II. Этап. Мотивация учебной деятельности Цели: -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. | Предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о взаимодействии веществ в природе. Выявляет затруднения, что именно создает проблему. | Слайд 2. «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных тел, из сложения которых представлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения» - О каких превращениях говорил Менделеев? - Какие вещества могут участвовать в превращениях? -Какие простые вещества вам известны? - Какие группы сложных веществ вы знаете? | Воспринимают информацию. Анализируют информацию. Вспоминают то, что им уже известно по изученной теме. Отвечают на вопросы учителя. | Применяют определения: химические реакции, простые вещества, вспоминают группы сложных веществ | Личностные. - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. |
III. Этап Актуализация знаний и фиксирование затруднений Цель: подготовка к основному этапу урока | Организует деятельность по актуализации знаний о составе и номенклатуре неорганических веществ. Предлагает написать химический диктант Организует взаимопроверку химического диктанта. | Химический диктант. Распределить данные вещества по классам: простые вещества: оксиды: основания: кислоты: соли Ca(OH)2, CI2, С, HCI, Ca, CaCO3,Н2СО3,NaOH, CaO, CO2, P. Слайд 3 - Назовите класс сложных веществ сотоящий из 2 х.э, один из которых кислород. - Назовите степень окисления кислорода. - Дайте определение основания, кислоты, соли. - Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы. | Активизируют необходимые для решения проблемы знания (анализируют, обобщают, систематизируют). Пишут под диктовку. Определяют принадлежность неорганического вещества к одному из изученных классов (оксиды, основания, кислоты, соли). Один учащийся работает у доски Анализируют свои ЗУН отмечают ошибки. Корректируют ответы одноклассников. Оценивают в технологической карте по пятибальной системе. | Применяют определения оксидов, оснований, кислот, солей. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать проблему; Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - выполнять пробные учебные действия; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; Личностные - оценивать результат собственной деятельности. |
IV. Этап Усвоение новых знаний и способов действий Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | Создает проблемную ситуацию. Анализирует проблемную ситуацию. Организует выполнение заданий . Озвучивает тему урока. Предлагает сформулировать цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Формулирует задание Вводит понятие «генетическая связь между основными классами неорганических соединений» и «генетические ряды металла и неметалла» Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает написать генетическую цепочку химических превращений и составить уравнения химических реакций Организует анали выполнения задания. Подводит обучающихся к выводу о генетических рядах химических веществ. | Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы по определенному признаку. - Какой это признак? - Как обуславливается этот признак? - Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами. - Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь. В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» Сформулируйте цели урока. - Что нам нужно доказать? - Чему мы должны научиться? Слайд 4. Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов. - Что общего можно выделить в каждой цепочке? - Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки? Слайд 5. Проследите цепочку химических превращений. металл → оксид металла (основной оксид) →основание →соль неметалл →оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота→ соль. Основание и кислоту можно назвать гидроксидами. Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание. - Какой вывод можно сделать? Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение) - Дайте определение, что такое генетическая связь. Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях. - Запишите определение в технологической карте - Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках. - Составьте уравнения реакций. Сa→СaO→Сa(OH)2→СaСO3 С→ СО2 →Н2СО3→ СaСO3 Определите тип реакций; Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ. - Сделайте вывод, начиная со слов, таким образом, возникают генетические ряды, начинающиеся простым веществом - металлом и неметаллом – и заканчивающиеся солью. | Объединяют химические вещества в две группы. Выдвигают предположение. Выполняют задание у доски и в тех. карте. Формулируют тему и цели урока, записывают в технологической карте. Проговаривают по цепочке образование генетических рядов Анализируют схему. Делают выводы Самостоятельно дают определение и записывают в технологической карте урока. Записывают генетическую цепочку, решают уравнения, определяют тип реакций, расставляют коэффициенты Отмечают, где возникли затруднения. Формулируют выводы наблюдений. | - Знать химические свойства неорганических соединений; | Познавательные: - осуществлять анализ, обобщение, делать вывод; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, принимать участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывть и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель и задачи урока; -прогнозировать предстоящую работу; |
V.Этап. закрепления нового материала Практическая работа. Цель: Организовать самостоятельное выполнение обучающимися лабораторной работы. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Создает эмоциональный настрой на выполнение практической работы. Формулирует задание Организует: проверку решения уравнений. Подводит учащихся к выводу. Анализирует конечный результат и процесс деятельности учащихся. | «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». (М.В. Ломоносов). Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу. Родоначальником генетического ряда будет медь. Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить превращения. Попробуйте применить знания, полученные на уроке. Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием. Слайд 6 Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2→ Cu 2Cu + O2 → 2CuO CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O CuSO4 +2KOH→ Cu(OH)2 + K2SO4 Cu(OH)2+ 2HCl→CuCl2+ 2H2O CuCl2+ Fe→CuCl2 + Fe Cl2 Вывод: Все химические вещества взаимодействуют между собой, переходя из одного в другое. | Воспринимают информацию. Настраиваются на выполнение практической работы Повторяют правила Т,Б, Выполняют практическую работу в парах с испоьзованием технологической карты. Осуществляют самопроверку. Формулируют выводы наблюдений. Осуществляют: самооценку. | Отработка умений составлять генентическую цепочку превращений, знаний техники безопасности. | Познавательные: - осуществлять анализ, обобщение, делать вывод; осознать поставленную задачу, выполнять эксперимент; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом поставленных учебно-познавательных задач; Регулятивные: Самоконтроль и самооценка достигнутого результата. Личностные: Способность к самооценке своих действий. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя. | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Что иллюстрируют данные опыты? - Чему мы научились? - Какова была цель урока? - Достигли цели урока? В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества - Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего? - Получилось ли у тебя то, что ты хотел? - Покажи свое настроение ввиде смайлика. - Я все понял и справился с заданием. - Я все понял, но было трудно. - У меня не все получилось. | Соотносят цели урока и результаты собственной деятельности; Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку. | | Познавательные: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Личностные: - формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, |