Технологическая карта урока химии УМК О.С. Габриелян
Урок 22
Раздел: «Неметаллы и их соединения»
Тема урока: Кислородные соединения серы
Класс 9
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умения характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение кислородных соединений серы; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и получение соединений серы. | Умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания. Формирование умений планирования своей деятельности, проверки и оценивания результатов своей работы, умения самостоятельной работы с информационными источниками. | Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач Формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью; Повышение мотивации к изучению химии, развитие любознательности. |
Решаемая учебная проблема | Какими свойствами обладают оксид серы (IV), оксид серы (VI)? Где используются эти соединения? |
Основные понятия, изучаемые на уроке | оксид серы (IV), оксид серы (VI) |
Демонстрации, лабораторные опыты | https://www.youtube.com/watch?v=rgMiXmd0_rA&t=2s |
Вид используемых на уроках средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска |
Организационная структура урока |
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания |
Длительность этапа | 7—12 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного |
Методы обучения | Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, корректирующая |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Работа с текстом учебника. Диалог на уроке |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умения характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сернистого газа, серного ангидрида. Умения структурировать и интерпретировать изученный материал. |
Длительность этапа | 20—25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Работа с текстом учебника. Устные ответы на вопросы учителя. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения | Метод самостоятельной работы. Систематизирующая беседа |
Форма организации деятельности обучающихся | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа | 10—15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения | Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа | 3—5 минут |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Тема урока. Кислородные соединения серы.
Цель урока. Формирование умений характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
Проблемный вопрос урока. Какими свойствами обладают оксид серы (IV), оксид серы (VI), кислородсодержащие кислоты серы и их соли? Где используются эти соединения?
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Вопросы и задания
1) Охарактеризуйте аллотропные видоизменения серы.
2) Дайте характеристику химического элемента серы по положению в ПСХЭ.
3) Дайте характеристику химических свойств серы.
4) В каких формах сера встречается в природе? Раскройте биологическую роль серы, опишите области ее применения.
5) Составьте цепочку превращений: S → ZnS → SO2 → Na2SO3 → SO2
II. Работа с текстом учебника. Диалог на уроке Формирование умений характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сернистого газа и оксида серы (VI). Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 15 учебника.
Вопросы и задания
1) На основе текста § 15 учебника (с. 81—85) составьте краткую сравнительную характеристику оксидов серы в степенях окисления +4 и +6, используя различные классификационные признаки.
2) Дайте характеристику сернистой кислоты и её солей. Как распознать сульфит-ион?
3) Дайте характеристику серной кислоты и её солей. Как распознать сульфат-ион?
4) Почему свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты различаются?
Записи в тетради:
Оксид серы (IV), SО2 (сернистый газ, сернистый ангидрид) — газ с характерным резким запахом. Типичный кислотный оксид. Раствор сернистого газа в воде — сернистая кислота; ее соли — сульфиты. S+4O2, H2S +4O3 и сульфиты проявляют окислительно-восстановительную двойственность за счет атомов серы в промежуточной степени окисления, равной +4.
Оксид серы (VI) SO3 (серный ангидрид) – бесцветная жидкость, проявляет ярко выраженные кислотные свойства, с водой образует серную кислоту. В результате реакций оксида серы (VI) со щелочами образуются соли серной кислоты – сульфаты:
SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O
Сернистая кислота H2SO3 – слабая, нестабильная неорганическая кислота, которая существует только в водных растворах.
Соли сернистой кислоты – сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион – реакция с хлоридом бария.
BaCl2 + Na2SO3 = BaSO3 + 2NaCl
Серная кислота H2SO4 – бесцветная вязкая жидкость. Концентрированная серная кислота- сильное водоотнимающее средство. Она обугливает бумагу, ткани, древесину. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель, взаимодействует с металлами, стоящими в ряду активности как до, так и после H2.
Cu + 2H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O
Cu0 – 2e – Cu+2 – процесс окисления, восстановитель
S0 + 2e – S+2 - процесс восстановления, окислитель
Соли серной кислоты – сульфаты, склонны к образованию кристаллогидратов. Качественной реакцией на сульфат-ион служит взаимодействие с раствором хлорида и нитрата бария: Ba2+ + SO42- = BaSO4
Сульфат бария в отличие от сульфита бария не растворяется в кислотах.
III. Обобщение и систематизация пройденного материала
Вопросы и задания
1) Определите возможность протекания реакций между оксидом серы (IV) и следующими реагентами: водой, раствором гидроксида калия, оксидом кальция, углекислым газом. Мотивируйте свой ответ. Составьте уравнения возможных реакций.
2) Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.
а) H2S + Cl2 + H2О → HCl + H2SO4
б) ZnS + O2 → ZnO + SO2
в) I2 + H2S → S + HI
г) Ag + O2 + H2S → Ag2S + H2O
д) SO2 + HNO3(конц) → H2SO4 + NO2
е) SO2 + О2 → SO3 ж) Н2SO3 + H2S → S + H2O Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
IV. Подведение итогов. Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос урока.
Домашнее задание: § 15 «Кислородные соединения серы»; выполнить задания № 6,7 после § 15 учебника.