Организационный момент. Самоопределние к деятельности. | Беседа | - Здравствуй, ребята. - Присаживайтесь на свои места. - Меня зовут Елизавета Андреевна и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Ребята, а знаете ли вы что означает слово «Здравствуй»? — Это действительно так, слово «Здравствуй» из церковно-славянского языка означает «Будьте здоровы». Когда мы друг с другом здороваемся мы желаем здравия. - Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового о наших предках, народов нашей страны. - Для начала проверим нашу готовность к уроку. У вас на столах должны находиться краски, кисточки и стаканчик с водой. У кого этого нет, поднимите руку. | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку. | | | Гражданское воспитание: Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. | Слово учителя |
2. Актуализация знаний и мотивация. Повторительно-обобщающая работа по предыдущим темам уроков (урока) | Диалог иллюстрация | - А кто мне расскажет, что вы узнали на прошлом уроке? - А какие игрушки нашего народа вы знаете? - Да, наш народ создал великое множество игрушек такие, как: богородская, филимоновские и дымковские игрушки. (2 слайд) - А в чём их различие? - Действительно, у каждой игрушки есть своя индивидуальная роспись и материал, из которого они изготовлены. | Рассказывают о полученных знаниях на прошлом уроке. - Богородская, филимоновская, дымковская игрушки. - Их различие в росписи и в материале, из которого они изготовлены. | | 1. Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические и исследовательские действия: формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; | Патриотическое воспитание: осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её декоративно прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание: Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. | Презентация |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. Целеполагание. Постановка проблемы. | Беседа Рассказ, иллюстрация Беседа, рассказ, иллюстрация Беседа, иллюстрация | - Сегодня на уроке, мы продолжим изучать творчество нашего великого народа. Обратите внимательно, что же изображено на доске? (3 слайд) - Да, ребята, это посуда и есть она у каждого в доме. - А кто уже догадался, какая же тема нашего урока? - Вы правы, но я немного уточню тему урока: «Посуда у тебя дома». (4 слайд) - Посуда есть у каждого в доме, она бывает разной. Есть посуда на каждый день. А есть посуда, которая используется только для праздничных трапез, а называется она сервиз. Кто же мне расскажет, почему мы используем сервиз только для определённых трапез? - Да, действительно, посуда для ежедневного применения более устойчивая, крепкая, спокойная, а посуда из сервиза более хрупкая, изящная по форме и богато украшена. - Посмотрите, какую посуду делают из стекла. Их выдували из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув. (5 слайд, 6 слайд) - Обратите какая красивая керамическая посуда, её делают с помощью гончарного круга из глины.(7 слайд, 8 слайд) - А также бывает металлическая посуда, например самовар. Посмотрите, какой он нарядный, изящный. (9 слайд) - У кого-нибудь есть такая посуда в доме? - А сейчас я предлагаю вам отправиться на несколько веков назад. Давным-давно в старину на Руси пользовались деревянной посудой. Посмотрите какая она нарядная, а это ковш-утица из дерева. Такие ковши дарились на свадьбу как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье. (10 слайд) - А сейчас обратим внимание на её украшение. Посмотрите внимательно, что вам напоминают её узоры? (11 слайд) - Да, действительно, славянские народы отражали разнотравье лугов на праздничной посуде. Обратите внимание на цвет. Какой он? - А называется этот орнамент – золотая хохлома. - Обратите внимание на этот красивый сервиз. (12 слайд) Выполнен он из фарфора или керамике. Отличается он от предыдущего? - Какой же он? - Этот орнамент воздушный, в ней отражал народ синь рек и неба с облаками. А называется этот орнамент – гжели. А обратите внимание на форму посуды какая она? - Да, она очень необычной формы. - Ребята, а хотели бы вы украсить свою посуду в одном из орнаментов народа России? -Отлично, значит какая цель нашего урока? Что мы создадим? | - Посуда. - Посуда в доме. - Потому что он дорогой и красивый. Рассказывают о посуде в доме. Слушают учителя. - Цветы и травы. - Золотой - Да. - Нежный, необычный, другого цвета, другой формы. - Необычная. - Да. - Тарелку с орнаментом народа России | -Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; | 1. Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические и исследовательские действия: формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; | Патриотическое воспитание: осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её декоративно прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание: Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. | Презентация Слово учителя |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Показ последовательности выполнения работы. Физкультминутка. Формулировка задания | Восприятие произведений искусства Беседа Демонстрация, объяснение | - Сегодня на уроке мы, как настоящие художники, распишем свою тарелку в одном из орнаментов. - Обратите на орнамент «Золотая хохлома», какие цвета используются? (13 слайд) - Да, яркие, в основном золотые и красные цвета. - А посмотрите на основные элементы орнамента «Золотая хохлома». На что они похожи? - Да, они похожи на травы, листья, ягодки. - Обратите внимание на орнамент гжели, на что похожи её основные элементы? (14 слайд) - Да, они похожи на цветы, капельки, а это называется бордюры. - Обратите внимание на эти орнаменты. Выберете тот, который вам нравится больше всего. (15 слайд) - Сейчас, я покажу как изобразить элементы орнамента «Золотая хохлома». - Уберите всё лишнее, приготовьтесь смотреть. - Я изображу в центре свой тарелки элемент «Клубничка», для этого мне пригодится более широкая круглая кисть под номером 10 и красная краска со стаканчиком воды. Окунув кисть в воду, я убираю лишнюю, чтобы мой рисунок не растёкся. Начинаю рисовать сверху вниз. Прорисовываю маленькие элементы клубнички, такие как : хвостик, листики и косточки, используя тонкую кисть под номером 1. Вот такой элемент у меня получился. - Итак, подготовим наши пальчики к рисованию. Повторяйте за мной. Пальчиковая разминка: Он встаёт на заре, Он поёт во дворе, На головке гребешок, кто же это? Петушок. - Отлично, мы размяли наши пальчики, а теперь, я раздам ваши тарелочки. Пример орнаментов у вас на доске, пожалуйста, не срисовывайте их, проявите своё творчество. Напоминаю про правила работы с кистью и краской | - Золотые, красные, жёлтые. - На ягоды и растения. - Цветы, капельки, линии. Выбирают понравившийся орнамент. Внимательно слушают учителя и смотрят на этапы выполнения. Подготавливаются к рисованию. | -Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; -осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промысла; | 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; | | Презентация Слово учителя |
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся | Творческая работа | - Итак, у кого нет на парте тарелочки, поднимите руку. - Отлично, можно приступать к работе. Контролирует деятельность обучающихся | Работают намостоятельно. | -осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; - выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). | 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; 3. Овладение универсальными регулятивными действиями внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; | | |
4.Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. | Беседа | - Какие чудесные тарелочки у вас получились, а давайте покажем их друг другу. Итак, сначала нам покажет свои тарелочки первый ряд, а теперь второй и третий. - Ребята, а что мы с вами делали на уроке? Чему научились? Где мы можем применить полученные умения? - Оценим свою деятельность на уроке, с помощью петушков, поднимите жёлтого петушка, если вам легко выполнить работу, не было трудностей, поднимите оранжевого, если вам было трудно. - Вы отлично потрудились на уроке - Спасибо вам за урок, до свидания! | Показывают друг другу тарелки. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают деятельность на уроке. | | 1. Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические и исследовательские действия: формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; | | |