СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Кислородные соединения серы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Кислородные соединения серы"»

Технологическая карта урока химии УМК О.С. Габриелян

Урок 22

Раздел: «Неметаллы и их соединения»

Тема урока: Кислородные соединения серы

Класс 9

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение кислородных соединений серы; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и получение соединений серы.

Умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания.

Формирование умений планирования своей деятельности, проверки и оценивания результатов своей работы, умения самостоятельной работы с информационными источниками.

Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач

Формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью;

Повышение мотивации к изучению химии, развитие любознательности.

Решаемая учебная проблема


Какими свойствами обладают оксид серы (IV), оксид серы (VI)? Где используются эти соединения?

Основные понятия, изучаемые на уроке

оксид серы (IV), оксид серы (VI)

Демонстрации, лабораторные опыты

https://www.youtube.com/watch?v=rgMiXmd0_rA&t=2s

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Организационная структура урока

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Проверка домашнего задания

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Внутренняя и внешняя оценка результатов, обнаружение субъективного незнания

Длительность этапа

7—12 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Устные и письменные ответы на вопросы учителя. Обсуждение сказанного

Методы обучения

Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Коррекция, координация деятельности обучающихся

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Работа с текстом учебника. Диалог на уроке

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умения характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сернистого газа, серного ангидрида. Умения структурировать и интерпретировать изученный материал.

Длительность этапа

20—25 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа с текстом учебника. Устные ответы на вопросы учителя. Записи обучающихся в тетрадь

Методы обучения

Метод самостоятельной работы. Систематизирующая беседа

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, консультационная, координирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала Обобщение и систематизация пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации

Длительность этапа

10—15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Самостоятельное выполнение заданий

Методы обучения

Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность

Функция / роль учителя на данном этапе

Организаторская, контролирующая

Основные виды деятельности учителя

Координация и контроль за деятельностью обучающихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов


Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока

Длительность этапа

3—5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Функция / роль учителя на данном этапе

Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой

Основные виды деятельности учителя

Координация деятельности обучающихся

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями



Тема урока. Кислородные соединения серы.

Цель урока. Формирование умений характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Проблемный вопрос урока. Какими свойствами обладают оксид серы (IV), оксид серы (VI), кислородсодержащие кислоты серы и их соли? Где используются эти соединения?

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Вопросы и задания

1) Охарактеризуйте аллотропные видоизменения серы.

2) Дайте характеристику химического элемента серы по положению в ПСХЭ.

3) Дайте характеристику химических свойств серы.

4) В каких формах сера встречается в природе? Раскройте биологическую роль серы, опишите области ее применения.

5) Составьте цепочку превращений: S → ZnS → SO2 → Na2SO3 → SO2

II. Работа с текстом учебника. Диалог на уроке Формирование умений характеризовать состав, физические и химические свойства, получение и применение сернистого газа и оксида серы (VI). Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 15 учебника.

Вопросы и задания

1) На основе текста § 15 учебника (с. 81—85) составьте краткую сравнительную характеристику оксидов серы в степенях окисления +4 и +6, используя различные классификационные признаки.

2)  Дайте характеристику сернистой кислоты и её солей. Как распознать сульфит-ион?

3) Дайте характеристику серной кислоты и её солей. Как распознать сульфат-ион?

4)  Почему свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты различаются?

Записи в тетради:

Оксид серы (IV), SО2 (сернистый газ, сернистый ангидрид)  — газ с характерным резким запахом. Типичный кислотный оксид. Раствор сернистого газа в воде — сернистая кислота; ее соли — сульфиты. S+4O2, H2S +4O3 и сульфиты проявляют окислительно-восстановительную двойственность за счет атомов серы в промежуточной степени окисления, равной +4.

Оксид серы (VI) SO3 (серный ангидрид) – бесцветная жидкость, проявляет ярко выраженные кислотные свойства, с водой образует серную кислоту. В результате реакций оксида серы (VI) со щелочами образуются соли серной кислоты – сульфаты:

SO3 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O

Сернистая кислота H2SO3 – слабая, нестабильная неорганическая кислота, которая существует только в водных растворах.

Соли сернистой кислоты – сульфиты. Качественная реакция на сульфит-ион – реакция с хлоридом бария.

BaCl2 + Na2SO3 = BaSO3 + 2NaCl

Серная кислота H2SO4 – бесцветная вязкая жидкость. Концентрированная серная кислота- сильное водоотнимающее средство. Она обугливает бумагу, ткани, древесину. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель, взаимодействует с металлами, стоящими в ряду активности как до, так и после H2.

Cu + 2H2SO4 (конц) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Cu0 – 2e – Cu+2 – процесс окисления, восстановитель

S0 + 2e – S+2 - процесс восстановления, окислитель

Соли серной кислоты – сульфаты, склонны к образованию кристаллогидратов. Качественной реакцией на сульфат-ион служит взаимодействие с раствором хлорида и нитрата бария: Ba2+ + SO42- = BaSO4

Сульфат бария в отличие от сульфита бария не растворяется в кислотах.

III. Обобщение и систематизация пройденного материала

Вопросы и задания

1) Определите возможность протекания реакций между оксидом серы (IV) и следующими реагентами: водой, раствором гидроксида калия, оксидом кальция, углекислым газом. Мотивируйте свой ответ. Составьте уравнения возможных реакций.

2)  Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель.

а) H2S + Cl2 + H2О → HCl + H2SO4

б) ZnS + O2 → ZnO + SO2

в) I2 + H2S → S + HI

г) Ag + O2 + H2S → Ag2S + H2O

д) SO2 + HNO3(конц) → H2SO4 + NO2

е) SO2 + О2 → SO3 ж) Н2SO3 + H2S → S + H2O Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.

IV. Подведение итогов. Обучающиеся дают ответ на проблемный вопрос урока.

Домашнее задание: § 15 «Кислородные соединения серы»; выполнить задания № 6,7 после § 15 учебника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!