СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Генетическая связь неорганических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Генетическая связь неорганических соединений"»

Класс: 8

Учитель: Ивлева Елена Николаевна

Тема «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Урок общеметодологической направленности (комбинированный урок)

Тема и номер урока в теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (девятый урок в теме «Основные классы неорганических соединений»)

Базовый учебник: Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 6-е изд., М.: Просвещение, 2018.

Цель урока: Создать условия для формирования представления о генетической связи между основными классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

Образовательные:

- создать условия для усвоения знаний о генетической связи между классами неорганических соединений; рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов, через выполнение практической работы.

Развивающие:

- способствовать совершенствованию умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные:

- способствовать формированию навыков самоконтроля,  самоанализа, коммуникативной компетентности через общение и сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

Планируемые результаты обучения

Предметные.

- Знать определения и классификацию неорганических веществ.

- Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества, иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Метапредметные УУД:

 Познавательные: 

- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные:




 - самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Личностные:

- Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению предмета химии; умение самостоятельно отбирать знания, необходимые для решения поставленных задач; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно­й и исследовательской деятельности.

В предметном направлении:

«ученик научится»:

- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

- объяснять понятие «генетическая связь», составлять генетические ряды металла и неметалла;

- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

«ученик получит возможность научиться»:

- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека.

Методы:

По источникам знаний:

1) словесный;

2) репродуктивный;

3) практический.

По уровню познавательной деятельности  обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, практическая работа.

Средства обучения: химическое оборудование и реактивы, раздаточный материал (технологическая карта урока), презентация.

Технология проведения

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

Организационный
этап
Цель:
подготовить
учащихся к работе на
уроке.

Приветствует учеников,
проверяет готовность
учащихся к уроку,
создает эмоциональный
настрой.


Рапорт дежурного. Приветствуют
учителя, слушают,
настраиваются на
работу на уроке


Личностные:
готовность к
сотрудничеству;
доброжелательное
отношение к
участникам
образовательного
процесса.

Коммуникативные:
Проявление
внимания к окружающим.

II. Этап.

Мотивация учебной деятельности

Цели:

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

Предлагает учащимся

вспомнить, что они уже

знают о взаимодействии веществ в природе.




Выявляет затруднения, что именно

создает проблему.

Слайд 2.

«Ближайший предмет химии составляет изучение однородных тел, из сложения которых представлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения»

- О каких превращениях говорил Менделеев?

- Какие вещества могут участвовать в превращениях?

-Какие простые вещества вам известны?

- Какие группы сложных веществ вы знаете?

Воспринимают

информацию.


Анализируют

информацию.


Вспоминают то, что

им уже известно по

изученной теме.


Отвечают на

вопросы учителя.


Применяют определения: химические реакции, простые вещества, вспоминают группы сложных веществ

Личностные.

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

Регулятивные:

 - принятие и сохранение учебной задачи.

III. Этап

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Цель: подготовка к основному этапу урока


Организует деятельность по актуализации знаний о составе и номенклатуре неорганических веществ.

Предлагает написать химический диктант

Организует взаимопроверку химического диктанта.











Химический диктант.

Распределить данные вещества по классам:

простые вещества:

оксиды:

основания:

кислоты:

соли

Ca(OH)2, CI2, С, HCI, Ca, CaCO3,Н2СО3,NaOH, CaO, CO2, P.










Слайд 3


- Назовите класс сложных веществ сотоящий из 2 х.э, один из которых кислород.

- Назовите степень окисления кислорода.

- Дайте определение основания, кислоты, соли.

- Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.

Активизируют необходимые для решения проблемы знания (анализируют, обобщают, систематизируют).


Пишут под диктовку.

Определяют принадлежность неорганического вещества к одному из изученных классов (оксиды, основания, кислоты, соли).

Один учащийся работает у доски



Анализируют свои ЗУН отмечают ошибки.


Корректируют ответы одноклассников.


Оценивают в технологической карте по пятибальной системе.

Применяют определения оксидов, оснований, кислот, солей.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- определять и формулировать проблему;

Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;


- выполнять пробные учебные действия;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

Личностные 
- оценивать результат собственной деятельности.


IV. Этап

Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Создает проблемную ситуацию.




Анализирует проблемную ситуацию.


Организует выполнение заданий



.










Озвучивает тему урока.


Предлагает сформулировать цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.







Формулирует задание
















Вводит понятие «генетическая связь между основными классами неорганических соединений» и «генетические ряды металла и неметалла»






Побуждает к высказыванию своего мнения.


