Технологическая карта урока
Тема урока: «Аминокислоты»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования понятий об аминокислотах, как амфотерных органических соединениях
Задачи урока:
- дать понятие о составе и строении аминокислот, познакомиться с физическими и химическими свойствами аминокислот;
- совершенствовать умения составлять структурные формулы органических веществ на примере аминокислот, называть вещества, писать уравнения химических реакций, подтверждающих амфотерность аминокислот;
- способствовать развитию познавательного интереса, используя практическую значимость аминокислот для человека;
- содействовать воспитанию коммуникативной культуры посредством парной и групповой работы.
- содействовать учащимся в формировании основных мировоззренческих идей на примере биологической роли аминокислот.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- понимать ценность здорового и безопасного образа жизни; необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
Метапредметные:
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, таблицы);
- высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
- осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки;
- самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность;
- выделять характерные признаки понятий об аминокислотах и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
Предметные:
- устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений (кислород- и азотсодержащие соединения);
- давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (глицин);
- характеризовать химические свойства типичных представителей класса аминокислот, как амфотерных соединений;
- критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников.
Форма организации деятельности обучающихся:
парная, групповая, индивидуальная
Методы и методические приемы:
использование элементов проблемного, дифференцированного, здоровьесберегающего, модульного обучения
Приемы:
-
«Проблемная ситуация»
-
«Фишбоун»
-
«Мозговой штурм»
-
«Найди пару»
-
«Синквейн»
-
«Одним словом»
Основные понятия и термины: карбоксильная группа, аминогруппа, аминокислоты, амфотерность, незаменимые аминокислоты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД, формируемые на занятиях |
Организационный | Организует внимание обучающихся. | Организуют своё рабочее место. Индивидуальная работа. | Р: выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее. |
Актуализация знаний | Использует элементы дифференцированного обучения (разноуровневые тестовые задания по теме карбоновые кислоты и амины) | Выполняют задания. Индивидуальная работа. | Р: оценивать правильность выполнения заданий. К: критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; П: искать и находить обобщённые способы решения задач. |
Целеполагание | Наводящими вопросами и заданиями подводит к формулировке темы, цели и задач урока. (прием «Мозговой штурм») | Отвечают на вопросы учителя и вместе с учителем формулируют тему урока, цель урока и записывают их в тетрадь. Фронтальная работа. | Р: ставить цель и задачи деятельности на основе существующих возможностей; К: выделять общую точку зрения в дискуссии; П: ориентироваться в системе знаний об органических веществах. |
Усвоение новых знаний | Использует метод «фишбоун». Предоставляет информацию (состав, строение, физические и химические свойства, биологическая роль) в виде презентации, таблиц, информационных карточек. Подводит обучающихся к выводу о значимости аминокислот в питании и ЗОЖ. | Обучающиеся составляют опорный конспект по ходу урока. Групповая и индивидуальная работа. | Р: выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; К: использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; П: преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.); П: интерпретировать информацию, предоставленную в разных формах; П: устанавливать ПСС между строением и свойствами аминокислот. |
Первичная проверка понимания | Организует коллективную работу класса с карточками по составлению уравнений реакций, подтверждающих амфотерность аминокислот (прием «Найди пару») | Выполняют задания на доске. Коллективная и индивидуальная работа | Р: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; К: организовывать учебное взаимодействие в группе; К: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; П: использовать знаково-символические средства для решения задач. |
Первичное закрепление | 1.Организует парную работу учащихся по составлению характеристики глицина по плану. 2. Организует индивидуальную работу по составлению синквейна как предметный итог урока. | Выполняют задания. Парная и индивидуальная работа. Осуществляют самопроверку характеристики глицина. | Р: оценивать свою деятельность; К: организовывать учебное взаимодействие в групп К: принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; П: применять знания из курса химии при решении различных задач; П: применять знания химической символики для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул аминокислот. |
Рефлексия | Использует прием «Одним словом». | Оценивают свою деятельность на уроке. Индивидуальная работа. | Р: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; К: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства. |
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Формулирует домашнее задание. Уточняет понимание учащимися домашнего задания. | Записывают домашнее задание. Индивидуальная или групповая работа. | Р. Осознавать то, что уже усвоено, и, что подлежит усвоению. К. Уметь слышать и понимать речь других. |