пропорциям. Самостоятельная работа №1: Учитель предлагает детям самостоятельно выбрать положение рук, ног богатыря, дорисовать лицо. Практическая работа №2: Показывает, как можно изобразить кольчугу, шлем и т.д. Объясняет, как придать объем и тень богатырю. Самостоятельная работа №2: Игра на последнюю самостоятельную работу. -Посмотрите внимательно на все предложенные вам доспехи. Выберете правильные. Учитель предлагает детям самостоятельно дорисовать щит и оружие. | Прил. 2 Прием «педагогический рисунок». Прил. 3 | Вместе с учителем рисуют фигуру человека по пропорциям. Самостоятельно прорисовывают части тела богатыря. Вместе с учителем рисуют одежду и в технике «графика», при помощи штриховки придают объем и тень богатырю. Выходят к доске и убирают лишние картинки. Самостоятельно добавляют богатырю щит и оружие. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке на основе критериев. | -Чтобы оценить работы, нам нужно придумать критерии. По каким критериям мы будем оценивать? Ученики выходят по рядам со своими работами. Осуществляется проверка по критериям учителем и учениками. -Чьи работы вам понравились больше всего? -Наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы цели? -Какую картину мы рассматривали сегодня на уроке? -Продолжите предложения: Я узнал… Я научился… Мне было трудно… -Спасибо за урок! До свидания! | Прил. 4 | -Правильность изображения пропорций, аккуратность, графика… -Больше всего мне понравилась работа… -Древнерусские воины – защитники. -Узнать, кто такие воины – защитники, научиться их рисовать. -Да. -На уроке мы рассматривали картину Виктора Васнецова «Богатыри». -Я узнал… -Я научился… -Мне было трудно… -Спасибо! До свидания! |
Прил. 1
Прил. 2
Прил. 3