Предлагает написать генетическую цепочку химических превращений и составить уравнения химических реакций


Организует анали выполнения задания.








Подводит обучающихся к выводу о генетических рядах химических веществ.


Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы по определенному признаку.

- Какой это признак?

- Как обуславливается этот признак?

- Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами.

- Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь.

В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.

Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Сформулируйте цели урока.

- Что нам нужно доказать?

- Чему мы должны научиться?

Слайд 4.

Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов.


- Что общего можно выделить в каждой цепочке?

- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?

Слайд 5.

Проследите цепочку химических превращений.

металл → оксид металла (основной оксид) →основание →соль

неметалл →оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота→ соль.


Основание и кислоту можно назвать гидроксидами.

Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание.

- Какой вывод можно сделать?

Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение)

- Дайте определение, что такое генетическая связь.

Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.

- Запишите определение в технологической карте

- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.

- Составьте уравнения реакций.

Сa→СaO→Сa(OH)2→СaСO3

С→ СО2 →Н2СО3→ СaСO3

Определите тип реакций;

Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ.







- Сделайте вывод, начиная со слов, таким образом, возникают генетические ряды, начинающиеся простым веществом - металлом и неметаллом – и заканчивающиеся солью.

Объединяют химические вещества в две группы.


Выдвигают предположение.


Выполняют задание у доски и в тех. карте.











Формулируют тему и цели урока, записывают в технологической карте.














Проговаривают по цепочке

образование генетических рядов

Анализируют схему.









Делают выводы









Самостоятельно дают определение и записывают в технологической карте урока.










Записывают генетическую цепочку, решают уравнения, определяют тип реакций, расставляют коэффициенты

Отмечают, где возникли затруднения.


Формулируют выводы наблюдений.



- Знать химические свойства неорганических соединений;


Познавательные:

- осуществлять

анализ, обобщение,

делать вывод;

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Коммуникативные:

вступать в

учебный диалог с

учителем,

принимать участие в общей

беседе, соблюдая

правила речевого

поведения;

формулировать

собственные

мысли,

высказывть и

обосновывать

свою точку зрения.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цель и задачи урока;

-прогнозировать предстоящую работу;


V.Этап. закрепления нового материала Практическая работа.

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение обучающимися лабораторной работы.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.


Создает эмоциональный настрой на выполнение практической работы.


Формулирует задание












Организует:

проверку решения уравнений.








Подводит учащихся к выводу.

Анализирует конечный результат и процесс деятельности учащихся.

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

(М.В. Ломоносов).


Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу.


Родоначальником генетического ряда будет медь.


Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить превращения.


Попробуйте применить знания, полученные на уроке.

Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием.

Слайд 6

    Cu  →  CuO  → CuSO4  → Cu(OH)2  → CuCl2→ Cu

2Cu + O2 → 2CuO

CuO + H2SO

CuSO+ H2O

CuSO+2KOH→ Cu(OH)2 + K2SO4

Cu(OH)2+ 2HCl→CuCl2+ 2H2O

CuCl2+ Fe→CuCl2 + Fe Cl2


Вывод: Все химические вещества взаимодействуют между собой, переходя из одного в другое.

Воспринимают информацию.





Настраиваются на выполнение практической работы
















Повторяют правила Т,Б,

Выполняют практическую работу в парах с испоьзованием технологической карты.


Осуществляют

самопроверку.


Формулируют выводы наблюдений.

Осуществляют:

самооценку.

Отработка умений

составлять генентическую цепочку превращений, знаний техники безопасности.


Познавательные:

- осуществлять

анализ, обобщение,

делать вывод;

осознать поставленную

задачу, выполнять

эксперимент;

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Коммуникативные:

Осуществлять

совместную

деятельность в

парах с учётом

поставленных

учебно-познавательных

задач;

Регулятивные:

Самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.

Личностные:

Способность к

самооценке своих

действий.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


















- Что иллюстрируют данные опыты?

- Чему мы научились?

- Какова была цель урока?

- Достигли цели урока?

В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества










- Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?

- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?

- Покажи свое настроение ввиде смайлика.

- Я все понял и справился с заданием.

- Я все понял, но было трудно.

- У меня не все получилось.

Соотносят  цели урока и результаты собственной деятельности;


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Анализируют свою деятельность на уроке.

Осуществляют

самооценку.







Познавательные:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Личностные:

- формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!